Коррупция – государственная измена
Очень неприятный для коррупционеров выдался вторник 21 февраля. Прямо-таки можно сказать - «черный вторник». Сначала Генеральный прокурор Юрий Чайка назвал имитацией ту борьбу, которую якобы ведут правоохранительные органы. Из чего можно сделать вывод о том, что вскоре можно ожидать уже не имитации, а реальных и крупных разоблачений.
А затем вице-премьер Дмитрий Рогозин выступил практически с законодательной инициативой, предложив считать коррупцию в гособоронзаказе государственной изменой. То есть переквалифицировать откат, распил и занос в оборонке со статьи 290 УК, по которой коррупционеру грозит при всех самых отягчающих обстоятельствах максимум до 12 лет, - на статью 275 из главы 29 «Преступления против основ Конституционного строя и безопасности государства».
По ней «веселая жизнь» только от 12 лет начинается, а заканчивается в пределе через 20 лет. Это еще не «китайский метод», но уже близко к нему. А, учитывая, что мы все-таки не китайцы, то можно надеяться на то, что такая переквалификация поможет сдвинуть борьбу с коррупцией с мертвой точки.
Предложение Рогозина, однако, может показаться излишне брутальным и даже не совсем законным с абстрактно-правозащитной и пуристско-юридической точек зрения. Не получится ли так, подумают некоторые, что взяточника превратят в политзаключенного? И не насаждается ли таким образом своего рода «шпиономания»? И вообще - lex конечно dura, но всякая суровость должна оставаться в рамках той же законности. А с этими самыми рамками, кажется, есть проблема.
Ну что ж - исследуем, как любил выражаться Армен Джигарханян в роли Сократа.
Будет ли взяточник политзаключенным, если сядет по 275 статье? Это - смотря как трактовать главу 29. Что такое преступление «против основ Конституционного строя»? По прямому юридическому смыслу, а не по странным интерпретациям понятия «политзек», принятым в отдельных и друг с другом не согласных тусовках, это и есть собственно политическое преступление. Но тонкость в том, что название той же главы содержит и добавку - преступления против «безопасности государства». И вот этот момент важнее, чем дискуссии о политическом или неполитическом характере коррупции в оборонно-промышленном комплексе.
Дело в том, что специфика этого комплекса такова, что каждая похищенная копейка там независимо от субъективного намерения конкретного коррупционера объективно оказывается составом преступления, описанного в статье 275. А именно - это есть «иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации».
Почему это так, видимо, долго пояснять не надо. Достаточно только вспомнить количество не взлетевших вообще или не туда улетевших ракет и спутников. Все это - не просто деньги на ветер (причем, в многомиллиардных объемах), это прямой ущерб обороноспособности страны. А, значит, объективно - работа «на дядю». Не в смысле «дяди Сэма», а на любого потенциального противника, который захочет проверить нашу боеготовность. Что, кстати, и случилось в августе 2008 года, когда обнаружилась, мягко скажем, недостаточная готовность нашей авиации к противодействию средствам ПВО реального противника. Факты коррупции по этому поводу, насколько мне известно, не были установлены. Но ведь никто, насколько известно, в этом направлении особо и не напрягался…
А вот теперь, если предложение Рогозина станет конкретным законом (поправкой в УК), картина резко поменяется. И это очень кстати по двум соображениям.
Во-первых, в ближайшее десятилетие в оборонно-промышленный комплекс должны быть инвестированы 23 триллиона рублей. Можно себе представить, какие планы и схемы по распилам, откатам и заносам этой астрономической суммы уже прорабатываются мастерами коррупционных инноваций. При нынешней квалификации всех этих деяний желающих «раздербанить кэш» (выражаясь языком приснопамятных 90-х) наберется не один легион. Если же статья станет «политической» и максимум возрастет до 20 лет, то это хотя бы немного заставит призадуматься наших теоретиков и практиков коррупции. А раз появится сомнение, то глядишь - может и наступит поневоле воздержание. И заповедь «Не укради» станет как-то понятней.
Во-вторых, от этой неординарной меры можно ожидать и общеоздоровительного эффекта. Дело в том, что, признавая коррупцию системной, мы сами себя лишаем возможности хотя бы начать с ней борьбу, а не имитацию. Да, уже принятые меры - кратные штрафы, скажем, увольнения по подозрению - должны дать эффект. Но пробивать системность коррупции нужно системными же мерами. И если получится искоренить это главнейшее зло нашей жизни хоть в одной из ее сфер, да еще таких важных как «оборонка», то можно надеться на демонстративный эффект. Чтобы никто не удивлялся, если любая коррупция будет считаться государственной изменой.
И по совести. И по закону.
Леонид Поляков заместитель декана факультета политологии ВШЭ
http://www.newsland.ru/news/detail/id/896126/
Комментарии
http://gidepark.ru/user/1109560953/content/967712 - Прохоров о реформе госслужбы...
Но кому это надо?
Поживем увидим... Хотя: хорошее начало - пол дела откачало.
Потому и толку нет. А вот если у нас эту практику чуток применить, поостерегутся... Я бы сделал так: отменил бы на недельку мораторий на смертную казнь, расстрелял бы выдающихся коррупционеров, а потом отменил бы отмененное и извинился перед международным сообществом.
Так дело же не в количестве народа... Погуглите коррупция в Китае. Очень интересно. В коммунистическом Китае коррупция такая, что нашим чинушам даже не снилось... Как говориться : нашим до такого уровня, как до Пекина р-ом....
(с) отменил бы на недельку мораторий на смертную казнь, расстрелял бы выдающихся коррупционеров, а потом отменил бы отмененное и извинился перед международным сообществом.
Не поможет. Свято место пусто не бывает. Для того, чтобы изменить уровень коррупции нужно провести всего одну реформу: отделить финансы от политики и убрать максимально персональный фактор ( личностный фактор) от системы управления. Для этого необходимо изменить саму систему. И вернуть полностью под контроль государства ЦБ РФ. Т.е. пока этого не будет сделано расстрелы не помогут.
Однако, замечу, что СВЕРХУ ликвидировать коррупцию никто не будет. Нужны усилия снизу. Грубо говоря, участие в решение этого вопроса ВСЕГО НАРОДА. О том, как это сделали на Западе и как это сделать нам - здесь:
http://gidepark.ru/user/1109560953/content/725151- о коррупции в России и как ее победить
Смесь коммунизма с феодальными отношениями - пресловутая вертикаль.
Вот ответьте на такой тривиальный вопрос:
http://gidepark.ru/user/1109560953/content/970176 - что делать с правосудием
http://gidepark.ru/user/1109560953/content/1254782 - Путин
http://gidepark.ru/user/1109560953/content/967712 - Прохоров о реформах
Нельзя обсуждать Статью, не разобравшись в названии Статьи, что вкладывает автор в название, так-как название, это "врата" через которые входит читатель в область описываемую автором. Так вот, - "Коррупция – государственная измена", это не социальная область, а всего лишь эффект деятельности людей облаченных функциями руководства (управления) и если размыто понятие "государство", то, коррупция не может приравниваться к государственной измене. Ну и далее комментировать такую размытую Статью, не имеет смысла!
http://gidepark.ru/user/1109560953/content/725151- о коррупции в России и как ее победить
Надеюсь на ваше компетентное мнение.
Комментарий удален модератором
Просьба принять участие в обсуждении и высказать свое мнение. Статья моя и написана в прошлом году. Но актуальности не потеряла. Там как раз говорится, как изменить систему.