Путин: за и против

На модерации Отложенный
 
 
Фото VOA - Y. Weeks

Политическое протестное движение в России с Рождества было в зимней спячке. Зима все еще не ослабила хватку и крепко держит Москву в своих тисках. Но несмотря на морозы, колонны демонстрантов за и против Путина покинули свои теплые дома и вышли на замерзшие улицы.

Через замерзшую Москву-реку, отделяющую их от Кремля, протестующие скандировали в субботу: «Россия без Путина!». А всего через несколько изгибов реки от них сторонники премьер-министра Владимира Путина несли плакаты с надписями «Хватит революций!» и «Путин – наш президент».

Несмотря на арктическую температуру, политический климат в России разогрелся за месяц до президентских выборов.

Про-Путинские и анти-Путинские силы организовали массовые демонстрации. Оппозиционые лидеры говорят, что в анти-Путинских демонстрациях участвовали больше 100 тысяч. Полиция Москвы заявила, что в про-Путинском марше приняли участие 138 тысяч демонстрантов.

Схожие дуэли демонстраций с меньшим числом участников прошли в десятке городов по всей России.

Для оппозиции это был экзамен на выдержку, показавший, что после зимних каникул движение за демократические реформы все также сильно.

56-летний страховой агент Сергей, окидывая взглядом толпу раскрасневшихся от мороза, закутанных в шали, шарфы, теплые рукавицы и меховую обувь демонстрантов, говорит, что его впечатлили размеры оппозиционного митинга. Он думает, что российским лидерам будет трудно закрыть глаза на такой массовый протест.

Стекавшаяся к метро анти-Путинская толпа была разношерстной: смешение националистов, коммунистов, либералов и анархистов. Общим было стремление к чистым президентским выборам 4 марта, и последующему переходу к более открытой политической системе.

С высоты снежного холма кинорежиссер Георгий Катаев говорил толпе, что счастлив увидеть, что столько людей пришли на митинг, несмотря на 20-градусный мороз. Катаев сказал «Голосу Америки»: «Я хочу, чтобы Россия стала лучше.

И если я хочу, чтобы она стала демократической страной, то я должен сделать для этого что-то большее, чем разговоры на кухне».

Оппозиционные политики говорят, что партия власти «Единая Россия» украла миллион голосов только в Москве 4 декабря во время выборов в Госдуму. Во время демонстрации люди записывались в добровольные наблюдатели на выборах президента 4 марта.

25-летняя Люба, социальный работник, говорит, что пришла сюда сегодня, потому что ее голос был украден в декабре. 20-летняя студентка, изучающая политические науки, пришла вместе с друзьями. Она рассказывает, что фальсификации во время думских выборов шокировали ее поколение и сделали их политически активными.

Она предсказывает, что оппозиционное движение продолжится и после выборов президента, формируя институты, которые отколятся от российской авторитарной системы. «Я думаю, очень важно построить гражданское общество», – сказала студентка «Голосу Америки».

В пяти километрах от оппозиции в это же время такая же по размерам толпа демонстрантов вышла в поддержку Путина.

Они несли плакаты с надписью «Кто за Путина, тот за Россию» и «Если не Путин, то кто?». Многие из них приехали на автобусах. В начале недели в московские СМИ и правозащитные группы поступили жалобы от сотрудников государственных организаций, утверждавших, что их заставляют или обещают деньги за участие в митинге в поддержку Путина.

Митинг назвали «антиоранжевым» – попытка связать российскую оппозицию с антиправительственной Оранжевой революцией, случившейся в Украине семь лет назад.

Московский публицист Николай Стройков настойчиво возвращал внимание к теме иностранного управления российскими антиправительственными выступлениями. Он призвал всех собравшихся поддержать Путина, у которого нет контактов «с оранжевыми уродами», имея в виду американцев.

Но оппозиционные протесты уже имели один конкретный результат: государственные телеканалы передавали репортажи с обоих акций. В репоражах с анти-Путинских протестов избегали показывать кадры, на которых можно было разглядеть выпады против Путина – политического супермена России в последние 12 лет. Репортеры также не показали демонстрантов, скандирующих «Россия будет свободной!»