Фрогмены - это подводники-взрывники, которые являются одним из наиболее засекреченных специальных подразделений военно-морских сил любой армии. Первая информация о них поступила в период Второй мировой войны. Основное их задание сводилось к подрыву прибрежных укреплений противника для дальнейшего проведения десантных операций. Подобные подразделения были в ВМС Германии, Англии, СССР, США и Италии. О фрогменах последней и пойдет речь.
Даже несмотря на то, что бойцы итальянского подразделения в самом начале войны пустили ко дну около 30 судов своих союзников, среди которых и два линкора англичан, итальянские и английские фрогмены начали активно сотрудничать в 1943 году. Итальянский князь Валерио Боргезе, известный под именем Черного принца, который был командиром спецподразделения подводных диверсантов и торпедных катеров, сумел избежать наказания за военные преступления благодаря тому, что его взяли под свою защиту британцы.
Когда было принято решение о передаче Советскому Союзу итальянского линкора «Джузеппе Чезаре», итальянские средства массовой информации оценили этот факт как национальный позор. В результате Черный принц поклялся, что ни перед чем не остановится, а если надо будет – то и взорвет линкор, но служить Советам тот не будет. В 1949 году он отдал приказ своему спецподразделению фрогменов потопить в Эгейском море корабль, который в это время направлялся в СССР из Албании. За удачное выполнение задания было обещано большое денежное вознаграждение. Поскольку информация о диверсии просочилась в Советский Союз, то «Джузеппе Чезаре» был взят под охрану подлодки с пловцами «Барракуды» - сверхсекретного подразделения. Все диверсанты, которые принимали участие в операции, были уничтожены, а сам корабль благополучно пришел в Севастополь. В том же году корабль модернизировали и дали новое имя – «Новороссийск», после чего он занял место флагмана Черноморского флота.
Приблизительно в 17.00 28 октября 1955 года корабль вернулся в порт, и через пару часов пришвартовался в бухте возле военно-морского госпиталя. Примерно в 1.30 в носовой части линкора прогремел взрыв, который разрушил все горизонтальные перекрытия от палубы полубака до самого днища. Общая площадь повреждения составила около 430 квадратных метров на участке в 22 метра длиной.
Взрыв унес с собой сотни жизней моряков. Согласно официальной версии, причиной взрыва стала немецкая мина, которая осталась еще с военных времен. Моряков обвинили в халатности, а охрана города с моря и с суши была признана крайне неудовлетворительной. И действительно, боновое заграждение выставлялось только в ночное время, и оно не было серьезной преградой для профессионального диверсанта.
В ходе проведения расследования, которое, к слову сказать, длилось всего одну неделю, комиссия решила не принимать во внимание большое количество подозрительных фактов и косвенных улик, обнаруженных по ходу следствия. Члены комиссии так и не смогли ответить на вопрос, почему через столько лет сработал часовой механизм мины, и почему он сработал в наиболее уязвимом месте корабля. Многие понимали, что это диверсионная операция, и что исполнителей необходимо искать среди бывших его владельцев. Вместо этого комиссия отмечала недостатки конструктивного и технического обеспечения живучести и непотопляемости линкора.
Согласно одной из версий, подготовка теракта проходила следующим образом. До 1954 года Боргезе жил в Испании, однако денег на проведение масштабной диверсионной операции не имел из-за ареста своих счетов в банках Швейцарии, Лихтенштейна и Италии. Тогда ему пришлось продать Франко чертежи совершенной с технической точки зрения миниатюрной подводной лодки «Оса», в которой использовались электрические двигатели. Для управления лодкой подводники должны были находиться снаружи. Таким образом, диверсанты могли незамеченными пробраться в бухту и заминировать любой корабль. Получив деньги, Черный принц приступил к реализации своего замысла. А через некоторое время после взрыва и он сам, и несколько человек из его окружения были удостоены высоких государственных наград Италии.
И только в 1997 году один из фрогменов, некий Николо, публично рассказал о том, как именно был уничтожен «Новороссийск».
