Откровения души православного атеиста

На модерации Отложенный

 

То, о чем я хочу говорить, есть плод внутренней работы Души, жизненного опыта. Мое «душевное»  мировоззрение сформировалось в зрелом возрасте под влиянием работ швейцарского психолога К. Г. Юнга, кому я  обязан перерождению из воинствующего атеиста в православного атеиста. И это не парадоксальное утверждение, для красного словца, для привлечения внимания читателя, а концентрированное выражение внутреннего состояние Души.

Поскольку приходится говорить о Душе человеческой, понятие о которой в обыденном сознании не вяжется с атеистическим мировоззрением, приведу основные определения, которые чрезвычайно важны для дальнейшего понимания. Эти определения  не являются прямыми цитатами из работ К. Г. Юнга, более того  могут вызвать категорическое неприятие профессиональных психологов, хорошо знакомых с его трудами, а потому примите их как аксиоматические.

При обсуждении феномена Души не обойтись без понятия Бессознательного, «предельного психологического понятия, покрывающего все те психологические содержания или процессы, которые не осознаются». Душа вышла из Бессознательного в процессе эволюционного развития, а потому провести границу между ними не представляется возможным.

Основным понятием является понятие функционального комплекса (далее комплекса), как психической сущности, обладающей определенной автономией, психической энергией (побуждением к действию), целевой установкой. В качестве примера могу указать на инстинкты, которые обладают указанными свойствами.  Душа – органичная совокупность комплексов, как «светлых» так и «темных» (по своим целевым установкам). Все наше взаимодействие с внешним миром воспринимается одновременно всеми комплексами, которые формируют сигналы  в виде психической энергии в соответствии со своей целевой установкой. Дух – целевая установка Души, в соответствии с которой выполняется побуждение к действию (реакция на внутреннее и внешнее взаимодействие). Дух может быть и добрым и не добрым, в зависимости от того, какая целевая установка доминирует в данный момент, отсюда выражение «в него вселился злой Дух». Души разных людей способны к прямому взаимодействию вне контроля Сознания, сохраняя в Бессознательном  отпечатки этих взаимодействий. Я полагаю, что  именно это лежит в основе таких  явлений как ясновидение и парапсихология.

Наше Сознание, как особый вид  психической функции, вместе с Волей (сознательной мотивацией), обладающей самостоятельной психической энергией и целевой установкой, это и есть та личность, которой мы себя ощущаем.  «Воля есть психологический  феномен, обязанный своим существованием культуре и нравственному воспитанию, но в высокой степени отсутствующий  в примитивной ментальности».

Нравственность  – традиционные нравы и обычаи общества, устоявшиеся оценки взаимодействия, взаимоотношения людей. Нравственность есть характеристика переменчивая, связанная с местом и временем. Мораль то же, что и нравственность, но имеющая какую-то форму законодательного оформления и принуждения. Мораль – общественный договор «безнравственных»  людей.

Совесть  - удивительный психологический феномен, который я отношу к функциональному комплексу. «Специфика Совести состоит в том, что это есть знание или весть об эмоциональной ценности представлений, имеющихся у нас по поводу мотивов наших действий». Совесть отличается от Чувства (функции) тем, что оцениваются мотивы наших действий как ответ на внешнее взаимодействие, Чувства же оценивают внешние взаимодействия по отношению к нам. Совесть проявляет себя через угрызения Совести, потребность покаяния. Совесть имеет «механизмы» принуждения и наказания, проявления которых для большинства неочевидны и воспринимаются как случайные события. С этой точки зрения Совесть можно рассматривать как внутренний Моральный Кодекс против нашей внутренней безнравственности, соединяющий в себе как судью, так и палача.                 

Совесть, как душевный комплекс, принадлежит личности и по силе своего проявления индивидуальна. Не все виды деятельности «созвучны» ей. Мне трудно представить «совестливого»  военачальника, посылающего на смерть солдат, или «совестливого» бизнесмена в конкурентной среде.

