тополь

На модерации Отложенный

   Очень хочется рассказать об одном забавном приключении, происшедшим со мной в городе Благовещенске.

  Благовещенск является областным центром Амурской области, сьоит непосредственно на реке Амур и считается как бы началом Дальнего Востока. Военная судьба занесла меня туда на 3х месячные курсы переподготовки командиров разведподразделений. Дело было летом 1967 года.

 Я был тогда старшим лейтенантом и командовал уже разведывательной ротой.

 Мне необходимо было прибыть в Благовещенск 3 мая. Курсы были организованы при Дальневосточном ВОКУ (высшем общевойсковом командном училище). По этой причине мне пришдось вылететь из Улан-Удэ 2 мая, фактически в праздничный день, а так как меня провожали друзья, то в самолет я погрузился в сильном подпитии. Самолет был довольно устаревшим (Ли-2). Летел медленно, постояннно проваливаясь в "воздушные ямы". Мне же  это было нипочем, так как я, в основном, спал...

  Проснулся я когда самолет совершил посадку. У проходивших мимо меня на выход пилотов я спросил где мы находимся, на что один из них ответил мне одним словом: "Тахтамыгда". "Ну, блин, и названия!" - подумал я. Смотрю в окно и вижу пустынный аэродром, выстеленный аккуратными шестиугольными бетонными плитами. Одна из плит, находящаяся невдалеке от нашего самолета оказалась красного цвета и на ней белыми буквами было что-то написано. Мною все больше и больше стало овладевать любопытство и я вышел из самолета, тем более, что многие пассажиры, в большинстве своем военные, толпилиь у самолета и покуривали. Я же сразу пошел к красной плите и прочел надпись втиснутую в бетон белым камнем: 

                    НКВД СССР                                                                                                                                                                                                                                стройка № 147 ТАХТАМЫГДА 1943

   Я почувствовал, что прикоснулся к чему -то, что являлось предметом нашей мрачной стороны истории... В разговоре с другими пассажирами я узнал, что это был один из аэродромов, на которые во время войны с Аляски перегонялись американские самолеты. Их здесь обслуживали, заправляли и отправляли далше...Как раз об этих событиях расссказывает современный фильм "Перегон". Ну раз здесь упоминается НКВД то, естесственно строили его "зэки". Воображаю, сколько костей оставили там эти люди! Конечно, этот аэродром, как и другие номерные стройки того времени, были очень необходимы стране, но обидно, что строителям этим никто не сказал "СПАСИБО". Вспоминаются строки из "Железной дороги" Николая Александровича Некрасова: "...братья, вы наши плоды пожинаете...". Потом был такой же аэродром "Магдагачи"...От одних этих названий, знаете, мороз пробирает...

   В ДВОКУ для нас было выделено общежитие с комнатами на 4х человек. Здесь были собраны офицеры с Забайкальского и Дальевосточного военных округов. Я даже встретил 2х выпускников Московского ВОКУ, с которыми учился в Москве...

  Учеба была нетрудной, даже интересной. Тогда в разведподразделения вместо танков ПТ-76 стали поступать БМП (боевые машины пехоты), поэтому были и стрельбы и вождения этих прекрасных машин.

  За нами для общего руководства был приставлен некий полковник Латышев, мысли которого были постоянно заняты предстоящим увольнением из Вооруженных Сил и поэтому с нами он не перетруждал себя. На первом построении, при знакомстве с нами он поделил нас на 2 группы и назначил из нас самих двух его помощников - командиров групп. "Все вы офицеры не ниже командиров рот, потому считаю, что каких-либо нарушений установленного распорядка и пр. быть не может. С тех пор мы видели его лишь на утреннем построении во время развода на занятия да и то не всегда. Он бедняга после войны с Японией так и остался служить на Востоке и сейчас ломал голову куда ему поехать "на дембель". С 14 до 17 часов должна была быть самоподготовка, но т.к. никакого контроля за нами в то время не было, мы занимались кто чем хотел. Только уходить из аудитории нельзя было.

