-Баллада о четырёх попах.
На модерации
Отложенный
-Написал и задумался,-а правильно ли - "о четырёх?" Может быть, "о четверых?" В памяти вертится: "Трое в одной лодке", но тут же,- "Три мушкетёра"; или: "Семеро смелых" но,-"Семь невест для семи братьев", "Семь стариков и одна девушка"...
_А и ладно,- оставим эту проблему филологам! К делу!
-Вопреки логике,начну с четвёртого попа.Он всё же был первым в моей нескладной жизни,хотя я его не помню совершенно.Мал был.Лет 5,наверное.Меня водили крестить к нему в небольшую православную церковь в посёлке Йыхви,возле города Кохтла-Ярве,Эстония.Помню,как шли уже обратно,- дорожка,посыпанная толчёным красным кирпичом,чёрная железная ограда на кирпичных же столбах,а за оградой,- голубые ёлки...
Отец - коммунист был в далёкой командировке,этим мои родительницы и воспользовались.Позже он всё же схлопотал выговорешник,но этим всё и обошлось.
Поп первый.
-Он пришёл ко мне на приём в районную поликлинику.Я вышел из перевязочной,вытирая руки и увидев его,сидящего возле моего стола, от неожиданности ляпнул :-"Ух ты,-поп!"
-Не поп,но :священнослужитель,-поправил он меня,но,похоже,не обиделся.Да и обижаться ему,в общем,было несколько неуместно,- это ведь он ко мне пришёл за помощью,а не наоборот.
-У пола были имя,отчество и фамилия,а кроме того,дополнительное,церковное имя,- отец ,скажем,Ксенофонт.Не хочется тревожить его добрую память,хотя он давно уже не может ни на кого обидеться,- ему было тогда 66,а мне - 27.То есть 35 лет тому...
-Поп был заслуженный.На груди - с полдюжины орденов,обширные планшетки с нашивками за награды и ранения,инвалид Великой Отечественной...Болело у него раненое ТОГДА колено,с ним он и пришёл ко мне за помощью.К вящей славе Божией (шутка),мне удалось ему неплохо помочь,-за несколько сеансов нога стала вполне работоспособной.Совершенно правильная речь,безукоризненная корректность и приветливое обращение расположили нас друг к другу,и в конце лечения он пригласил меня посетить его дом с целью продолжения беседы о превратностях жизни,а также для распития безалкогольных напитков,в частности,- чая,к которому у нас обоих обнаружилось одинаковое пристрастие.
-У районного хирурга свободного времени бывает небогато.Но я всё же выбрался к нему в гости,- за 12 км на велосипеде.Он чем- то был занят в церкви,и его жена предложила мне либо посидеть-подождать,либо скатать к нему.В саму церковь я не заходил,- Николай Алексеевич стоял у её крыльца и беседовал с тремя бабульками.Я подождал немного,беседа закончилась,бабульки приложились к ручке и утопали,по- видимому,удовлетворённые беседой.
- Это был обыкновенный сельский дом,чуть побольше,чем у моей бабушки,совершенно небогатый.Сюрпризы ждали меня внутри .У ног попа постоянно вертелась чёрная такса,- Фимка.Фимке я не удивился,пока не увидел на каждой дверной ручке кожаный ремешок с полметра длины,с деревянной поперечной палочкой размером с современный маркер,привязанной к нему.Заметив мой недоумевающий взгляд,Николай Алексеевич позвал собаку,оставшуюся за дверью.Дверь открылась,такса вбежала в комнату,но тут же вернулась к двери,взяла в зубы палочку и ...закрыла за собой дверь!
-Может быть для кого-то это и не удивительно,но я видел такой фокус в первый раз.
-Чай был,естественно,- отменный.За чайком вдруг выяснилось,что поп- то - не простой!Три высших образования,-инженерно-строительное,военно-инженерное и богословское (Ленинградская духовная Академия)Мы поспорили о способах заварки и я обнаружил пробелы в своих познаниях данного предмета.Но главный сюрприз ждал меня впереди.
