О примерной программе новой учебной дисциплины "КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ". Часть II.
На модерации
Отложенный
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.
Продолжение начатого, см. http://gidepark.ru/community/3669/content/950838/, где излагается Пояснительная записка к примерной программе предлагаемой новой учебной дисциплины.
I. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
Структура содержания программы содержит части, разделы, подразделы (главы) и параграфы, что в определённой мере соответствует кредитно-модульной системе организации учебного процесса, учитывающей идеи Европейской кредитно-трансферной системы (European Credit Transfer System - ECTS), а именно:
- часть содержания предлагаемой программы КСЧ (нумеруется римскими числами I, II, III, ..., IX) соответствует модулю - наиболее укрупненной теме содержания программы, излагаемой некоторым количеством лекций, сопровождаемых практическими занятиями, семинарами и завершаемой контрольной работой, единице программы, подлежащей текущему и модульному оцениванию (обычно практикуется разделение семестрового содержания на три модуля, подлежащих модульному контролю);
- раздел соответствует укрупненной, логически завершённой теме содержания программы (нумеруется числами I.1., ..., IX.4), излагаемой некоторым количеством лекций и завершаемой постановкой контрольных вопросов; при минимальной трудоёмкости - излагается одной лекцией;
- подраздел (глава) раздела программы соответствует обычно теме одной лекции при максимальной трудоемкости учебного курса (нумеруется числами I.1.1., ..., IX.4.4.);
- параграф соответствует логически очерченной части лекции, предусматривающей, обычно, один конрольный вопрос.
Тридцать шесть часов трудоёмкости учебной работы, включающей аудиторную и внеаудиторную (самостоятельную) работу, принято считать унифицированной зачётной единицей трудоёмкости, обозначаемой словом кредит. Количество кредитов ECTS на учебную дисциплину определяется делением общего объема часов, запланированных на изучение дисциплины на цену кредита (с округлением до 0,5 кредита). Содержательный модуль по своей трудоёмкости примерно равен одному кредиту.
Учебное время, отведенное для самостоятельной работы регламентируется учебным планом и должно составлять от 1/3 до 2/3 общего объема учебного времени. Учитывая другие нормы - 1) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся ограничен 54 академическими часами в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы; 2) объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся в неделю должен быть не менее 27 и не блее 36 часов, а также учитывая сложившуюся отечественную практику использования максимальной аудиторной нагрузки в 36 часов/неделю при дневной форме обучения, - неформальное планирование самостоятельной работы студента реально ограничивается диапазоном от 1/3 до 1/2 общего объема учебного времени. Отклонение от этой нормы в сторону 2/3 возможно лишь в случае уменьшения недельной аудиторной нагрузки от верхнего предела 36 часов в сторону её уменьшения до 27 часов и отказа преподавателей других дисциплин от превышения минимальной нормы самостоятельной работы. Учитывая, кроме того, необходимость равномерной загрузки студента в течение учебного процесса, приходим к выводу о практической невозможности, по крайней мере на первых этапах внедрения кредитно-модульной системы, превышения нормы учитываемой самостоятельной работы свыше 1/3 общего объема учебного времени, определённого в размере 54 час/неделю. В то же время в реальной практике мы наблюдаем и иные планово-отчётные показатели. Таким образом, что касается недельного планирования трудоемкости, то равномерность может быть обеспечена лишь в среднем. Таковы исходные позиции планирования учебной работы по реализации программы новой учебной дисциплины.
Главной проблемой, которая возникает на пути внедрения идей кредитно-модульной системы в рамках присоединения к Болонскому процессу, видится проблема организации самостоятельной работы студента. При этом, повышение значимости самостоятельной работы студента отнюдь не уменьшает загрузку преподавателя, как это может показаться на первый взгляд чиновникам, ищущим пути экономии бюджетных средств на образовании. Помимо лекционной работы, преподаватель больше внимания отныне должен уделять индивидуальной работе - индивидуальным занятиям, составлению заданий для текущего и модульного контроля, индивидуальным и групповым консультациям, осуществлению контроля. Какой должна быть периодичность индивидуальных и групповых консультаций в процессе освоения кредитно-модульной системы, кафедры и факультеты должны решать самостоятельно, исходя из направления основной специализации, специфики преподавания и опыта работы.
Перечень частей (модулей) и разделов (лекционных тем) программы и структурно-логическая схема их изучения предлагаются следующими:
Вводная часть курса "ВВЕДЕНИЕ. ЗАЧЕМ НАМ ЭТО?" ставит целью ознакомление с проблемами человекознания в целом, как в историческом плане, так и с учётом актуальности и сложности объекта изучения сегодня. После "Введения в учебную дисциплину" рассмотрение концепций человекознания следует начать с темы "Об основных тенденциях развития современного человечества,о вызовах социальной эволюции на изломе эпох в XXI веке (концепции глобальной (универсальной) и био-социальной эволюции)".
