Минобороны пытается выгнать офицера, отказавшегося подписать контракт с иностранной фирмой
«Найти компромат и уволить со службы. А не найдется компромат – перевести на Тихоокеанский флот!», - по такому сценарию развиваются события в отдельно взятом подразделении Министерства обороны РФ. Развиваются стремительно, что в принципе не свойственно обычно неповоротливой министерской машине, словно кому-то очень нужно успеть к какой-то конкретной дате или сроку. И этот «кто-то» - вы-со-кое должностное лицо.
Ищут в Минобороны компромат на капитана 1-го ранга Бориса Кирика.Выпускник Военно-морской академии им. Адмирала Кузнецова, начальник 208-го военного представительства (на петербургском объединении «Адмиралтейские верфи»), он «попал в историю», сам того не ведая. Просто потому, что проявил принципиальность, честно выполняя свой профессиональный долг.
Всё началось с того, что в декабре минувшего года Борис Алексеевич получил от руководства «Верфей» некий документ о поставке фирмой «Тетис Про» - официального дилера в России шотландской фирмы «DIVEX» комплектующих для глубоководного комплекса-450 (ГВК). Комплекс представляет собой шесть жилых барокамер, в которых должны по несколько суток проходить декомпрессию водолазы или спасенные подводники, поднявшиеся с больших глубин. Всего-то и требовалось от каперанга – подписать этот документ. Тем более, на нем уже красовались автографы директоров трех предприятий – «Адмиралтейских верфей», самой «Тетис Про», а также Центрального конструкторского бюро «Алмаз». Но Кирик отказался.
- Я глазам своим не поверил, - рассказал он «СП». - Ведь ГВК-450 ещё несколько лет назад был заказан нижегородскому ЦКБ «Лазурит». Это конструкторское бюро специализируется на подобных комплексах. И когда встал в свое время вопрос о ГВК для строящегося на «Верфях» по заказу Минобороны России спасательного судна «Игорь Белоусов», естественно, что договор подписали с нижегородцами. Согласно проекту, корабль должен обеспечивать работу 12 водолазов на глубинах до 500 метров, а также проведение декомпрессии 60-ти (предельно до 100) спасаемых подводников, доставляемых на него со спасательного глубоководного аппарата (СГА). Работы ещё не закончены…
Работы не закончены, но уже хорошо оплачены. Порядка 800 млн рублей получил «Лазурит» за разработку ГВК-450. Комплекс этот, кстати, задумывался как чисто российский. Правда, три года назад нижегородские конструкторы получили разрешение у заместителя главнокомандующего ВС РФ о переходе на импортную комплектацию – с тем, чтобы уложиться в отведенные сроки. К 2012 году «Игорь Белоусов» (естественно, вместе с ГВК) должен был быть сдан. В 2010-м «Лазурит» добился увеличения стоимости договора в 2,5 раза. Опять-таки с единственной целью – уложиться в сроки.
- Признаюсь, я был против этого дополнительного финансирования, - говорит Борис Кирик. – Написал соответствующее заключение. Руководство, тем не менее, решило тогда по-своему. И вдруг в конце 2011-го узнаю о совершенно новом документе, в котором фигурирует уже не «Лазурит» и итальянцы, у которых заказ отбирается, а «Тетис Про» с «DIVEX». И стоимость работ при этом резко выросла. Сумма нового контракта - 1 млд 200 млн рублей. Естественно, я выразил сомнение! И что же? Меня стали, извините, прессовать. «Давили» на то, что документ срочный, что шотландцам нужно незамедлительно отправить «стартовые» 600 миллионов… Я не согласился. И доложил свою точку зрения генеральному директору «Адмиралтейских верфей», а также руководству Минобороны.
Свое решительное несогласие с расторжением контракта выразило и руководство итальянской фирмы, отправив письмо-запрос министру обороны РФ Анатолию Сердюкову. Ответа не последовало. Возмущены, естественно, и на «Лазурите», где разрабатывался уникальный ГВК-450. Аналогов ему, говорят специалисты, в мире нет. И куда теперь его? Кому?..
Наверное, им что-то ответят. Возможно, предложат какой-то новый заказ в порядке компенсации. С фирмами всегда немного иначе, чем с конкретными людьми. Те ведь зависимы от работодателя. И не дай Бог им проявить самостоятельность, независимость суждения. Капитан первого ранга Борис Кирик проявил, открыто выразив сомнения по поводу новой сделки военного руководства. Практически сразу почувствовал всю силу чиновничьего гнева.
- В конце декабря 2011-го меня срочно вызвали в Москву, в Управление кадров Минобороны, - рассказывает моряк. – И заявили, что я нарушил закон, умолчав о неком ООО, соучредителем которого являюсь.
«СП»: - Действительно, являетесь? Вам ведь не положено, как приравненному к госслужащим.
- В 2007-м году, когда я принял предложение стать одним из трех соучредителей транспортной логистической фирмы, это не было ещё запрещено законом.