По его словам, он был последним оставшимся в живых из всех, участвовавших в теракте, диверсантов.
Подготовку к теракту проводил известный итальянский подводник на протяжении года. Затем корабль-сухогруз под флагом Либерии был направлен в Черное море. Скорость судна и его курс были рассчитаны таким образом, чтобы пройти Херсонесский маяк в 15 милях от берега в полночь 26 октября. В днище сухогруза был сделан специальный вырез, через который была выпущена мини-субмарина «Пикколо» со снаряжением и диверсантами, после чего сам корабль пошел своим курсом. Недалеко от бухты Омега возле Севастополя диверсанты устроили подводную базу, где и оставили все оборудование, после чего вернулись в море. После того, как был получен условный сигнал о местонахождении линкора, они вернулись на базу, забрали все необходимое и подошли к кораблю, используя гидробуксиры. Кроме своей взрывчатки они использовали и найденную донную мину. Потом диверсанты вернулись в бухту и ночью отправились в открытое море, где их уже ждал корабль.
Известно также, что в 50-е годы двадцатого века отношения между бывшими союзниками обострились до такой степени, что мир находился на грани новой войны. Вполне возможно, что натовское руководство решило уничтожить линкор, используя итальянских диверсантов, чтобы еще больше дестабилизировать обстановку.
Советское военное командование предполагало, что к теракту причастны бывшие союзники, и что от них можно ожидать и других подлостей. И через некоторое время крейсер «Керчь», как, впрочем, еще четыре эсминца и одна подводная лодка, полученные от Италии, были отправлены на металлолом.
Примерно в то же время произошла еще одна история, связанная с деятельностью диверсантов-подводников. О ней писали все газеты мира (кроме советских). В 1956 году, для того чтобы немного разрядить напряженность в международных отношениях, в Англию с дружеским визитом приехал Н.Хрущев, который занимал пост Первого секретаря ЦК КПСС. Группа фрогменов во главе с Лайонелом Крэббом начала разведоперацию, проводя осмотр советского корабля, на котором прибыла делегация из СССР. В ходе этой операции Крэбб просто исчез. Западная пресса связывала факт его исчезновения с деятельностью «Барракуды», пловцы которой вели охрану советского корабля. Примерно через год тело Крэбба было обнаружено недалеко от Пилсей-Айленда с отрезанными руками и головой.
Однако вернемся к трагедии «Новороссийска». О том, что к его уничтожению приложили руку натовские спецслужбы, говорит и тот факт, что в 1978 году, после смерти Черного принца, вышла в свет книга его биографа под названием «Валерио Боргезе. Моя тайная война», в которой и была описана диверсия против линкора. Более того, ее сразу же запретили в Англии, США и Канаде, после чего ее не переиздавали.
В 1992 году главнокомандующий итальянских военно-морских сил Г.Вентуриони признал, что потопили «Новороссийск» именно итальянские фрогмены. Однако он настаивал на том, что сделано это было без ведома властей. Но ведь всех диверсантов после операции наградили!..
Гибель линкора не раз становилось темой статей во многих известных изданиях. За годы, прошедшие с момента катастрофы, сложилось немало версий, каждая из которых имеет многочисленных противников и сторонников. В 1996 году Главная военная прокуратура после многочисленных обращений моряков-ветеранов принялась за проверку результатов расследования. Как оказалось, все члены экипажа были представлены к правительственным наградам – ордену Красного Знамени, Ордену Ленина, Нахимова и Ушакова, а также «За отвагу». Но, поскольку к моменту обнаружения этих наградных листов уже не существовало ни орденов, ни самого Советского Союза, то все моряки корабля были награждены орденом Мужества.
Кроме того, в Севастополе было создано два мемориала: на Братском кладбище и на кладбище Коммунаров. А в 36-ю годовщину гибели корабля были установлены мемориальные доски с фамилиями погибших моряков, а также бронзовая памятная доска.
Комментарии