После одной-двух вводных лекций слушателям следует предложить выполнение практической работы - написание сочинения на тему "Что я знаю о человеке?". По её итогам преподаватель должен дать понять слушателям, что обыкновенный человек, прошедший социализацию в стенах средней школы, ещё очень мало знает о сущности человека, и разъяснить почему. В то же время, следует заметить, человек по своей природе является очень самонадеянным и самоуверенным существом. Не случайно Библия в перечне семи смертных грехов человека на первое место ставит гордыню.
Проявления самонадеянности человека мы наблюдаем уже в его подростковом возрасте, с момента перестройки гормональной системы организма, в форме категорических заявлений подростка родителям: "А я лучше знаю, что мне делать и как мне быть!". Чем это обычно заканчивается, известно - девочки-подростки вскоре сообщают родителям о преждевременной беременности, а парни общению с родителями предпочитают общение со сверстниками у подворотнях, и в целом, время, предназначенное для подготовки к взрослой жизни, используется не очень эффективно.
Заметим, что такая подростковая и юношеская ложная самонадеянность должна находить понимание взрослых, ибо по сути своей является врожденным защитным механизмом. В самом деле, если бы каждый, как Сократ (469-399 гг. до н.э.), осознавал бы истину "Я знаю, что ничего не знаю", часто повторяемую и его учеником Платоном, то не было бы той минимальной уверенности в себе, что так необходима в повседневности каждому человеку, особенно, начинающему самостоятельную взрослую жизнь. Вместе с тем, взрослеющий человек всё-таки своевременно должен узнать полную правду о своих возможностях.
После обсуждения содержания сочинений слушателей на тему "Что я знаю о человеке?" следует обзорная тема "Какими могут быть ответы на вызовы социальной эволюции (концепция ответов, которые вытекают из концепций глобальной (универсальной) и био-социальной эволюции)". В ней сообщаются слушателям основные идеи курса учебной дисциплины с максимально возможной степенью подробности.
Введение в дисциплину КСЧ имеет своей целью достичь понимания каждым слушателем того, что жизнь, вызовы социальной эволюции требуют в начале XXI века более глубокого понимания сущности человека, чем это требовалось раньше.
Первая часть (модуль) содержания программы "I. ЧЕЛОВЕК: КАК ВЫГЛЯДИТ ОН С РАЗНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ?" реализует дескриптивный способ ответа на вопрос, что такое человек? Предлагается изучить такие темы:
I.1. Эволюция взглядов мыслителей на человека в течение веков (древний мир - эпоха Просвещения).
I.2. Человек как биологический вид (концепции происхождения человека, его антропогенеза и социогенеза).
I.3. Многоликий Homo: в каких общественных ролях он нам свтречается сегодня (Homo politicus, Homo faber, Homo Viator, Homo hidden, Homo...)?
I.4. Концепции инстинктов и эмоций человека.
I.5. Концепции потребностей, мотиваций и мотивов человека.
Каждая тема раскрывается одной или несколькими лекциями, перечень которых содержится в детализированном УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ПРОГРАММЫ, утверждаемым учебным заведением, исходя из выделенной трудоёмкости.
Человекознание должно бы начинаться с концепций происхождения человека, его антропогенеза и социогенеза. Однако, следуя не только естественно-научному подходу, но и философско-историческому, возможно, следует начать человекознание с обзора взглядов на человека древних мудрецов, от Соломона, Конфуция и древнеиндийских Вед, предлагая первой тему "I.1. Эволюция взглядов мыслителей на человека в течение веков (древний мир - эпоха Просвещения". В частности, заслуживают внимания такие перлы древней мудрости, как: "Все звери сидят в каждом человеке, и нет ни одного зверя, в котором бы сидел хотя бы один человек" (древнекитайская поговорка); "И чтоб вы жили в эпоху перемен!" (дренекитайское проклятие); "Легче угодить слушателям, говоря о природе богов, чем людей" (Платон). Для изложения темы преподаватель может воспользоваться серией книг П.С. Таранова "Звёзды мировой философии", рассказывающих о концепциях более чем двухсот величайших мудрецов человечества, или книгой-сборником текстов, включающем фрагменты из произведений выдающихся индийских, китайских, арабских, западноевропейских и русских мыслителей разных эпох, начиная с древности и кончая Просвещением [Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения / Редкол.: И.Т. Фролов и др.; Сост. П.С. Гуревич. - М.: Политиздат, 1991. - 464 с.].