   Благовещенск город сравнительно молодой, с хорошим климатом. Там растет вишня, рынок, в сравнении с Забайкальем, изобилует разнообразием овощей. В Благовещенске неплохой театр оперы и балета. В то время мы порадовали себя, приобретя билеты на балет"Лебединое озеро", который ставила, находящийся там на гастролях, труппа Бурятского театра. Роль Одетты исполняла известнейшая в стране балерина-бурятка Лариса Сахьянова, в то время после Улановой и Плисецкой это была балетная звезда - Народная Артистка СССР. Мы хорошо изучили город, побывали в музее, выставке картин. Вечерами в парке при Доме офицеров проводились танцы.

  В общем Благовещенск произвел на нас самое приятное впечатление, за исключением одного чисто природного явления. Дело в том, что основной растительностью непосредственно в городе были тополя. По-видимому, устроителям города в свое время тополь показался самым удобным деревом - растет быстро, неприхотливо и в каких угодно условиях. Благовещенск весь прямо утопает в тополях. Но летом от этих тополей получается большая неприятность. Прямо-таки стихийное бедствие! Это тополиный пух. От него даже солнце мрачнеет. Дышать подчас становится просто невозможно. На улицах когда нет ветра он лежит как снег. Притом горит как порох, нередко являясь причиной пожаров. Особенно страдают люди с аллергической патологией. Бомню, как-то во время буйства этого пуха разразился сильный ливень. Тут мужно было хоть вдохнуть полной грудью - пух был прибит. Думаем - наконец-то! Но не тут то было! Оказывается, тополя, как хитрые живые существа, на момент дождя свои коробочкми с пухом позакрывали, но как только припекло солнце - пух полетел с еще большей силой...Постепенно это все прекратилось. Не буду утверждать, но я слышал, что в настоящее время тополя запрещено использовать для озеленения городов и правильно - ведь это проосто бедствие для людей, особенно больгных.

   Но лучшей достопримечательностью Благовещенска был конечно АМУР. Амур-батюшка...Амур пограничная река. По ту сторону Китай... Враждебный в то время Китай. Как раз на стороне противоположной Благовещенску располагается китайский город Хэйхэ,  (в прошлом имеющий маньчжурское название Сахалян).

  Местные рассказывают, что когда у нас с Китаем была дружба, то горожане как с нашей так и с китайской стороны запросто ходили друг к другу в гости. Ниченго не стоило, особенно зимой по льду. просто сходить в Китай и, скажем, попить там китайского пива. Необходимо только было отметиться на пограничном посту... Рассказывают, что когда отношения стали ухудшаться, местные власти стали предупреждать в газетах и по радио об уголовной ответственности за перекход границы. Власти для острастки были вынуждены для острастки осудить показательным судом какого-то "беднягу", который не поверил угрозам о наказании и, в результате схлопотал 3 года тюрьмы. Он по старой привычке по льду поперся туда. Стрелять по нему пограничники не стали, но по возвращению арестовали.

   По Амуру постоянно курсировали суда. Как наши так и Китайские. Все китайские суда от мала до велика имели большой портрет Мао, повернутый в нашу сторону.

   Лето было жарким и амурские пляжи всегда были заполнены горожанами. По выходным мы тоже любили купаться в реке. В 22 часа пляж закрывался и пограничники наводили КСП (контрольно-следовая полоса).

   Как сейчас помню, весь противоположный китайский берег посоянно был усыпан рыбаками. Там не купаются - там ловят рыбу. Видимо это был для китайцев один из немногих спосов добыть пропитание. Не берусь судить как обстоит дело с современном Китае, но сколько я знаю из истории он всегда был голодно-нищенской страной для своего огромного населения.

   В отношении питания мы были предоставлены сами себе. При общежитии, правда, была кухня и, при желании, можно было самим что-либо приготовить себе. Но этим занимались редко. Чаще всего мы питались в столовой при Доме Офицеров, что было неподалекку от нас. Именно в Благовещенске мне впервые довелось попробовать такое блюдо как "амурские пельмени".

