О Протестантах, пацифизме и строительстве церквей.
На модерации
Отложенный
ИНТЕРВЬЮ: Президент религиозного центра «Протестант», епископ Союза церквей евангельских христиан России,АЛЕКСАНДР СЕМЧЕНКО. о «традиционных» и «нетрадиционных»
"Портал-Credo.Ru": Интересно, что Вы подчеркнули народный характер православных праздников. Значит, Вы помогаете строить не столько религиозные объекты, сколько культурно-народные, этнографические? И мотивация у Вас в этом деле, наверное, не религиозная, а больше политическая?
Александр Семченко: Мы не будем говорить о мотивации. Я считаю, что строить православные храмы в Москве нужно. И двести — это не предел того, сколько им нужно, им нужно намного больше, потому что православие — это неотъемлемая часть российской культуры, и я в этом убежден.
- Давайте поговорим о более серьезном вопросе — проблеме так называемых "традиционных" и "нетрадиционных" конфессий. Поводом для нашей встречи стало начало публикации Владимиром Путиным своих предвыборных статей. Вышло две статьи, обещают еще несколько. Последняя статья в "Независимой газете" была посвящена проблемам национальной идентичности, культуры и религии как части идентичности. Путин вновь упомянул о четырех "традиционных" конфессиях, в число которых ни протестанты, ни католики не входят. И вообще все заметили, что доля религии в этой статье была сведена к минимуму.
- Вы его критикуете за это? Или это позитивный факт?
Что касается "традиционных" религий, то, наверное, для них это огорчительно. Я считаю, что разделение религий на "традиционные" и "нетрадиционные" неправильно. Например, порядка 300 синагог в России — это "традиционные". А 6 тысяч зарегистрированных протестантских храмов — ровно в двадцать раз больше — "нетрадиционные". Конечно, это очень уж натянутое определение. Но мы понимаем, почему еврейская религия считается "традиционной". И относимся к этому с пониманием.
- Мы не говорим, что мы "нетрадиционные". В частности, мы говорим, что социальная активность протестантов довольно значительна. И на нее все ветви власти обращают внимание.
В области борьбы с наркозависимостью, тюремного служения, социальной работы с бомжами и прочими нуждающимися в социальном обеспечении группами населения протестанты идут впереди всех.
- Вы можете какие-то цифры привести, чтобы мы могли это сравнить с социальной активностью других конфессий?
- Например, количество реабилитационных центров для наркоманов — больше тысячи у протестантов и около десятка в православной Церкви. Есть разница?
- Некоторая разница есть, да.
- В то же время они говорят, что мы калечим души в этих реабилитационных центрах, а они наставляют их на истинный путь. Что тут сделаешь ...
- Вы пользуетесь репутацией небедного человека. Вы платите, наверное, значительные налоги с Ваших доходов, имущества, собственности. Государство, в основном, в лице правительства или президента, направляет значительную часть средств, собранных с помощью налогов, на поддержку Московского патриархата. На эти деньги строятся новые храмы, грандиозные соборы в разных городах страны, реставрируются монастырские комплексы, уже переданные в собственность Церкви. Вы охотно отдаете Ваши средства на поддержание деятельности одной-единственной конфессии или Вам бы хотелось, чтобы они использовались в соответствии с Конституцией, законами России?
- Чтобы быть до конца честным, надо сказать, что налоги, которые платят все граждане России, идут далеко не только на поддержание православной Церкви. Наши налоги идут на содержание государства, в первую очередь.
Я бы так сказал, что государство, в лице избранного руководства, в лице думы, в лице президента, имеет право тратить бюджетные деньги в соответствии с их точкой зрения и существующими законами.
А чтобы быть до конца честным, надо сказать, что поддержкой пользуется не только РПЦ. Мусульманские мечети, а также образование и культура пользуются также поддержкой государства. По-моему, в России существует более 4 тысяч зарегистрированных мечетей и различных мусульманских организаций. И они тоже поддерживаются.
Я хочу сказать, что католики и другие конфессии, владеющие зданиями, которые представляют историческую ценность или являются памятниками архитектуры, также ремонтируются за счет государства. Все памятники, независимо от того, кому они принадлежат. Англиканская Церковь имеет всего одно здание в Москве и одну церковь вообще в России — однако это памятник, и он поддерживается государством. Поэтому так уж нельзя говорить, что "ай-ай-ай".
А вот что касается наших протестантских конфессий, то здесь многое зависит от того, как выстраивает взаимоотношения наше руководство на местах. Я знаю места, где местное руководство, в лице, например, сельского совета или городского совета, активно помогает местной протестантской общине, выделает помещение или землю. И земельные участки в подавляющем большинстве протестантам все-таки выданы бесплатно.
Протестанты, особенно крупные церкви, более организованны. Поэтому самые крупные протестантские храмы занимают здания, построенные в советский период. И это огромные театры или кинотеатры, вмещающие по несколько тысяч человек. Сказать, что они построили их за свой счет?... Они купили их за ту или иную цену, которая явно не соответствовала вложениям определенного периода. Но, тем не менее, государство пошло навстречу, узаконило и оформило им право собственности. И этим пренебрегать тоже не следует.