Такое рассмотрение взглядов мыслителей на человека в течение веков имеет, скорее всего, пропедевтический характер. Отрывочных, не системных, взглядов на человека в течение веков высказанобыло не мало. Вместе с тем, прослеживается определённая логика в цепи этих взглядов: от мифологических, с неразличимостью и неразрывностью природы, человека и богов, до формирования религиозных представлений об индивидуальности, персоне и самости и далее, до возникновения понятия личности в философии Просвещения и развития этого понятия в наше время.
С началом исторического времени философы сначала выделили человека из природы, затем поставили его рядом с божествами, потом возник вопрос о соотношении в человеке божественного и тварного, затем появляются понятия персоны и личности, различение понятий обязанностей, долга и прав; далее возникает мировоззрение гуманизма и торжествует преувеличенная вера в возможности разума человека и так идёт процесс до нынешних времён. И обо всём этом размышляли, прежде всех, философы. А простые люди обыкновенные трудились на полях, боролись с эпидемиями, защищали свою землю от врагов, ходили в церковь, в свободное время сочиняли сказки, пословицы, пели песни и не задумывались особо над тем, что есть человек. Простым людям рассуждения старших, пересказ отрывков из Библии и вера в авторитеты компенсировали недостаток знаний научных, достоверных. О сознании человека и самоосознании им себя до Нового времени речь не шла.
Следующей, второй на начальном этапе изучения курса предлагается рассмотреть тему "I.2. Человек как биологический вид (концепции происхождения человека, его антропогенеза и социогенеза)". Это - естественно-научный взгляд на человека. История человека как вида насчитывает миллионы лет. Были предки общие с гориллой и шимпанзе 16-12 млн лет назад, рамапитек например. Затем прошли этапы австралопитеков, "почти людей", 6-2 млн лет назад; хабилисов умелых (Homo habilis) 4-2 млн лет назад; питекантропов прямоходящих (Homo erectus) 2-0,5 млн лет назад, включая синантропов-поздних питекантропов, освоивших огонь; неандертальцев 500-40 тыс. лет, изготовляющих уже симметричные топоры, хоронящих соплеменников с лекарственными растениями (60 тыс. лет назад) и наступило время современных кроманьйонцев (Homo sapiens), имеющих достаточно воображения для живописи, сочинения музыки и ритуальных игр.
Первые изделия (рубила и чопперы) - труд создал человека - отмечены у австралопитека, укрощение огня - у питекантропа ок. 1,4 млн лет назад, наскальная живопись и возникновение музыки датируются верхним палеолитлом (от 38 тыс. лет), переход к земледелию начался 12 тыс. лет назад и одомашнивание диких животных - всего 10 тыс. лет назад. Затем были выплавка-освоение меди (4-3 тыс. лет до н.э.), бронзы и затем ок. 800 лет до н.э. наступил железный век. Ок. 3500 лет до н.э. шумеры изобрели колесо, ок. 3000 лет до н.э. они же изобрели письменность.
Сегодня, говоря о свойствах человека, на первое место выдвигают его разум - то, чем отличается он более всего от других существ животного мира. Конечно, тут надо понимать, разум человеческий - это не столько свойство отдельного человеческого индивида, сколько свойство общества (сообщества) людей. У человека, от рождения изолированного от сообщества людей, разума возникает ничуть не больше, чем у одиноких обезьян.
Обычно этапы развития человеческого мышления классифицируем мы так. До первобытно-общинного строя включительно речь идёт о доминировании биологического начала над психическим и о постепенном становлении мышления предметно-действенного, зачатки которого уже заметны у высших животных, начиная с птиц. С первобытно-общинным строем мы связываем преобладание условно-рефлекторной деятельности над безусловно-рефлекторной, доминирование коллективного бессознательного поведения над инстинктивным и заметное развитие предметно-действенного мышления. Наглядно-образное мышление в заметных формах связываем с появлением кромаьонцев - наших предков. Homo sapiens их величают, с подачи Карла Линнея (1707-1778), не задумываясь никак о составляющих их мышления, о преобладании того или иного вида мышления и следствиях этого. С началом исторического времени (появлением письменности) мы связываем появление абстрактного мышления и чисто человеческой составляющей Сознания Природы -символического сознания. Есть мнение в учёном мире, что абстрактное мышление конкурировать стало с наглядно-образным мышлением, по крайней мере, у человеческих элит на рубеже средневековья и Нового времени. Сегодня мы связываем абстрактное мышление с понятийным и видим, впереди уже просматриваются очертания ещё более совершенного вида мышления - логико-системного, можно сказать, более математического.