Творчество – это во многом продукт нашего бессознательного, что подтверждается муками творчества, т. е. попытками сознательного творения без поддержки бессознательного. Для древних философов это было само собой разумеемое, что нашло свое отражение в дискуссиях по поводу «я думаю …, или мне думается…». Их Душа была значительно «ближе» к Сознанию в отличие от современного рационального человека. «Мысли вырастают в стороне от сознания, более того, они уже стоят наготове, а сознанию ничего об этом неизвестно».  Все те мировоззренческие вопросы, которые мы задаем себе: кто мы, откуда мы и для чего мы живем на Земле, были уже поставлены Душой и в каком-то виде разрешены с учетом ее эволюционного развития. С этой точки зрения Душа религиозна, поскольку внутри себя она не находит «точек опоры», формируя их  вне себя в виде некоторых Сущностей по своему образу и подобию. От множественности Богов, что соответствовало множественности центров сил древней Души, она эволюционировала к единобожию, как закономерному этапу своего развития. От Божества  по образу и подобию человека, что соответствует христианству, к абстрактной Божественной (безличной) Сущности в исламе, как более молодой религии (возрастания роли абстрактного мышления Души).

Помня о тесной связи творчества с Бессознательным,  можно попытаться найти отражение эволюционных представлений души в письменных источниках.  « В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». В этом тексте Евангелие от Иоанна, отражается важнейший этап развития Души.  Слово явилось не только средством коммуникации людей,  но и важным дополнением образного общения Души с Личностью, способствовало возникновению абстрактного мышления. За ехидным обывательским вопросом: что было раньше – курица или яйцо скрыт тяжелейший мировоззренческий вопрос Души, нашедшее свое частное решение в образе христианской Троицы – Отца, Сына, Святого Духа.  В символах Отца и Сына, которые существовали извечно (исключена Мать) нашло свое символическое выражение начало всех начал мироздания.

Совесть как функциональный комплекс – это последнее «приобретение» Души, образное описание появления и проявления которой мы находим в Новом Завете.  В биологии известен факт, что последний приобретенный признак при неблагоприятных условиях в первую очередь и теряется. Что в первую очередь теряет человек? ...  Правильно – Совесть!

При прочтении текста Нового Завета нужно иметь в виду, что его нельзя понимать дословно, в нем много иносказаний. На это есть прямое указание в самом тексте. «Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце». [Ев.  от Иоанна, 16.25] Перечитайте еще раз тексты  Нового Завета и сопоставьте личность Иисуса с «персоной» Совести.  По текстам Евангелия Иисус выступает и как голос Совести (Дух) и как личность, ведомая Совестью. Я приведу некоторые, показательные с моей точки зрения, отрывки текста Евангелия в качестве подтверждения своей гипотезы.

«Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго… родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их   [Ев.  от Матфея 1.18,21]  «ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа». [Ев.  от  Иоанна 1.17] Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.  Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.  Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа». [Ев.  от  Иоанна 3.6-8]  Настолько все ясно и прямо сказано, что комментарии излишни.

«Когда же они были там [Вифлием], наступило время родить Ей;  и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».  [Ев. от Луки, 2.6] Еще одно удивительное иносказание о зарождении человеческого (Совести) в человеке. Обретя Совесть, человек выделился из животного мира, ибо многое,  что есть в душе человеческой, есть и в животном мире, но нет в нем Совести.  И Первенец был рожден и положен в ясли в помещении, где содержался скот и его потомство.

«Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны». [Ев.  от  Иоанна 3.19-21]  

« Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну,  дабы все чтили Сына, как чтут Отца». [Ев.  от  Иоанна 5.22]  

Высказанная гипотеза двойственности Иисуса как дух (Совесть) и как персона позволяет разрешить тяжелейший для рационального человека вопрос о жертве Иисуса и его воскрешении. Иисус предполагает о своей тяжелой доле, но не желает ее.  «Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.  И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.  И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю».   [Ев.  от  Луки 22.40-44]  И голос Совести был громче голоса инстинкта самосохранения, чему много примеров явлено миру. Воскрешение Иисуса  есть возрождение Совести в каждом представителе рода человеческого против его внутренней греховности!

                Таким образом,  совестливость есть основное содержание раннего христианства, которое сохранилось в Православии, для которого основным методом христианизации была проповедь и личный пример проповедников (в истории Руси есть и другие примеры христианизации, не буду судить, поскольку не являюсь специалистом в данном вопросе). Западная ветвь  (в первую очередь Римская церковь) не акцентировала совестливость как основное содержание христианства, построив себя по образу и подобию государственного устройства того времени. Вместо Совести – христианская мораль, то есть  внешнее принуждение, инквизиция, крестовые походы; вместо искупления грехов через покаяние, можно было выкупить свои грехи, избавившись от мук совести. В церковных ритуалах большое внимание уделяется внешней форме, видимости, нежели внутреннему содержанию. Не здесь ли корни кризиса Западного Христианства?

                Совесть -  внутренняя сущность русской души (народов России), дважды за последнее столетие поверглась тяжелейшим испытаниям, разрушению. В первый раз Совесть была «убита» во время гражданской войны 1918-1921 годов, когда брат пошел на брата, а сын на отца, когда победители занимали дворцы побежденных, и в этой войне сейчас уже не найдешь ни правых, ни виноватых, трагедия одна на всех.

                Православная церковь, как хранитель христианской Совести была разрушена, а вместе с ней исчезла возможность ее быстрого естественного воскрешения. На «душевном» пепелище возник феномен, не имевший прецедента в истории человечества –  партийная Совесть,  со всеми ее душевными проявлениями: угрызением, покаянием, жертвенностью. Яркое описание проявлений партийной Совести дано в рассказе Александра Зиновьева «Сталин – нашей юности полет».  Главной «привилегией» партийного или хозяйственного руководителя была «привилегия» умереть за неисполнение порученного дела и это наказание воспринималось им как справедливое, заслуженное.  Вне всякого сомнения, в ряды партийных руководителей проникали разные проходимцы и главная вина И.В. Сталина в том, что в борьбе за партийную нравственность он уничтожил и партийных «проповедников» (партийную Совесть), тем самым уничтожив себя и Великую Страну руками своих же «последователей». В позднем СССР партийная Совесть «отлилась» в известный, блиставший позолотой лозунг: Коммунистическая Партия Советского Союза – ум, честь, и Совесть  нашей эпохи, а прежняя христианская мораль преобразовалась в моральный кодекс строителя коммунизма. Моральным судьей зачастую выступал партком, разрешая как бытовые прегрешения, так и более серьезные нарушения, находящиеся вне сферы уголовного законодательства.

                В послевоенные годы жизнь становится спокойнее, постепенно возрождается естественная, душевная Совесть, одновременно с этим идет процесс разложения партийной Совести.  Постоянное давление репрессивного характера на партийный аппарат времен И.В.Сталина ослабло, возникли привилегии при снижении ответственности, в партию вступали не по идейным, а по прагматическим мотивам занятия соответствующего места в иерархии власти и производства. Возник тяжелейший конфликт между декларируемыми принципами  и реальной жизнью, а для отдельных  личностей между партийной совестью и реальными делами. Вспоминая свое комсомольское прошлое, внутреннюю душевную борьбу и решение уйти в сторону, отказаться от роста по «партийной» линии, воспользовавшись удобным случаем, понимаю, что это было проявлением слабости. Результат таких «слабостей» - крушение Великой Страны.

