Что происходит сейчас?

На модерации Отложенный

То, что происходит сейчас в России, есть революция. Надо назвать вещи своими именами, иначе нам трудно будет выбраться из круга стереотипных представлений, навязанных шаблонов и традиционного образа мыслей.

Революция не всегда связана с насилием, насилие и революция – не синонимы. Мятеж не всегда есть революция, революция не всегда происходит в форме мятежа.

Сама постановка вопроса свидетельствует о том, что происходящее настоятельно требует осмысления. То есть, иными словами, действия больших масс людей не имеют видимой, осязательной причины, четко сформулированной и канализованной в определенном направлении.

Митингам нет причины в рамках существующей парадигмы политического мышления. Порыв «За честные выборы» есть повод, но далеко не причина того, что люди вышли на улицы.

Подложить под сегодняшнее движение идеалы и методы 90-х годов не получается. При том, что внешние формы протеста схожи,  внутреннее наполнение этого протеста принципиально отлично от предыдущего.

Протест против «свинцовой мерзости социализма», завершившийся в 90-е гг. компромиссом и поражением протестующих,  по своему наполнению был совершенно и однозначно политическим. Политическими были его лозунги, политическими были и формы борьбы. Массовые выступления были только поддержкой политических требований, очевидных для подавляющего большинства населения. Нравственное наполнение этих политических требований существовало в неявном, неосознанном, скрытом виде.

Поражение политических идеалов 90-х гг. стало уроком для носителей этих идеалов. И в то же время это поражение есть по сию пору поражение той парадигмы политического мышления, которое безраздельно царит сегодня во всем мире.

Формула «политика есть концентрированное (снятое) выражение экономики» перестала быть актуальной.

Современный политический процесс есть прежде всего концентрированное (снятое) выражение интереса нравственного.

Бисмарк говорил о том, что «лучшее лекарство от всякой революции – ежедневная курица в супе у каждого крестьянина». Это лекарство перестало работать, поскольку ежедневная курица стала не достижением, а обыденностью.  

Сегодняшний протест против «фальсификации выборов» есть протест этический и противостоящий политике в том понимании, которое существовало до сих пор. Масса протестующих не выдвигает каких-либо осязаемых политических требований и тем самым совершенно непонятна ни власти, ни тем, кто противостоит власти в рамках существующего и господствующего пока образа политического мышления. Политические требования не выдвигаются самими  протестующими, но только организаторами выступлений, и эти требования не носят характера коренного слома системы власти, протеста против самой сущности власти, как то было в 90-е гг.

Тем не менее эти  политические требования поддерживаются значительным количеством людей, которое не является подавляющим большинством – и даже не представляет собой простого большинства. Канализировать, оформить свой нравственный протест иным способом они пока не в состоянии.

Политические требования, предъявляемые власти от имени протестного движения, не органичны для этого самого движения. Это движение главным образом и прежде всего этическое, нравственное, идеальное, которое требует и пока не может найти для себя материальные формы выражения себя.

Люди приходят на митинги, выступая против безнравственности власти и всеобъемлющей лжи, которая проникла во все стороны общественной жизни и стала, по существу, образом жизни нашей  страны. При этом на митинги приходят те, кто в состоянии этот факт понять или просто почувствовать. Таких людей меньшинство, и это  вполне закономерно. Такие люди вызывают симпатию и неполное понимание, недоумение у большинства, и это закономерно.

Эти люди вызывают раздражение и недоумение у власти, которая органически не способна их понять и договориться с ними.

Нетрудно предвидеть, что этот этический, нравственный протест немедленно и неизбежно используют  профессиональные политики в своих политических целях. И вполне вероятно, что профессиональные политики и организаторы свои собственные политические цели в рамках этого движения вполне способны достигнуть. Во всяком случае, способны достигнуть часть этих целей.

Однако возникает вопрос, совпадают ли полностью и целиком цели профессиональных политиков с целями и чаяниями рядовых участников движения, которые в подавляющем большинстве совершенно и принципиально беспартийны и движимы совершенно иными чаяниями, нежели уже сформировавшиеся – в иных условиях и для решения иных задач - существующие политические силы, которые так или иначе встроены в систему власти, против форм которой направлен протест большого количества людей?

При всем при этом нельзя исключить радикализации развития событий. Напряжение в обществе ощутимо растет, и при том, что оно не приобрело пока еще форм силового протеста,  приближение к этой грани вполне ощутимо. Цена ошибок власти в такой обстановке возрастает многократно – и следует учитывать, что не ошибаться власть не может по самой сущности нынешней власти.        

Власть продолжает лгать и настаивает на своей лжи. Чем больше настаивает, тем более широкие слои общества отворачиваются от власти, то есть процесс идет по нарастающей.

При этом протестное движение слабо и недостаточно широко. Традиционная парадигма политического мышления и тесно связанные с нею традиционные политические механизмы являются господствующими как в общественной практике, так и в общественном сознании.

В этих условиях бессовестная, принципиально аморальная власть  в очередной раз скоро одержит победу над обществом, в очередной раз в извращенной форме изнасиловав наше общество. Которое слабо и совершенно не готово к сопротивлению ни в какой форме. На что есть большое множество причин, начиная от политической и простой функциональной неграмотности большого количества людей и заканчивая нежеланием каких-либо перемен среди еще большего количества.  Ежедневная курица в супе в очередной раз победит совесть, достоинство и честь.

Сознание того, что неприятности 90-х гг. не могут повториться ни при каких обстоятельствах, поскольку для них нет ни базы, ни условий, а люди приобрели опыт выживания в новых условиях, которого не было в 90-х гг., такое понимание отсутствует в широких массах населения. Опасение, что «всегда может быть хуже, чем сейчас», преобладает в массовом сознании. Исторический опыт, заложенный в общественном сознании, включает красный свет на перемены. Этот опыт свидетельствует о том, что всякие перемены в России происходят только в худшую сторону.

Поэтому протестные движения после мая, то есть после вступления в должность нового Президента, в любом случае обречены на затухание. После драки кулаками не машут. Теперешний взрыв совести, достоинства и чести в очередной раз будет подавлен, и будет подавлен  вовсе не властью, а массовым безразличием,  страхом и разобщенностью общества.  

В стране не изменится ровным счетом ничего. Увеличатся налоги и уменьшатся пенсии, больше станет цена услуг ЖКХ, дороже бензин и чуть-чуть дешевле станут импортные машины. «Зачисток» не будет – некого уже зачищать, вокруг один асфальтобетон.

Цены на нефть, видимо, вырастут ещё.

Через год по России чувствительно, но не смертельно  ударит кризис Еврозоны и Америки.

Всё это ровным счетом ничего не изменит в бытовой жизни людей, у которых сегодня есть своя ежедневная курица в супе и которые не без оснований надеются иметь эту курицу и в обозримом будущем.

Новое политическое мышление, зародившись, не созрело и не успело обрести новых, адекватных форм, способных поднять широкие народные массы на восстание под принципиально новыми знаменами – под заменами нравственности и истины, против безнравственности и лжи.

Этому новому политическому мышлению предстоит зреть в условиях пассивного противодействия со стороны существующей системы власти.

Необоримая сила этого мышления в то, что власть органически неспособна понять его сущность и выполнить его требования. Слабость этого движения – в крайне общем характере его требований и их «несущественности» и «неосуществимости» с точки зрения существующей политической практики.

Нельзя требовать даже понимания понятия честности от людей, сделавших обман и шулерство образом жизни. Они не понимают и никогда не поймут этих требований. 

Сегодняшняя революция обречена на поражение. Её победа – в недалеком будущем. Впереди.