Особо следует подчеркнуть, что в процессе социальной эволюции каждый новый вид мышления после предметно-действенного (наглядно-образное, абстрактно-понятийное, логико-системное) не возникает поголовно сразу у всех представителей человечества. Сначала он возникает у так называемых элит, потом у определенных слоев населения и народов, затем распространяется на регионы и потом, позже овладевает континентами. И возникновение абстрактного мышления, и символической составляющей сознания с появлением письменности, и вместе с ними исторического времени, вовсе не означает, что питекантропов и неандертальцев среди нас уже нет. Ведь онтогенез, повторяющий филогенез, может остановиться у каждого конкретного человека на любом участке его жизненного пути.
И ещё об одной условности здесь следует упомянуть - о разделении мышления на практическое и теоретическое. Обыкновенному человеку, мол, достаточно мышления практического, а теоретическое (абстрактное, понятийное, логическое, системное) нужно лишь тем, кто работает в сфере науки. Да, так было до XXI века. Но как сегодня каждому человеку обезопасить свои эмоции и своё подсознательное от манипуляций ими внешними симулякрами. И как пользоваться ему возможностями демократии, ведь информация на входе его мозгов усложняется и её количество ускоренно растет? Кому-то верить на слово в телевизоре, или как раньше было, ходить в церковь за советом, или идти на митинги?
Что касается определяющих факторов поведения, то мы находимся сейчас в движении "на марше", на этапе отхода от определяющего влияния инстинктивного и бессознательного на поведение и деятельность человека в пользу перманентно повышающегося в поведении и в его деятельности участия сознания и высших форм его мышления (мышлением мы называем сознание в динамике). Дальнейшие успехи этой тенденции зависят от развития и устойчивой работы волевого механизма человеческой психики.
В помощь изучающим естественно-научные концепции антропогенеза и социогенеза человека рекомендуем, прежде всего, две книги: 1) Базалук О.А. Разумное вещество. - К.: "Наукова думка", 200. - 2000. - 368 с.; 2) Палмер Дж. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens / Джек Палмер, Линда Палмер. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 384.
Далее о теме следующей, третьей. Человек, как известно, не чисто биологическое существо, а существо - биосоциальное. И в то время, как его биология остается почти неизменной тысячи лет, качества социальные изменяются всё быстрей и быстрей. Стремление принадлежать к какой-либо общности, находиться рядом с другими людьми, быть признанным и принятым ими давно уже стало для человека одной из основных его потребностей. И люди очень различаются принадлежностью к тем или иным общностям - религиозным, этническим, социальным или производственным слоям, группам, командам, коллективам и тому подобным организованным сообществам, где вынуждены выполнять какие-то функции, подчиняться определённым нормам и правилам поведения. "Весь мир - театр, а люди в нём - актёры", - так говорил ещё Уильям Шекспир (1564-1616), родоначальник английской драмы,великий поет и философ, внимательный наблюдатель жизни человеческой на заре эпохи Нового времени.
Сегодня мы можем выделить десятки и сотни различных областей жизнедеятельности человека, множество точек зрения на него со стороны различных областей знания и, соответственно, большое множество различных ролей человека. Так для рассмотрения и обсуждения можно предложить темы: 1) человек экономический (Homo economicus), 2) человек социологический (Homo sociologicus), 3) человек политический (Homo politicus), 4) человек верующий (Homo believer), 5) человек познающий (Homo cognizes), 6) человек делающий (Homo faber), 7) человек предприимчивый, 8) человек военный, 9) человек госслужащий, 10) человек-мужчина, 11) человек-женщина, 12) человек-альтруист, 13) человек-эгоист, 14) человек-герой своего времени и т.д. и т.п. Чем объяснить такое многообразие ролей человека в "театре" общественной жизни? Существует ли этому научное объяснение? Одним из таких объяснений, заслуживающим безусловного внимания, возможно, основным, является общественное разделение труда.
Понятно, что один человек одни играет роли, а другой - другие. Одному всё не объять. И глядя на человека, исполняющего многочисленные роли в его жизнедеятельности, есть о чём говорить лектору, будет о чём писать рефераты студенту и будет о чём дискутировать на семинарах. Стоит лишь набрать в Google или иной поисковой системе Интернета соответствующее словосочетание, например, "человек социологический - это" и мы получим сотни ссылок на ответы. При изучении темы "I.3. Многоликий Homo..." можно ограничиться минимумом лекционных занятий и в максимальной мере использовать самостоятельную (внеаудиторную) работу студентов с последующими докладами и обсуждениями на семинарах. Важно показать наличие огромного, всё возрастающего, множества ролей современного человека и замыслиться о причинах и следствиях этого.