                Реформы 91-93 годов, «шоковая» терапия, свобода от каких либо ограничений нанесли такой удар по Совести, по всей душе русского народа, от которого вот уже более 20 лет она не может оправиться. Совестливость оказалось качеством несовместимым с успешностью, на что народ отреагировал, в том числе, и отказом самовоспроизводиться. Усилия Православной Церкви по воскрешению Совести, нравственности пока не дают ощутимого результата, несмотря на огромное расширение числа церквей и людей их посещающих.

Когда же, наконец,  Россия перестанет быть мировой испытательной площадкой: была государственная идеология – долой ее, не бывать более никакой государственной идеологии;  оглянулись и ужаснулись той мрази всеобщего потребительства, занявшему освободившееся место:  нравственно то, что эффективно; продается все, что покупается; человек должен быть производительным, или не быть. Теперь уже из уст Патриарха слышим – так жить нельзя, нужно вернуться к православным христианским ценностям, возродить христианскую нравственность;  с чем трудно не согласиться, поскольку в условиях рыночной конкуренции возможностей ее естественного возрождения  нет.

Ощущения потерянности, крушения внутренних душевных опор, совестливости испытывают многие представители старшего поколения, с грустью смотря на молодежь, «успешную» молодежь, уже  вписавшуюся в существующую среду. Совесть, загнанная в глубины Бессознательного, внезапно и непредсказуемо будет мстить им за грехи их, вне зависимости от их веры или неверия в нее.

Сегодня Православная Церковь, пожалуй, единственное место, где Совесть «оживает», куда подсознательно тянет и неверующую молодежь. А потому,  увидев их скромно стоящих в стороне, с непокрытой головой, не акцентируйте на них свое внимание, не требуйте от них участия в церковных ритуалах. Если им здесь хорошо, то это самое главное и не надо требовать большего, со временем они сами определятся, как общаться со своей Душой.

Мир Вам и Вашей Душе.

                                                               Шарцев Александр Сергеевич,  православный атеист.

Говоря о Православии, я никоим образом не хочу принизить другие верования; я вырос в Православной культуре и другой культуры не знаю.

 

 

То, о чем я хочу говорить, есть плод внутренней работы Души, жизненного опыта.

Мое «душевное»  мировоззрение сформировалось в зрелом возрасте под влиянием работ швейцарского психолога К. Г. Юнга, кому я  обязан перерождению из воинствующего атеиста в православного атеиста. И это не парадоксальное утверждение, для красного словца, для привлечения внимания читателя, а концентрированное выражение внутреннего состояние Души.

Поскольку приходится говорить о Душе человеческой, понятие о которой в обыденном сознании не вяжется с атеистическим мировоззрением, приведу основные определения, которые чрезвычайно важны для дальнейшего понимания. Эти определения  не являются прямыми цитатами из работ К. Г. Юнга, более того  могут вызвать категорическое неприятие профессиональных психологов, хорошо знакомых с его трудами, а потому примите их как аксиоматические.

При обсуждении феномена Души не обойтись без понятия Бессознательного, «предельного психологического понятия, покрывающего все те психологические содержания или процессы, которые не осознаются». Душа вышла из Бессознательного в процессе эволюционного развития, а потому провести границу между ними не представляется возможным.

Основным понятием является понятие функционального комплекса (далее комплекса), как психической сущности, обладающей определенной автономией, психической энергией (побуждением к действию), целевой установкой. В качестве примера могу указать на инстинкты, которые обладают указанными свойствами.  Душа – органичная совокупность комплексов, как «светлых» так и «темных» (по своим целевым установкам). Все наше взаимодействие с внешним миром воспринимается одновременно всеми комплексами, которые формируют сигналы  в виде психической энергии в соответствии со своей целевой установкой. Дух – целевая установка Души, в соответствии с которой выполняется побуждение к действию (реакция на внутреннее и внешнее взаимодействие). Дух может быть и добрым и не добрым, в зависимости от того, какая целевая установка доминирует в данный момент, отсюда выражение «в него вселился злой Дух». Души разных людей способны к прямому взаимодействию вне контроля Сознания, сохраняя в Бессознательном  отпечатки этих взаимодействий. Я полагаю, что  именно это лежит в основе таких  явлений как ясновидение и парапсихология.