-В большой комнате,-"горнице",- почти все стены были заняты книгами!Да какими! Про многие из них я только читал в виде ссылок,многих не знал вообще,но и читанных, и читанных-перечитанных мною тоже было порядочно.Здесь пришла его очередь удивляться,-таких читарей в таком возрасте и он не встречал!
-Множество технической,научно-популярной литературы,философские трактаты,- и богословские,и материалистические,куча классики,фантастика,- не любая библиотека,пожалуй, похвастается таким собранием!Попробовав проверить хозяина такого богатства на знание его "содержимого",я был немедленно,но мягко поставлен на место,-Николай Алексеевич знал ВСЁ, что знал я...Ну,кроме,пожалуй,анатомии и хирургии.
Мне очень трудно было задать ему ГЛАВНЫЙ вопрос,- но я его задал:
-Неужели Вы,знающий Столько,-можете верить в Бога?
- Женя,-какой Бог?Ты видел,- кто ко мне приходит? В основном -пожилые и старые бабушки!Дедушки давно уже никуда не ходят,- лежат,-кто "под Вислой сонной",кто - на местном погосте,в основном,спившись,а у бабушек,- какие радости?У одной сына в драке убили,у другой,- оба сидят с перерывами,у третьей,-далеко,только на Новый год открыточку,да и то - не всем!...Вот придшли они ко мне со своими обидами на судьбу,а я что,- скажу им:-"Бога нет,изыдите с миром"?
Я уже давно понял,что ничем другим помочь людям не смогу.
-Он помолчал ещё минуту,затем произнёс:
-И ты,Женя,- не сможешь! Почитай Чехова,- он это давно понял!Пирогов понял поздно,к концу жизни.Но Пирогов - гений,это редкость!
Поп второй.
-Второго попа звали Васей.Его достаточно регулярно,примерно раз в полгода,привозили к нам в больницу,- выводить из запоя.Поступал он в терапию,"белый-белый,совсем горячий" и в первые три дня не давал никому покоя.Клали его в изолятор,привязывали к койке и капали в вену всякие успокаивающие и прочие надлежащие средства.К концу третьих суток он обычно приходил в себя и становился вполне приличным человеком.Весь этаж,- терапия и наша хирургия,отдыхал от воплей,мата и похабных частушек и облегчённо вздыхал.
-Был он - весельчак,бабник и редкостный циник.Ночью ему не спалось,- выдрыхивался днём,- и он шатался по больнице, миссионерствуя,нисколько не смущаясь своим положением,перед дежурными сёстрами и врачами.Персонал же,памятуя о перенесённом стрессе,гнал его в шею,не вступая,как правило,в разговоры.Я выгонять слишком уж откровенно его ещё стеснялся,поэтому иногда приходилось выслушивать его откровения.
Однажды и он стал мне мешать,- то ли более обычного спать хотелось,то ли формулировка в истории чьей-то болезни не склатывалась,- и я, чтобы его как-то отпугнуть,спросил,-как же уживаются в одной поповской душе столь разные ипостаси?Как смотрит Господь Бог на его выкрутасы?
-Ответ был неожиданный.
-Вы,Евгений Михайлович,сколько получаете,если не секрет?
-196 рублей 50 копеек.
-За 10-часовой рабочий день? И ночи,и выходные? Я же вижу,как Вас то и дело выдёргивают из дому?
-Сколько положено,столько и получаю!
-Ну вот,а мне "положено" - 320 в месяц.И никто не упрекнёт:" А что-то отца Василия на рабочем месте не видно?"А ещё,- усопших отпевать,бывает и крестить детей несут и венчаются иногда! А самое главное,- никакой ответственности! Перед кем отвечать-то? - он поднял палец вверх,- Что-то ОН ни разу с меня не спросил!Жалоб на меня нету,службу я исправляю,как положено!Это вы тут все под Облздравом ходите,трясётесь,если что не так...А мне кого страшиться?