В начале большого разговора о человеке, переходя к четвёртой теме, считаем целесообразным больше обращать внимания не только на то, чем кичится Homo, имеется в виду его sapiens, но и на то, чем он похож, имеет много сходства, что его роднит с остальными представителями Живой Природы. Речь должна идти, прежде всего, об инстинктах и бессознательном человека. Поэтому следующей в первом разделе предлагается тема "I.4.
Концепции инстинктов, бессознательного и эмоций человека". Науке уже многое известно об инстинктах и бессознательном человека, однако современному человеку на уровне его обыденного сознания практически не известно ничего. И более того, обыкновенный человек даже не подозревает, что в повседневной жизни им руководят в гораздо большей степени инстинкты животных предков и бессознательное коллективное, чем приобретённый гораздо позже абстрактно-аналитический и понятийно-системный рациональный разум. Разум человека самый ранний, древний, мыслящий предметно-действенно, чаще всего лишь обслуживает его инстинкты. Так же и другой, разум молодой, опирающийся на наглядно-образное мышление, обслуживает бессознательное и не всегда сознательной воле подчинен.
Изучая инстинкты, бессознательное и эмоции человека, следует обратить внимание на формулировки этих понятий и различение сущностей. Пока на уровне обыденного сознания человека они не различаются и понятно почему - нет пока однозначности и в научном мире. Кэррол Э. Изард, автор книг "Эмоции человека" (1978) и "Психология эмоций" (1991), ставших во многих странах одними из базовых пособий по курсу психологии личности, вынужден признать, что хотя "большинство психологов сегодня склоняются к мнению, что человек вовсе не имеет инстинктов, подобных тем, которые свойственны животным... ниже мы приведём доказательства тому, что природа эмоций в жизни человека в некоторой степени аналогична природе рефлексов и инстинктов в жизни животных" [Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2009. - 464 с. - С. 26]. Как мы понимаем, эмоции бывают разные, в частности, это - в какой-то мере осознаваемые переживания проявлений животных инстинктов внутри человека.
Безусловно, тема инстинктов и эмоций заслуживает внимания как одна из важнейших тем человекознания. Кэррол Э. Изард в предисловии к своей книге пишет: "На каждом шагу мы сталкиваемся с тем, что поведение обусловлено множеством противоречивых и разнонаправленных эмоций... В настоящее время наука располагает таким объёмом информации, связанной с эмоциями, что студентам и профессионалам становится трудно разобраться в многообразии теорий и эмпирических наблюдений... Я поставил перед собой задачу - определить базовые эмоции и помочь студентам понять, каким образом активируется, как проявляется и переживается, какие функции выполняет каждая из них". Мы присоединяемся к этим усилиям учёного.
Начиная разговор о потребностях и мотивах действий человека, тема "I.5. Концепции потребностей, мотиваций и мотивов человека", не обойтись, конечно, без знакомства с точками зрения выдающихся психологов XX века Зигмунда Фрейда и Абрахама Маслоу. Считается, что З. Фрейд излишне заострил внимание на некторых отдельных, самых сильных человеческих инстинктах и это оттолкнуло многих от исследования животных инстинктов в человеке вообще. Так случилось, что тема инстинктов человека далее была завуалирована более общей темой о его потребностях и мотивах действий. При этом подразумевалось, что потребности человека в большей мере осознаваемы, чем инстинктивны. А. Маслоу предложил к рассмотрению модель слоистого распределения людей с потребностями и мотивациями в виде пирамиды, фигуры , сужающейся к верху. Всего маслоу выделил 5 основных групп потребностей и соответственно слоев распределения людей в сообществах: 1) физиологические (органические) потребности; 2) потребности безопасности и защиты; 3) потребности принадлежности и любви; 4) потребности самоуважения; 5) потребности самоуважения и самореализации.
Основная масса людей планеты Земля, образно говоря, находится в низу пирамиды и удовлетворяет потребности физиологические (органические). Важным положением модели является утверждение о том, что пока человек не удовлетворит низшую потребность, о более высокой он не помышляет. И, наверное, поэтому некоторым властителям и обслуживающим их политикам выгодно, чтобы как можно дольше как можно большее количество их соотечественников оставалось там, в низу. И, наверное, этим можно объяснить, что в стране, где мы живём, в аналитике публицистов всё большее употребление находят такие понятия, как быдло, стаи, стада, их вожаки и пастухи.
По мнению самого А.Маслоу, автора слоистой модели структуры человеческих сообществ, людей, которые могут удовлетворить высшие потребности самоактуализации и самореализации, то есть желают стать теми, кем могут стать и имеют силу воли для достижения сознательно намеченных целей, в развитых сообществах насчитывается не более 1% от общей численности населения. Здесь, конечно, возникает вопрос: а куда относить вдруг появившихся из ниоткуда предпринимателей и вьющихся вокруг них холуев - к сознательно или инстинктивно себя самореализующих? Ведь их значительно больше 1% от общей численности населения в развитых странах. Вопрос этот - не простой. Возожно, они и вовсе не элита, а лишь накипь и пена на нижних слоях структуры человеческих сообществ.