Наше Сознание, как особый вид  психической функции, вместе с Волей (сознательной мотивацией), обладающей самостоятельной психической энергией и целевой установкой, это и есть та личность, которой мы себя ощущаем.  «Воля есть психологический  феномен, обязанный своим существованием культуре и нравственному воспитанию, но в высокой степени отсутствующий  в примитивной ментальности».

Нравственность  – традиционные нравы и обычаи общества, устоявшиеся оценки взаимодействия, взаимоотношения людей. Нравственность есть характеристика переменчивая, связанная с местом и временем. Мораль то же, что и нравственность, но имеющая какую-то форму законодательного оформления и принуждения. Мораль – общественный договор «безнравственных»  людей.

Совесть  - удивительный психологический феномен, который я отношу к функциональному комплексу. «Специфика Совести состоит в том, что это есть знание или весть об эмоциональной ценности представлений, имеющихся у нас по поводу мотивов наших действий». Совесть отличается от Чувства (функции) тем, что оцениваются мотивы наших действий как ответ на внешнее взаимодействие, Чувства же оценивают внешние взаимодействия по отношению к нам. Совесть проявляет себя через угрызения Совести, потребность покаяния. Совесть имеет «механизмы» принуждения и наказания, проявления которых для большинства неочевидны и воспринимаются как случайные события. С этой точки зрения Совесть можно рассматривать как внутренний Моральный Кодекс против нашей внутренней безнравственности, соединяющий в себе как судью, так и палача.                 

Совесть, как душевный комплекс, принадлежит личности и по силе своего проявления индивидуальна. Не все виды деятельности «созвучны» ей. Мне трудно представить «совестливого»  военачальника, посылающего на смерть солдат, или «совестливого» бизнесмена в конкурентной среде.

Творчество – это во многом продукт нашего бессознательного, что подтверждается муками творчества, т. е. попытками сознательного творения без поддержки бессознательного. Для древних философов это было само собой разумеемое, что нашло свое отражение в дискуссиях по поводу «я думаю …, или мне думается…». Их Душа была значительно «ближе» к Сознанию в отличие от современного рационального человека. «Мысли вырастают в стороне от сознания, более того, они уже стоят наготове, а сознанию ничего об этом неизвестно».  Все те мировоззренческие вопросы, которые мы задаем себе: кто мы, откуда мы и для чего мы живем на Земле, были уже поставлены Душой и в каком-то виде разрешены с учетом ее эволюционного развития. С этой точки зрения Душа религиозна, поскольку внутри себя она не находит «точек опоры», формируя их  вне себя в виде некоторых Сущностей по своему образу и подобию. От множественности Богов, что соответствовало множественности центров сил древней Души, она эволюционировала к единобожию, как закономерному этапу своего развития. От Божества  по образу и подобию человека, что соответствует христианству, к абстрактной Божественной (безличной) Сущности в исламе, как более молодой религии (возрастания роли абстрактного мышления Души).

Помня о тесной связи творчества с Бессознательным,  можно попытаться найти отражение эволюционных представлений души в письменных источниках.  « В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». В этом тексте Евангелие от Иоанна, отражается важнейший этап развития Души.  Слово явилось не только средством коммуникации людей,  но и важным дополнением образного общения Души с Личностью, способствовало возникновению абстрактного мышления. За ехидным обывательским вопросом: что было раньше – курица или яйцо скрыт тяжелейший мировоззренческий вопрос Души, нашедшее свое частное решение в образе христианской Троицы – Отца, Сына, Святого Духа.  В символах Отца и Сына, которые существовали извечно (исключена Мать) нашло свое символическое выражение начало всех начал мироздания.