-Короче говоря, это был Новгородский вариант знаменитого фельдкурата Каца из романа Я.Гашека.
Поп третий.
-Об этом,- совсем коротко.Я его видел два или три раза,когда из его прихода стали водить детишек с пиодермией и в больнице работала областная комиссия,по этому поводу."Отец Ефимий" был человеком крайне,до неприличия,набожным и так же глубоко невежественным.Как и где и чему,кроме семинарии,он учился,я не понял.Комиссии он заявил,что в микробов не верит,а гнойничковая сыпь после крещения,- из-за грешности родителей.Тем не менее,он остался на своём "рабочем месте", и о каких-либо санкциях против него я не слышал.
И снова - поп четвёртый!
Я всю жизнь считал себя некрещёным,рос в абсолютно атеистической семье и сам вырос в токого же "упёртого афея".О факте крещения рассказал мне отец года за два до своей смерти.Узнал я и КТО меня крестил,- священник Алексий, в миру,- Михаил Ридигер.Может,кто его знает?..
-Об этом я могу сказать только,что на процедуре передачи власти от Путина к Медведеву он заявил буквально следующее: - Мы - за свободу совести!Кто верит,что человек сотворён Богом,- пусть верит!Кто верит,что человек произошёл от обезьяны,- пусть верит,НО НЕ НАВЯЗЫВАЕТ ЭТОЙ ВЕРЫ ДРУГИМ!!!
-Достаточно красноречиво,не так ли?
Комментарии
Скорее всего ни разу не бывал в церкви. Никогда такой человек не был врачем, врет, похоже, как сивый мерин.
-Тем не менее,это - правда!
-А я не БЫЛ врачом.Я - и по сей день врач.Со всеми своими знаниями и опытом!
Не зря же перед вами даже попы исповедуются, хотя приучены наоборот.
И рассказ у вас хороший получился. Душевный.
-Писал бы больше,но- работа!.Остаётся час-полтора поздно вечером,- только письма в ГП прочитать,и ответить не всегда получается всем...
Поищу про гимн.
При попытке открыть его ссылку, получаю только сообщение "У вас нет прав на просмотр этой записи! Обратитесь к автору."
Скорее всего это либо шутки админов, либо ошибка сайта, так как на "КИРИЛЛ & МЕФОДИЙ..." вход свободный.
А вы сами можете зайти на Гимн? Если можете, то скопируйте ссылку и запостите сюда - может так получится.
У меня Гимн имеет ссылку : http://gidepark.ru/user/2270119330/content/547710
Но вы не ответили - у вас открывается эта страница или вы видите то же, что и я? ("У вас нет прав на просмотр этой записи! Обратитесь к автору.")
-Однако,я не очень понял,- Вы её в моём блоге нашли или где ещё?
Если возникнет желание написать мне, вот моя почта: svet72@ya.ru Мне будет интересно узнать ваше мнение (ваш комментарий) по книге. Автор
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
На меня подействовало довольно сильно заявление Фрейда, под конец жизни, что он очень сожалеет, что не смог поверить в Бога. В Бога, существование которого он всю свою жизнь отрицал, и по поводу которого спорил с Ромен Роланом, и написал "Будущее одной иллюзии", и понял из каких легенд и как появилась (выросла) личность Моисея....
Искренность слов Есенина тоже не подлежит сомнению "Стыдно мне что я в бога не верил.... стыдно мне, что не верю сейчас"
Тысячи таких признаний существует. А почему? Да потому что в нас встроен ген, отвечающий за веру. Для человека верить в Бога - это естествтвенно. А верить в несуществование Бога - противоестественно.
Почему человек верит в несуществование Бога? По моему, в большинстве случаев, это деформация сильного Эдипова комплекса, когда "ненависть к отцу" (возникающая известно каким образом, классически) смещается с отца реального на ненависть к "Отцу небесному". Именно этим можно объяснить ту яростную энергию, перерастающую в злобность, возникающую у атеистов, когда они разговаривают с верующими о делах духовных.
А попы в этом вопросе - ни при чем...