По мнению А. Маслоу, перчисленные им потребности, хотя и обусловлены генетическими программами, но являются уже инстинктоидными, то есть не чисто инстинктивными, полностью изолированными от разума как у низших животных. В связи с этим представляет интерес, насколько связаны с разумом инстинктоидные потребности каждого из пяти слоев пирамиды. Понятно, что в низу пирамиды, у её основания, и у её вершины соотношение инстинктов и разума в формировании потребностей и мотиваций находящихся там людей существенно различно. Исследованием этого вопроса ни Маслоу, ни его последователи не занимались. Он ждёт своего времени.
Однако, на этот счёт можно встретить уже и вполне научную гипотезу: в структуре человеческого общества отношение животных инстинктов к разуму рациональному уменьшается в пользу разума у каждого человека (и в слоях структуры общества) по мере удовлетворения им низших потребностей, в классификации А. Маслоу, психолога, и перехода к удовлетворению высших [http://gidepark.ru/community/3669/].
Гипотезы, как известно, не нуждаются в доказательствах. Гипотезе верят до тех пор, пока не найдётся хотя бы один факт дл её опровержения.
Что касается мотваций и мотивов человека, то с ними вопрос научного их видения обстоит ничуть не лучше, чем с инстинктами и эмоциями. Известный в научном мире специалист в области психофизиологии, автор пятнадцати учебных пособий и монографий Е.П. Ильин констатирует, что "в зарубежной психологии имеется около 50 теорий мотивации" [Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2004. - 509 с. - С. 18]. И как быть? Не откладывать же из-за этого обилия точек зрения изучение концепций человекознания на далёкое потом.
Цель первой части (модуля) Программы - начать изучение сложностей человеческой сущности, неведомых выпуснику средней школы, также показать неполноту прежних философских взглядов, предшествующих современным научным взглядам, невозможность полного описания природы и поведения человека языком одной конкретной области науки. Иными словами, после изучения материала первой части Программы учебной дисциплины "КСЧ" у слушателя должно возрасти количество вопросов, а не ответов. Этому преподаватель должен уделить особое внимание.
Вторая часть (модуль) содержания Программы "II. ЧЕЛОВЕК: СКОЛЬКИМИ СУЩНОСТЯМИ ОН ОБЛАДАЕТ - сколько их и как они между собою соотносятся?" отражает попытку атрибутивного способа ответа на вопрос, что такое человек? Основных, характерных черт-сущностей человека, которых можно было бы назвать атрибутами, должно быть по определению атрибута как понятия не слишком много. Однако, как показывает анализ литературных и других художественных источников, характерных свойств человека можно быстро насчитать до полусотни и больше.
Чем объяснить такое их многообразие? Существует ли этому научное объяснение? Да, существует. Одним из таких объяснений, возможно,основным, является так называемое "геологическое" строение морфогенеза человека. Имеется в виду, что организмы Живой Природы развиваясь миллионы лет, сохраняли всё ранее приобретённое как фундамент последующего нового. Поэтому первой в разделе предлагается рассмотреть тему: "II.1. Концепция "геологическог" строения морфогенеза человека". Именно такой "геологией" можно объяснить смысл древнекитайской поговорки "Все звери сидят в каждом человеке, но нет ни одного такого зверя, внутри которого сидел хотя бы один человек". Эта тема должна способствовать признанию животных инстинктов внутри человека и уважительному отношению к ним.
Второй предлагается рассмотреть тему "II.2. Характерные черты человека с точки зрения литературы, искусства и современной психологии личности", где речь должна идти о концепциях внутренней полисущности человека. Хорошим подспорьем в изучении этой темы является уже упоминавшаяся выше книга "Полисущностное homo..." украинского философа В.Табачковского, который сообщал: "не претендуя на полноту, на удалось выделить из огромного спектра сущностных свойств человека свыше 70 из них" [Табачковський В.Г. Полісутнісне homo: філософсько-мистецька думка в пошуках "неевклідової рефлексивності". - К.: Видавець ПАРАПАН, 2005. - 432 с.].
В психологии под чертой личности подразумевается предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Что касается исследования характерных черт человека современной психологией личности, то среди множества подходов выделяется диспозициональное направление в изучении личности, которое отличается приверженностью к двум основным идеям: (1) каждого человека можно характеризовать определённым набором черт личности, позволяющим предвидеть его поведение в той или иной конкретной ситуации; (2) нет двух людей с одинаковыми чертами личности. К представителям этого направления, обычно, в первую очередь относят тройку психологов, в числе которой Гордон Олпорт (1887-1967), Раймонд Кэттелл (1905-1998) и Ганс Айзенк (1916-1997).