Совесть как функциональный комплекс – это последнее «приобретение» Души, образное описание появления и проявления которой мы находим в Новом Завете.  В биологии известен факт, что последний приобретенный признак при неблагоприятных условиях в первую очередь и теряется. Что в первую очередь теряет человек? ...  Правильно – Совесть!

При прочтении текста Нового Завета нужно иметь в виду, что его нельзя понимать дословно, в нем много иносказаний. На это есть прямое указание в самом тексте. «Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце». [Ев.  от Иоанна, 16.25] Перечитайте еще раз тексты  Нового Завета и сопоставьте личность Иисуса с «персоной» Совести.  По текстам Евангелия Иисус выступает и как голос Совести (Дух) и как личность, ведомая Совестью. Я приведу некоторые, показательные с моей точки зрения, отрывки текста Евангелия в качестве подтверждения своей гипотезы.

«Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго… родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их   [Ев.  от Матфея 1.18,21]  «ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа». [Ев.  от  Иоанна 1.17] Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.  Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.  Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа». [Ев.  от  Иоанна 3.6-8]  Настолько все ясно и прямо сказано, что комментарии излишни.

«Когда же они были там [Вифлием], наступило время родить Ей;  и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».  [Ев. от Луки, 2.6] Еще одно удивительное иносказание о зарождении человеческого (Совести) в человеке. Обретя Совесть, человек выделился из животного мира, ибо многое,  что есть в душе человеческой, есть и в животном мире, но нет в нем Совести.  И Первенец был рожден и положен в ясли в помещении, где содержался скот и его потомство.

«Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны». [Ев.  от  Иоанна 3.19-21]  

« Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну,  дабы все чтили Сына, как чтут Отца». [Ев.  от  Иоанна 5.22]  

Высказанная гипотеза двойственности Иисуса как дух (Совесть) и как персона позволяет разрешить тяжелейший для рационального человека вопрос о жертве Иисуса и его воскрешении. Иисус предполагает о своей тяжелой доле, но не желает ее.  «Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.  И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.  И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю».   [Ев.  от  Луки 22.40-44]  И голос Совести был громче голоса инстинкта самосохранения, чему много примеров явлено миру. Воскрешение Иисуса  есть возрождение Совести в каждом представителе рода человеческого против его внутренней греховности!

                Таким образом,  совестливость есть основное содержание раннего христианства, которое сохранилось в Православии, для которого основным методом христианизации была проповедь и личный пример проповедников (в истории Руси есть и другие примеры христианизации, не буду судить, поскольку не являюсь специалистом в данном вопросе). Западная ветвь  (в первую очередь Римская церковь) не акцентировала совестливость как основное содержание христианства, построив себя по образу и подобию государственного устройства того времени. Вместо Совести – христианская мораль, то есть  внешнее принуждение, инквизиция, крестовые походы; вместо искупления грехов через покаяние, можно было выкупить свои грехи, избавившись от мук совести. В церковных ритуалах большое внимание уделяется внешней форме, видимости, нежели внутреннему содержанию. Не здесь ли корни кризиса Западного Христианства?

                Совесть -  внутренняя сущность русской души (народов России), дважды за последнее столетие поверглась тяжелейшим испытаниям, разрушению. В первый раз Совесть была «убита» во время гражданской войны 1918-1921 годов, когда брат пошел на брата, а сын на отца, когда победители занимали дворцы побежденных, и в этой войне сейчас уже не найдешь ни правых, ни виноватых, трагедия одна на всех.