В ресторане, а также в столовой Дома Офицеров они пользовались большим и постоянным спросом. Это блюдо подается в небольших глиняных горшочках, закатанных блином. Этот блин отдираешь, а там... Короче говоря, никаких пельменей в нашем понимании, там нет, а просто в густом мясном бульоне плотно плавают вперемешку с луком и другими специями аппетитные кусочки мяса. Запах!!! нам это очень понравилось, тем более нет необходимости заказывать первое и второе. В этом горщочке ты находишь и то  и другое. Остается добавить стакан компота...По калорийности и питательности это был полноценный обед...

   По воскресениям мы позволяли себе за обедом распивать бутылочку 30-градусной перцовки. в то время в городе с водкой была напряженка, а эта перцовочка продавалась на каждом шагу.

   Однажды вот так в воскресение мы вчетвером сидим в ресторане. (Что-то отмечали) и на этот раз распиваем 2 перцовки. Дело было в обед. Видим - в зал заходит женщина (немногим за 30) с 5-6летним мальчиком. Была она светловолосой, очень ладная статью. Выбрав себе столик, они расположились... Я обратил вниманеие, что к ней незамедлительно подошла наша молоденькая официантка и даже обратилась по имени и отчеству. Когда официантка подошла к нам, чтобы рассчитать я, уже подогретый перцовкой, спросил у нее об этой женщине. Официантка рассказала, что когда она училась в техникуме то Надежда Петровна преподавала у них физику. Я. незамедлительно, боясь, что кто-либо из моих коллег может перехватить инициативу, тотчас "шарахнул" официантке, что бы она (как мы уйдем) передала той женщине, что я сегодня в 18.00 буду ждать ее у известной скульптуры в парке Дома Офицеров. Мои друзья подивились моей решительности и высказали сомнение в том, что у меня что-либо "выгорит". Я же подумал, что если и не придет, то все равно у нас сегодня по плану танцплощадка...

  Вечером в том же составе, начистившись до блеска, мы уже были на месте. Приятели немного в стороне, но все "секут", а время идет...

  Прошло уже 20 минут, а я все упорно жду. Вижу, мои друзья уже намерены меня оставить, но вдруг смотрим - идет! Там от вхрода в парк прямая аллея, так что мы заметили ее еще издали. Ка она шла! Как на подиуме! (правда тогда мы таких слов не употребляли). Смотрим идет прямо на меня...

  Подошла. Лицо, знаете,  недовольное  даже надменное: "Это Вы меня ждете?" Обеденный хмель из меня тотчас выветрился полностью и я, попросив прощения промямлил, что это, дескать, я. Она заявляет, что она подумала о чем-то серрьезном, иначе бы не пришла, тем более, что оставила ребенка одного.. Мне стало очень неловко и я тотчас предложил отвезтиее на такси домой. Благо, что стоянка такси была у входа в парк. Она согласилась и мы поехали. Ехали молча.Жила она на ул. Типогрфской в пятиэтажной хрущевке. Когда мы подъезжали к ее дому, она как-то подобрела ко мнеи сказала: "Я угостила бы Вас кофе, ено сегодня дома сынишка - он в круглосуточном садике и только дома на выходные и это будет не совсем удобно". Тут меня прорвало: "Я готов этого часа ждать сколько угодно, только разрешите мне еще раз увидеть Вас". на что она улыбнулась и протянула мне бумажку с номером телефона. Она объяснила, что телефон соседей, но они всегда могут ее позвать. С телефонами в Благовещенске в то время было туговато.

  Пропустив пару дней для приличия, я позвонил и попросил "рандеву", на что она ответила, что чувствует себя уставшей, посему, если я не возражаю, мы можем недолго посидеть за чашечкой кофе у нее дома и назвала номер квартиры на третьем этаже.

  Я, как говорится, не замедлил себя ждать. Купив бутылку коньяку и всевозможных вкусностей, я помчался на Типографскую...

  Встретила она меня довольно приветливо, для вида, недовольно покосившись на мой сверток с коньяком. Дома она оказалась еще краше в этакой полудомашней одежде, подчеркивающей ее отличные формы. Осведомившись не голоден ли я, стала чтото поджаривать на кухне.