Гордона Олпорта считают эклектиком, положения теории которого трудно подтверждать эмпирически. Вместе с тем, в заслугу ему ставят то, что он обобщил лучшие достижения своих предшественников, таких как, Вильям Штерн, Уильям Джеймс и Уильям Мак-Дугалл. Отмечают его как автора первой теории черт личности, который описал и классифицировал более 50 различных определений личности, предложил восемь критериев определения черты личности и шесть черт психологически зрелого человека. С именем Олпорта связывают метод идеографического изучения черт личности, принимающего во внимание собственные формулировки и язык индивидуума. Г. Олпорт известен как автор и толкователь термина проприум, аналогичного таким конструктам обобщения сущностей как эго и стиль жизни.
Раймонд Кэттел, используя вместо идеографического метода статистический факторный анализ, пришёл к выводу о том, что основополагающая структура личности образуется примерно 16 чертами (личностными факторами). Он разработал ряд опросников, самый популярный из которых "Шестнадцать личностных факторов" и, на наш взгляд, заслуживает самого пристального внимания широтой своих исследований и их фундаментальностью.
Ганс Азенк также использовал статистический факторный анализ человеческого поведения, он автор трёхфакторной модели личности и всемирно известного теста на IQ. Особенностью его теории является утверждение, что черты личности расположены иерархически.
Вопросы теории черт личности подробно освещены в книгах, известных во всём мире и выдержавших много изданий: (1) Фрейджер Р., Фейдимен Д. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Пер. с англ. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 2008. - 704 с.; (2) Хьелл Л.Л., Зиглер Д. Теории личности. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 607 с.
Поиск атрибутов и сущностей человечности в человеке был одной из главных тем философии Нового и Новейшего времени. Поэтому без погружения в философию нам никак не обойтисьб и поэтому далее предлагается тема "II.3. Человек в философии XIX-XX вв. (поиски атрибутов и сущностей - как это происходило)". Следует рассмотреть, хотя бы обзорно, видение человека разными философиями 1) религиозной философией и философией персонализма, 2) марксистской философией и философией прагматизма, 3) философией позитивизма и аналитической философией, 4) философией экзистенциализма, 5) философией фрейдизма, 6) философиями современного Востока и 7) философией постмодернизма. Упомянуть надо обязательно основные положения философской антропологии и антропологии интегративной как формирующихся и претендующих на главные кладези знаний о человеке.
Студентам следует предложить и попытаться совместно с преподавателем, исходя из десятков различных точек зрения на человека, определить самое-самое главное в характерных свойствах человека - атрибуты (необходимые, неотемлемые, самые существенные свойства) понятия "человек". Предлагается рассмотреть тему "II.4. Атрибуты человека - как нам видятся они сегодня с точки зрения междисциплинарной". На наш взгляд, если ограничиться числом пять, атрибутивными являются такие характерные свойства человека, воплощённые в образах: Homo mikrokosmos, Homo politicus, Homo faber, Homo symbolicus, Homo cognizes. Возможны и другие мнения. Вопрос этот остается быть дискуссионным в современной философской антропологии и поэтому имеет смысл не только проследить эволюцию взглядов на атрибуты человечности, но и попытаться обосновать их самим. Понятно, что одной разумности в характеристике Homo sapiens явно недостаточно. Ведь разумны и животные. Мышление человека, как известно, в эволюции проходит несколько этапов - предметно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-понятийное, логико-системное. И не учитывается сегодня, какой вид мышления преобладает в мышлении обыкновенного человека. Атрибуты человека надо искать шире, глубже и обосновывать тщательнее.
Цель второй части (модуля) Программы - начать выяснять самые главные, определяющие черты человеческой сущности; расширить круг вопросов о природе, поведении и предназначении человека, начав уделять должное внимание свободе воли и смыслу жизни человека. Вторую часть (модуль) содержания программы целесообразно закончить письменной практической работой, в которой бы студенты расширили бы перечень атрибутов, присвоив им определённые веса и обосновав критерии выбора весов.
Третья часть(модуль) содержания Программы "III. В ЧЁМ УНИКАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА?" представляет собой первую попытку сущностного способа ответа на вопрос, что такое человек? Сущностей, как мы понимаем, по определению должно быть ещё меньше, чем атрибутов.
Человек является неотъемлемой частью Природы и, по сути, в лице человека эта Природа сама себя видит как бы со стороны и его усилиями себя преобразует, и вот-вот человек вскоре, обретая статус Творца, начнёт создавать кое-что сравнимое по сложности с самим собой. А что будет потом? Непонятно, конечно, зачем она, Природа, это делает и чем всё это закончится в будущем, но пока, условно можно считать, и мы так и считаем, такое активное самоотражение является сущностью и предназначением человека в Природе.