                Православная церковь, как хранитель христианской Совести была разрушена, а вместе с ней исчезла возможность ее быстрого естественного воскрешения. На «душевном» пепелище возник феномен, не имевший прецедента в истории человечества –  партийная Совесть,  со всеми ее душевными проявлениями: угрызением, покаянием, жертвенностью. Яркое описание проявлений партийной Совести дано в рассказе Александра Зиновьева «Сталин – нашей юности полет».  Главной «привилегией» партийного или хозяйственного руководителя была «привилегия» умереть за неисполнение порученного дела и это наказание воспринималось им как справедливое, заслуженное.  Вне всякого сомнения, в ряды партийных руководителей проникали разные проходимцы и главная вина И.В. Сталина в том, что в борьбе за партийную нравственность он уничтожил и партийных «проповедников» (партийную Совесть), тем самым уничтожив себя и Великую Страну руками своих же «последователей». В позднем СССР партийная Совесть «отлилась» в известный, блиставший позолотой лозунг: Коммунистическая Партия Советского Союза – ум, честь, и Совесть  нашей эпохи, а прежняя христианская мораль преобразовалась в моральный кодекс строителя коммунизма. Моральным судьей зачастую выступал партком, разрешая как бытовые прегрешения, так и более серьезные нарушения, находящиеся вне сферы уголовного законодательства.

                В послевоенные годы жизнь становится спокойнее, постепенно возрождается естественная, душевная Совесть, одновременно с этим идет процесс разложения партийной Совести.  Постоянное давление репрессивного характера на партийный аппарат времен И.В.Сталина ослабло, возникли привилегии при снижении ответственности, в партию вступали не по идейным, а по прагматическим мотивам занятия соответствующего места в иерархии власти и производства. Возник тяжелейший конфликт между декларируемыми принципами  и реальной жизнью, а для отдельных  личностей между партийной совестью и реальными делами. Вспоминая свое комсомольское прошлое, внутреннюю душевную борьбу и решение уйти в сторону, отказаться от роста по «партийной» линии, воспользовавшись удобным случаем, понимаю, что это было проявлением слабости. Результат таких «слабостей» - крушение Великой Страны.

                Реформы 91-93 годов, «шоковая» терапия, свобода от каких либо ограничений нанесли такой удар по Совести, по всей душе русского народа, от которого вот уже более 20 лет она не может оправиться. Совестливость оказалось качеством несовместимым с успешностью, на что народ отреагировал, в том числе, и отказом самовоспроизводиться. Усилия Православной Церкви по воскрешению Совести, нравственности пока не дают ощутимого результата, несмотря на огромное расширение числа церквей и людей их посещающих.

Когда же, наконец,  Россия перестанет быть мировой испытательной площадкой: была государственная идеология – долой ее, не бывать более никакой государственной идеологии;  оглянулись и ужаснулись той мрази всеобщего потребительства, занявшему освободившееся место:  нравственно то, что эффективно; продается все, что покупается; человек должен быть производительным, или не быть. Теперь уже из уст Патриарха слышим – так жить нельзя, нужно вернуться к православным христианским ценностям, возродить христианскую нравственность;  с чем трудно не согласиться, поскольку в условиях рыночной конкуренции возможностей ее естественного возрождения  нет.

Ощущения потерянности, крушения внутренних душевных опор, совестливости испытывают многие представители старшего поколения, с грустью смотря на молодежь, «успешную» молодежь, уже  вписавшуюся в существующую среду. Совесть, загнанная в глубины Бессознательного, внезапно и непредсказуемо будет мстить им за грехи их, вне зависимости от их веры или неверия в нее.

Сегодня Православная Церковь, пожалуй, единственное место, где Совесть «оживает», куда подсознательно тянет и неверующую молодежь. А потому,  увидев их скромно стоящих в стороне, с непокрытой головой, не акцентируйте на них свое внимание, не требуйте от них участия в церковных ритуалах. Если им здесь хорошо, то это самое главное и не надо требовать большего, со временем они сами определятся, как общаться со своей Душой.

Мир Вам и Вашей Душе.

                                                               Шарцев Александр Сергеевич,  православный атеист.

Говоря о Православии, я никоим образом не хочу принизить другие верования; я вырос в Православной культуре и другой культуры не знаю.