Россия и партии власти. Часть 3 – «Черномырдинки»
На модерации
Отложенный
Виктор Степанович Черномырдин был человеком особенным – личностью яркой и запоминающейся (конечно, прежде всего, своими фразами, которые, немедленно по произнесении, становились крылатыми, а иные остались в фольклоре и до сих пор).
Председателем Правительства Бориса Ельцина Черномырдин стал в конце декабря 1992 года, а через год проправительственная фракция Егора Гайдара отказалась поддерживать ту политику, которую начал проводить Черномырдин. Вот с этого момента и началось рождение следующей партии власти.
Итак, Гайдар отказался поддерживать Черномырдина, но свято место пусто не бывает – и в Думе тут же образовалось две депутатские группы – «Стабильность» и «Россия». Фамилии тех, кто входил во фракции, можно и не перечислять, ибо в большой политике ни одно из них не сохранилось.
Имеет смысл добавить вот что – «Стабильность» (какое знакомое слово, а?) поддерживала Черномырдина полностью, однако, в созданную позже партию Виктора Степановича не вошло, образовав движение «Стабильная Россия», которое с грохотом провалилось на выборах 1995 года, набрав 0.12% голосов.
Что касается группы «Россия», то она не абсолютно поддерживала Председателя Правительства, но была к нему достаточно лояльна. К выборам было оформлено Народное движение «Россия», которое на выборах вошло в также проправительственный «Блок Ивана Рыбкина» (1.1%). Рыбкин после провала своего блока принял приглашение работать у Ельцина на посту секретаря Совбеза (октябрь 96 – март 98).
Но вернемся к партии власти. Следующую более или менее полноценную партию власти создал Черномырдин и назвал ее «Наш дом - Россия». С инициативой создания нового движения, поддерживающего курс Президента и Правительства, выступил Борис Ельцин.
Ельцин мечтал о двухпартийной системе, где левоцентристов представлял бы вышеупомянутый Иван Рыбкин, а правоцентристов - Черномырдин с НДР.
Но тучи над Ельциным уже сгущались: если гайдаровское движение было достаточно представленным в Думе Первого созыва, то Черномырдинский НДР во Второй Думе получил всего 10,13%.
Как известно, в России партии власти живут недолго – ровно до тех пор, пока у власти стоит та фигура, которая эту партию создавала. То же случилось и с НДР. В 1998 году правительство Черномырина было отправлено в отставку, и почти сразу возник вопрос об отстранении самого Черномырдина от лидерства в партии.
Продвижением этой темы занимался Александр Шохин, бывший тогда главой фракции НДР. Но с темой поторопился – внутри партии авторитет Черномырдина был еще силен, а потому Виктор Степанович остался на месте, а вот сам Шохин был с должности снят.
Кстати, Шохин позже влился в «Единую Россию», а один из основателей «ЕР» - Сергей Шойгу - не просто был в прошлом «черномырдинцем», но даже был делегирован партией в Правительство Евгения Примакова в качестве министра по чрезвычайным ситуациям.
Ну а в НДР, тем временем, мощно назревал раскол – чиновьи люди уходили из партии власти, лишившейся власти, и переходили в «Отечество», созданное Юрием Лужковым. Но Виктор Степанович лица не терял, считая, что противоречий между НДР и «Отечеством» нет, и уступил власть Лужкову
«Готовы ли вы уступить «Отечеству» роль «партии власти»? - спросили Черномырдина в самом конце 1998 года.
«С удовольствием. – ответил бывший премьер, - Если Юрий Лужков сбережет «Отечество» как «партию власти» - это будет высший класс!»
В итоге «Отечество», образовав блок с движением «Вся Россия», получили на выборах 1999 года 13,33%, а «Наш дом Россия» канул в лету…
И остались от него только «черномырдинки», знаменитый плакат «Я в домике», да саркастический слоган «Наш дом - дурдом».
Комментарии