Первой предлагается тема "III.1. Человек - самое сложное из всех биологических существ, человек современный с точки зрения системно-синергетической", которая включает вопросы 1) Человек как открытая система, как подсистема биосфера, как сложная открытая система и личность, 2) Человек как ступень эволюции Природы, как клетка организма Цивилизация Земли, 3) Человек как существо духовное (взгляд на духовность как межклеточную связующую субстанцию общества, ответственную за его целостность, когерентность и эмерджентность).
Цель темы III.1. - на примере человека начать излагать студенту элементы системоаналитики и синергетики. При этом имеется в виду, что изучение основ системно-синергетической методологии изучения сложных феноменов как междисциплинарной будет далее углубляться параллельно с изложением фактического материала о человеке.
Далее изучается основная тема модуля "III.2. Человек сознательный как нечто более значительное, чем Человек разумный (Homo sapiens)". Этой темой начинается глубокое изучение феномена сознания. Поскольку в настоящее время ещё нет устоявшегося видения научной общественностью сознания вообще, и человеческого сознания, в частности (споры продолжаются даже об онтологии сознания), то эта тема видится опорной в дальнейшем изучении сознания. Начинать следует с вопросов: 1) Отражение как атрибут материи, 2) Опережающее отражение в Живой Природе, 3) Специфика психической формы отражения. Далее рассматривается 4) Специфика психической формы отражения у человека. Именно эти вопросы однозначно формулируют онтологическую сущность сознания человека. Имеется в виду, способность человека, и только человека, к многократному отражению... отражения.
Что есть отражение отражения... отражения?, - может спросить читающий эти строки. Гарри Хант, автор книги "О природе сознания: С когнитивной, феноменологической и трансперсональной точек зрения", разъясняя этот феномен приводит известные примеры поведения младенца, который уже в первые недели улыбкой и мимикой демонстрирует матери: я знаю, что ты знаешь, что я узнал тебя. Г. Хант обращает внимание на то, что именно такие первые проявления рефлексивности в ранних играх выражения лица между новорожденным и матерью многие психологи считают истоками развития чисто человеческой символической способности, символического общения, в основе которого лежит синестезия [Хант Г.Т. О природе сознания: С когнитивной, феноменологической и трансперсональной точек зрения. Пер. с англ. А.Киселёва. - М.: ООО "Издательство АСТ" и др., 2004. - 555 с. - С. 43, 150-151].
Наглядным подобием многократного отражения... отражения являются отражения человека человека, стоящего между двумя параллельными зеркалами или отражение в мозгу играющих шахматистов возможных их взаимных ходов. Эту способностьчеловеческого сознания многократно отражать отражённое используют в своей практике бизнесмены, политики, инженеры-конструкторы, изобретатели и представители других узких специализаций (в частности, жулики иворы), ищущие в процессе своей работы ответы на вопрос: а что будет после того, как произойдёт то-то и то-то, после того как произойдёт то-то и то-то, ..., после того, как произойдёт то-то и то-то.
Заканчивается третья часть Программы, а вместе с ней и первая попытка сущностного способа ответа на вопрос "Что такое человек?", темами "III.3. Уникальность человека как живой клетки Общества - более сложного био-социального Организма, стоящего на лестнице глобальной эволюции Вселенной выше человека", рассмотрением таких предельных философских вопросов о предназначении человека как "III.4. Антропоцентризм, антропный принцип и самосознающая себя Вселенная - как это понимать?".
Цель третьего модуля Программы - не только представить человека как сложную систему, выделить в качестве основного атрибута способность человека к опережающему отражению действительности и к многократному отражению отражения... отражения, но и показать, что Человек рефлексирующий (Homo reflectus) являет собой нечто более значительное, чем Homo sapiens (Человек разумный); осуществить попытку единого междисциплинарного взгляда на человека как на продукт эволюции Природы - взгляда психологического и системно-синергетического; рассмотреть человека не только как очень сложную систему, но и как элемент другой системы, внешней.
***
Первые три части (модули) Программы представляют собой 1-й круг спиралевидного познания человека, ими начинается изучение дисциплины КСЧ. Следующие три части (модули IV, V, VI) представляют собой более глубокий 2-й круг познания человека и сосредоточены , главным образом, на изучении сознания как его наиболее весомой сущностной характеристикb. Третий круг познания человека (завершающие модули VII,VIII, IX) обобщает знания о человеке.
Продолжение см. на http://gidepark.ru/community/3669/content/1255785/
Комментарии