Продавай российское

На модерации Отложенный

Итоги года на фондовом и валютном рынках

 

По итогам 2011 года российские фондовые индексы обвалились более чем на 10 процентов, а рубль подешевел к доллару и евро. И это при том, что цены на нефть держались стабильно выше 100 долларов за баррель, а главные российские "голубые фишки" - "Газпром" и Сбербанк - получат гораздо большую прибыль, чем в 2010 году. Для инвесторов важнее оказалась внешняя конъюнктура: во время долгового кризиса никто не хочет вкладываться в рисковые активы.

 

Акции

 

 Индекс ММВБ завершил последние торги 2011 года на отметке 1403 пункта, РТС - на отметке в 1381 пункт. Таким образом, по сравнению с показателями годичной давности индексы упали на 17 и на 22 процента соответственно.

 

 По графику ММВБ видно, что до начала апреля все шло более или менее хорошо: акции медленно дорожали, а главный российский индекс подбирался к отметке в 1900 пунктов и был уже недалеко от исторических максимумов, достигнутых в 2008 году. Однако с апреля рост приостановился, а затем последовало и несколько волн спада, в результате которых к сентябрю ММВБ опустился в район 1300 пунктов.

 

График индекса ММВБ за год, с сайта биржи

 

 

 Результат российских бирж необходимо рассматривать в контексте общемировых индексов. Если американскому Dow Jones в этом году удалось даже подрасти более чем на пять процентов, то вот другим биржевым показателям из крупнейших экономик мира вылезти из минуса не удалось. И если британский FTSE 100 еще сумел показать более или менее пристойный результат в минус семь процентов, то французский СAC 40 снизился почти на 19 процентов, а общеевропейский Euro Stoxx 50 - на 18 процентов. Неудачным год оказался и для азиатских рынков - японский Nikkei снизился на 18 процентов, а китайский Shanghai Composite - и вовсе на 22.

 

 При этом в каждом регионе мира была какая-то своя проблема, которая не давала индексам расти. В Японии еще в марте произошло сильнейшее землетрясение, которое неизбежно сказалось и на экономике, а во второй половине года вся Юго-Восточная Азия внимательно следила за наводнением в Таиланде: только страховщикам оно обошлось приблизительно в 8-11 миллиардов долларов (оценка Swiss Reinsurance).

 

 В США биржевые показатели находились под влиянием решения Standard & Poor's о снижении кредитного рейтинга страны: с августа 2011 года долги США считаются менее надежными, чем, например, долги Франции. И хотя пока занимать американцы могут без особых затруднений (ставки по облигациям страны как никогда низки), в будущем огромный долг США почти наверняка станет серьезным препятствием для роста экономики.

 

 Европа с этим препятствием уже столкнулась: зона евро проходит самый серьезный тест на выживание за всю свою короткую историю. Дело не только в Греции, которой может не хватить даже 50-процентного списания долгов, дело во всей системе: огромные (по меркам своих экономик) долги накопили и Италия, и Португалия, и Испания. Не исключено, что в будущем расплачиваться с этими долгами придется более бережливым европейцам, например немцам. Поэтому неудивительно, что из ФРГ то и дело приходят слухи о том, что, мол, еврозону можно было бы и подсократить.

Говоря о фондовом рынке России, нельзя не упомянуть и о самом главном IPO (первичном размещении акций года). Правда, произошло оно не в России, а в США, но размещался там поисковик "Яндекс". Само IPO прошло сверхуспешно - компании пришлось перед самым началом торгов повышать границы диапазона, по которым она была готова расставаться с акциями, а в первый день торгов капитализация "Яндекса" увеличилась на 55 процентов. Потом, правда, ситуация поменялась, и к концу года акции стабильно торгуются ниже цены размещения.

 

 

 В России же никакого кризиса нет, цены на нефть стабильно высоки, экономика растет вполне пристойными темпами, а отдельные компании показывают и прямо-таки выдающиеся результаты. Так, Сбербанк по итогам года превысит свой рекордный показатель по чистой прибыли, установленный в 2010 году, почти в два раза и заработает около 10-11 миллиардов долларов.