Я хочу сказать, что у православных нет таких грандиозных зданий в регионах, которыми владеют протестанты.
Мы на своих сайтах публикуем протестантские храмы, и они выглядят довольно неплохо. И протестанты не столько рассчитывают на поддержку своего государства, как на то, чтобы им не мешали.
"Портал-Credo.Ru": Конституция у нас, как известно, утверждает равенство всех религиозных организаций перед законом и гарантирует, что государство не насаждает какую-то идеологию в качестве обязательной, единственно верной, что оно деидеологизированно. Я имел в виду такие специфические расходы госбюджета, как деньги на строительство новых храмов лишь одной религиозной организации. Что касается мусульман, то действительно есть примеры строительства мечетей в Казани или Уфе, но там помогал местный бюджет республики.
- Нужно еще вспомнить Грозный.
- В Грозном тоже эти деньги проходили через господина Кадырова. И он выделял их на строительство мечети. То есть это не было адресным выделением средств на строительство мечети из бюджета. А в случае с храмами РПЦ МП у нас десятки таких примеров.
- Вы знаете в бюджете строчку "поддержка православия"?
- В бюджете ее нет, но президент имеет право распоряжаться своим фондом, который выделяется ему из собранных налогов в соответствии с госбюджетом.
- Но он поддерживает еще и многое другое, кроме православной Церкви. Но как бы мы ни ходили вокруг да около, но нужно признать, что большинство населения нашей страны православные.
Насколько я знаю, Вы сами православный человек. И Вам, как я понимаю, хочется обвинить существующую власть в нечестности, но, я думаю, что кого больше, тот и больше нуждается в поддержке. И если сравнить количество православных храмов, протестантских, католических, синагог, то, наверное, приоритет на единицу населения или на квадратный метр площади, имеющейся у той или иной конфессии, будет не в пользу православных.
- Вы знаете, что сейчас в армии введена штатная должность помощника командира части по духовно-нравственному воспитанию. На нее выделяются бюджетные деньги. Известен ли Вам хотя бы один случай, когда такую должность заняли бы протестантские пасторы, а не православные священники?
- Нет, неизвестен. Я бы хотел, чтобы соответствующее количество протестантских священников получали зарплату в армии. Но думаю, что это нереально по многим причинам. Отчасти виновны сами протестанты, которые в своем подавляющем большинстве пацифисты и противники армии как таковой. Института армии, с точки зрения некоторых протестантов, не должно существовать.
Также в протестантской среде велико число тех, кто выбирает либо альтернативную службу — этим активнее всего пользуются адвентисты, — либо старается "откосить" от армии, например, методом учебы. И когда государство, в лице руководства нашей страны, ставит на чашу весов идеологическую составляющую той или иной Церкви, однозначно чаша весов перевешивает в сторону православия. И с этим приходится считаться.
Многие протестантские священники думают, что, придя в воинскую часть, они силою своих проповедей убедят солдат не брать в руки оружие и стать мирной профессией. Вы согласны, что это противоречит самим устоям государства?
Но вропейские, а особенно американская, армии очень боеспособны. И идеология протестантизма в американской армии не мешает им активно создавать свои собственные вооруженные силы и использовать их эффективно по всему миру в области защиты собственных интересов.
И я всегда говорю российским протестантам: "Посмотрите, они по-другому относятся к институту армии, к службе в армии и тому подобное". И не приходится говорить, что в американской армии служат одни атеисты. Там также есть полковые священники, в основном, протестантские, но встречаются и католики.
- А в чем же секрет российского пацифизма? Почему же российские протестанты, которые во многом происходят от американских, пацифисты?
- Семьдесят лет коммунистической власти сделали российских протестантов такими. Они противились безбожной власти, и это противление, надо сказать, что более активное, чем в православной Церкви, вылилось в такой пацифизм, граничащий...
-С фанатизмом.
- Абсолютно правильно. Наши привыкли во всем противиться власти и уж особенно в области аппарата подавления. Я думаю, что этим, в основном, и объясняется пацифизм российского протестантизма. Проходит время, пострадавшие пацифисты российских конфессий, в основном, уехали в ту же Америку, где доживают свой век. А новая ветвь, современная ветвь современного протестантизма переосмысливает себя.
- Если протестные настроения в протестантской среде в России еще сильны - то логично было бы этому старому русскому протестантизму поддерживать близкие отношения с политической оппозицией. Однако этого тоже не происходит.
- Когда я смотрю интернет-сайты, я вижу все-таки большие протестные настроения среди протестантов. Они против власти, я думаю, что часто не отдавая себе отчет, почему. А чего хотят новые российские протестанты, выходя на демонстрации вместе с несогласными?
Уж не хотят ли они получить в руководстве национализм Навального или еще хуже — национализм Лимонова? Они себе отдают отчет, с кем они идут на демонстрации?
Есть такое негласное правило: самое главное свалить то, что мы имеем, а потом разберемся. Знаете, они потом быстро разберутся. И Ваше место будет соответствующее — в застенках.
Комментарии
Ваша жена, перед тем, как выйти за вас замуж и родить от вас ребенка, знала об этой вашей позиции?
Возможно, лишь Господь определяет кто христианин, а кто не христианин: "Не всякий, говорящий мне "Господи..."