Создавалась фирма, что называется, на перспективу. Подумывал тогда увольняться в запас. Но меня назначили начальником 208-гопредставительства, и о частном бизнесе было забыто. Хозяйственной деятельности фирма все эти годы не вела. Что видно из её бухгалтерской отчетности. В конце 2008-го года я написал заявление о выходе из неё. Всё это объяснил в кадрах в декабре. В ответ: «Ты – преступник. Пиши рапорт по собственному желанию или будем увольнять по статье». Я писать рапорт отказался. Осенью проходил плановую переаттестацию. Претензий ко мне не было. Характеризовался положительно. В кадрах все необходимые на этот счет документы имеются. Так что я чист перед законом.
Он смотрит на меня чуть вопросительно, как будто спрашивая: неужели похож на преступника? У него открытый прямой взгляд, упрямая складка меж бровей. Он похож скорее на человека, долго-долго плававшего по морям-океанам и отвыкшего от суетной мешанины буден, с её сомнительными порой компромиссами, когда белое - скорее черное, а черное - то ли из-за боязни, то ли ещё по какой причине - называют белым. Он из тех, кто привык резать в лицо правду-матку, какой бы она ни была, и стоять «насмерть», если этого требуют обстоятельства.
В самом деле, если Кирик - преступник, умышленно умолчавший о своем «теневом бизнесе», почему ему предложено писать рапорт по собственному желанию? Преступник должен сидеть в тюрьме, и не иначе! А если ни в чем не повинен – почему должен уходить со службы, которой отдано без малого 30 лет? За «бортом» 47-летней жизни – Северный флот, дивизия морских десантных сил, Военно-морская академия. Награды Родины, в том числе, Орден Почета. Или Родина ошиблась, регулярно награждая «не того»?
Он рассказывает о своей долгой флотской службе, а я вспоминаю историю первых лет первого десятилетия 2000-х. Когда там же, на «Адмиралтейских верфях», разразился грандиозный скандал с вьетнамским контрактом. Согласно этому контракту, на объединении построили несколько кораблей для дружественного Вьетнама. Корабли – новые, а оборудование на него пытались поставить старое. Хитрая такая комбинация для простачков, как бы с целью снизить себестоимость работ. Вьетнамские эксперты вовремя заметили подмену, подняли было шум. Но скандал удалось замять. Как говорят на заводе, «виновных не нашли», если не считать нескольких служащих среднего звена, которых быстренько уволили в сущности без объяснения причин.
Очень похоже на историю «с Кириком». С одной только разницей. В том случае завод сам «начудил», сам и разбирался. Сейчас вопрос решался «наверху». Есть документ за подписью министра обороны. Вот выдержка из него, цитирую: «Изучив состояние вопроса о серийно выпускающемся ГВК зарубежного производства… для оснащения головного спасательного судна «Игорь Белоусов» проекта 21300… принять вариант серийной поставки ГКВ-450 на базе имеющихся в наличие зарубежных ГВК… Определить ОАО «Тетис Про» совместно с зарубежным изготовителем ГВК фирмой «DIVEX» (Великобритания)… поставщиком ГВК-450»… И подпись: А. Сердюков, 31 января 2012 года.
- В этом документе в первых же строках видна полная некомпетентность министра, - комментирует для «СП» документ капитан первого ранга в отставке Игорь Болдин. – Аналогов нашему российскому ГВК-450 за рубежом нет. Поставлять шотландцы будут упрощенный комплекс, который им для начала надо ещё разработать! И он будет не такой глубоководный, как наш. К тому же, судя по документам, чтобы разместить его на спасательном судне «Игорь Белоусов», не исключено, придется «резать» два блока, так как по техническим характеристикам комплекс не соответствует судну.
Надо ли говорить, что сроки сдачи корабля в очередной раз сорваны? Их перенесли с 2012-го «предположительно» на 2014-й год…
И ещё - очень интересно было бы узнать, кому в министерстве обороны перешел дорогу, сам того не ведая, капитан 1-го ранга Кирик?
Справка «СП»
Идея срочного создания океанского спасателя подводных лодок возникла после известной катастрофы атомной подводной лодки «Курск» в Баренцевом море.
Головное судно проекта 21300, получившее имя «Игорь Белоусов», было спроектировано в ОАО ЦМКБ «Алмаз». Строительство начато на ОАО «Адмиралтейские верфи» в 2005 году, но затянулось из-за проблем с финансированием. Первоначальный срок сдачи флоту в 2010 году сорван. Новая дата - 2014 год. По некоторым данным, общая стоимость «Игоря Белоусова» - 100 миллионов долларов.
Его водоизмещение - 5 тыс. тонн. Скорость хода - до 15 узлов. Предназначен для спасения экипажей из аварийных подводных лодок, лежащих на грунте или находящихся в надводном положении. Должно обеспечивать подачу воздуха высокого давления, электроэнергии и спасательных средств на подводные лодки и надводные корабли.
Помимо этого, «Игорь Белоусов» может осуществлять поиск и обследования аварийных объектов, в том числе и в составе международных морских спасательных сил.
На спасательном судне будут размещены обитаемый глубоководный и необитаемый телеуправляемый подводные аппараты.
Комментарии