  Во время беседы она успела рассказать мне о себе, о том, что в свое время закончила университети вот уже на протяжении нескольких лет преподает физику в местном техникуме. Работа ей нравится, а вот семейнай жизнь не сложилась - пришлось развестись с мужем по причине его постоянного пьянства. Был он в свое время перспективным летчиком гражданской авиации, дослужился до командира на ТУ-104, потом "от сильно хорошей жизни" начал сильно "закладывать" и, по этой причине начал сдавать свои позици, говоря нашим военным языком "назад отрабатывать" и докатился до второго пилота на АН-2. А это для летчика ниже некуда. Но, видимо, скоро будет списан с летной работы. С сыном он пытается видеться и иногда в сильном подпитии пытается и ее навещать. 

  Не помню, сколько мы просидели так за теплой беседой. Она много рассказала о своем городе. Должен сказать что горожане любят свой Благовещенск, кроме пуха, конечно.

  Вдруг, когда уже после 2-х 3-х рюмок я уже стал засматриваться на ее круглые колени, во входнуй дверь раздался звонок, а потом сильный стук. Надя очень перепугалась и, прибежав в прихожую стала лихорадочно запирать дверь на все засовы. Я тоже подошел и услышал за дверью разговор нескольких мужчин. Я даже уловил фразу: "Она там с каким-то фраером конторит. Мне запомнилось слово "конторит". Скажу, что до того и после мне этого выражения слышать не доводилось... Надежда вполголоса мне говорит: "Это мой бывший муж с приятелями. Они сейчас тебя убъют" Обрадовала! Приятная перспектива! Я, видимо, долго рассказываю, а здесь счет идет на секунды. Там не менее трех. Расклад не в мою пользу. Ктото из них там говорит, что надо пойти за ломиком. Да и без ломика дверь их натиска долго не выдержит, а тут еще хозяйка стала в обморок падать...Скажу честно, как на духу - тут уж было мне не до нее. Быстро вскочив в расшнурованные ботинки, схватив фуражку, я вышел на балкон.

   Третий этаж! Внизу булыжная мостовая и автобусная остановка с ожидающими... Но рядом с балконом растет опять-же тополь! Я рассчитал, что до ближайшей почти горизонтальной большой ветки метра два с половиной и, как циркачи на трапециях (хотя я этому никогда не учился) прыгнул, вытянув руки вперед. Вцепился я в эту ветку капитально. Она, правда стала ломаться, но не сразу, а нанесла меня на ствол дерева, уже по которому я "посыпался" вниз. а тут как раз  подошел какой-то автобус, в который я вскочил, не глядя. Можно представить себе - глаза шальные, до крови исцарапанное лицо... Там уж, как летел было не до соблюдения пристойного и выражения, как говорится, "морды лица". все стоящие на остановке слышали шум и, конечно все видели. Женщины даже подняли крик: "Боже, да что же это такое!?" Уже в автобусе какой-то мужчина, зашедший вместе со мной, воскликнул:"Ну Вы даете, товарищ старший лейтенант!" Я тотчас ответил, что я-де опаздывал на автобус. Автобус взорвался залпом смеха. В автобусе я даже не стал зашнуровывать ботинки. Фуражка моя осталась в ветвях тополя. Хорошо, что ботинки не послетали, а то так и поперся бы в одни носках. Был я в форменной рубашке с погонами, которая изрядно пострадала (китель оставался в общежитии). Буквально на следующей остановке я вышел из автобуса, снова изумив пассажиров, дескать, так спешил и вдруг вышел...

  Может это не совсем порядочно, но там появляться  мне больше не хотелось. Правда, спустя некоторое время, я оказался в тех краях и мне захотелось посмотреть на своего спаситнля тополя. Он выглядел несколко уродливо из-за опущенной вниз сильно увядшей большой ветки. Я мысленно прикинул: "Это же за какие деньги я смог бы повторить этот прыжок? Да не за какие!"

  Вскоре до нашей команды дошел слух, что в городе на улице Типографской какой-то майор летел с пятого этажа и пробил крышу автобуса...Сейчас он, вроде, в госпитале. Ну дай ему бог здоровья!

  О дальневосточном городе Благовещенске я сохранил лучшие воспоминания. На тополя зва их пух я больше не сержусь.