 

 Также результаты улучшат и большинство нефтегазовых компаний: добыча углеводородов в России растет как в ценовом, так и натуральном выражении, а значит, сырьевики по итогам года также получат внушительную прибыль. "Лукойл" по итогам девяти месяцев уже отчитался о прибыли в 9 миллиардов долларов, "Роснефть" - о прибыли в 9,6 миллиарда долларов, а "Газпром" официально объявил, что в 2012 году выплатит рекордные дивиденды: акционерам достанется без малого 200 миллиардов рублей.

 

 Тем удивительнее, что в начале года акции Сбербанка продавались по 100 рублей за штуку, а к концу - по 79. Ценные бумаги "Роснефти" и "Лукойла" в цене практически не изменились (218 рублей на начало года и 213 рублей на конец в случае госкомпании и 1742 против 1701 рубля в случае "Лукойла"), "Газпрома" потеряли 10 процентов (190 против 171 рубля).

 

 Таким образом, очевидно, что на торги влияли не столько внутренние, сколько внешние факторы. Это неудивительно, учитывая, что на российском рынке традиционно сильны позиции не российских трейдеров, а международных "спекулянтов", которые отличаются тем, что при малейшей опасности начинают выводить активы из рисковых стран. Россия, даже несмотря на рекордные прибыли компаний и высокие цены на нефть, принадлежит к числу рисковых стран. Как, впрочем, и другие развивающиеся гиганты мировой экономики типа Бразилии и Индии.

 

Валюта

 

 Центробанк России установил на новогодние праздники курс доллара в размере 32,2 рубля, а евро - 41,67 рубля. Таким образом, рубль подешевел в 2011 году по отношению как к европейской, так и американской валютам: годом ранее доллар стоил 30,35 рубля, евро - 40,49 рубля.

 

 Инвесторы продавали российскую валюту по тем же причинам, что и акции отечественных компаний. К тому же Центробанк, который имеет право вмешиваться в валютные торги для того, чтобы сглаживать колебания курсов валют, постепенно уходит с рынка, все больше расширяя границы коридора бивалютной корзины.

 

 2011 год на валютном рынке показал, что инвесторы не готовы продавать ни доллары, ни евро, даже несмотря на очевидные проблемы в экономиках развивающихся стран. У двух самых популярных валют мира просто нет альтернативы: все "тихие гавани" типа японской иены, швейцарского франка и шведской кроны не могут вместить всю ликвидность валютного рынка. К тому же местные центробанки делают все для того, чтобы удешевить свои валюты: Япония в 2011 года регулярно проводила интервенции иены, а кроме того, еще и уговорила сделать аналогичный шаг все страны "большой семерки". Швейцария, в свою очередь, вообще решилась на неординарный шаг и привязала свой франк к стоимости евро.

 

 Что же касается отношения между долларом и евро, то в концу года стало ясно, что проблемы еврозоны сейчас воспринимаются поострее. Однако если смотреть в годичной перспективе, то выяснится, что евро остановился практически на том же уровне, что был в январе 2011 года: год назад евро стоил 1,33 доллара, сейчас - чуть меньше 1,3 доллара. Правда, еще в апреле европейская валюта поднималась до 1,48 доллара...

 

P.S.

 

 Прогнозы на 2012 год на фондовом рынке даются крайне пессимистические, ведь велик шанс, что еврозона скатится в рецессию. Не исключено, правда, что рынки сочтут известие о падении экономики как локальное дно и начнут снова скупать акции, ведь продавали ценные бумаги они не на новостях о рецессии, а только на опасении спада в экономике.

 

 На российском рынке будет жарко, если цены на нефть ответят на падение экономики Европы своим обвалом. Тогда РТС и ММВБ придется выдерживать давление уже с двух сторон: из России понесут свои деньги не только те, кто боится рисковых активов в период нестабильности, но и те, кто связывал надежды на приумножение капитала на отечественном рынке с высокими ценами на нефть.

Александр Поливанов