СИРИЙСКОЕ ВЕТО РОССИИ

 
 
Итак, можно торжествовать: российское вето наложено-полновесное и решающее. Сказали всему миру: «С Ливией нас обманули, но с Сирией этот номер не пройдет». 

Если бы в резолюции Совета Безопасности сохранялось первоначальное требование Арабской Лиги и Запада об устранении от власти Башара Асада - все было бы правильно и закономерно с точки зрения нашей внутренней аудитории. Ливия чему – то научила, до сих пор люди говорят: «Сдали Каддафи». Тогда все шишки посыпались на Медведева, теперь, когда тандем фактически приказал долго жить, за все отвечает Путин. И только этого ему не хватало бы за месяц до выборов - слышать разговоры о том, что вот, мол, последнего союзника сдали в угоду американцам. 

Но все дело в том, что стараясь не допустить российского вето, западники и арабы пошли на то, что из текста резолюции было устранено прямое упоминание о необходимости ухода Асада. И все можно было бы обратить в нашу победу. Я прямо – таки вижу, как Лавров мог бы сказать на пресс конференции: «Наши оппоненты пытались протащить требование об отстранении сирийского президента, о смене режима, но мы не позволили. Стойкость и принципиальность российской дипломатии принесли свои плоды». И все было бы в порядке, наш народ убедился бы: своих не сдаем. Кто бы стал копаться в тексте резолюции, выискивать другие пункты, нас не устраивающие? 

Вместо такого, вполне успешного для России исхода голосования, взяли и заблокировали довольно безобидную резолюцию, не предусматривавшую ни экономических санкций ООН, ни силового вмешательства. Сейчас нам говорят: «Нет, нельзя было пропускать такую резолюцию, в ней сирийское правительство уравнивалось с оппозицией и не говорилось прямо о запрещении иностранного вмешательства». Хочется сказать: «Господа дипломаты, депутаты и политакробаты, ведь вы целый год плакались по поводу того, что в вопросе о Ливии нас обвели вокруг пальца, как малых детей. «Мы так не договаривались, мы были согласны только на бесполетную зону, а вы стали бомбить наземные объекты». Почему же вы сейчас проявляете такую же наивность, только в обратную сторону, полагая, что если бы в тексте резолюции был пункт о запрещении внешнего вмешательства, это поставило бы железную, гарантированную преграду на пути интервенции, и ни Арабская Лига, ни НАТО и подумать не посмели бы даже о помощи повстанцам? Откуда такая вера в силу бумажки? 

Предположение о том, что нынешняя резолюция Совбеза открывает путь к интервенции Запада, лишено оснований.
Прямо воспроизводить в Сирии ливийский сценарий Запад и не собирается – во - первых, потому что там устанавливалась бесполетная зона, а в Сирии авиация не действует, на сухопутную операцию, высадку войск ни Арабская Лига, ни ООН санкции не дадут. Во – вторых, «арабская весна» превратилась в триумфальное шествие волны исламизма в арабском мире с возможными весьма нежелательными для Запада последствиями. Там уже ничего изменить нельзя, но жертвовать жизнью хотя бы одного французского или британского солдата ради того, чтобы привести к власти еще и в Дамаске Братьев- мусульман - это исключено. 

Западу, раз уж он решил, что дни Башара Асада все равно сочтены, выгодно сейчас устранить его руками арабов и Турции, а к этому никакая резолюция Совбеза отношения не имеет. Западные правительства видели в резолюции своего рода отдушину, алиби: мировая общественность возмущена кровопролитием в Сирии - так вот, мы не сидим сложа руки, а используем все дипломатические методы для улучшения ситуации. Лукавство, лицемерие? Безусловно. На Западе понимают, что резолюция Совбеза ход событий внутри Сирии не определяет, но для душевного спокойствия было бы желательно ее принять, чтобы продемонстрировать искреннюю заинтересованность в урегулировании конфликта. Теперь российское вето лишило западников такой возможности, лишило их психологически комфортной ситуации. Запад раздражен, но это полбеды. Хуже то, что он теперь вместе с Арабской Лигой и Турцией должен будет вдвойне активнее помогать сирийским повстанцам в обход ООН, чтобы избежать обвинений в безразличии к судьбе народа Сирии. Почему я говорю « хуже»? Потому что, не питая симпатий к обанкротившемуся и дискредитированному режиму Асада, я считаю, что его падение будет означать еще большие беды для сирийцев. Но что поделаешь – джин арабской революции выпущен из бутылки. 

Позиции России в арабском мире теперь ухудшатся. Исламисты, играющие первую скрипку в Египте, Тунисе, Ливии, Марокко, только-что победившие на выборах в Кувейте, решительно настроены в пользу сирийских повстанцев, тем более что все они – сунниты, и считают своим долгом бороться против алавитской (т.е. шиитской) власти в Сирии. Российское вето им явно не по душе. Нечего уже и говорить о заправляющих в Арабской Лиге и спонсировавших резолюцию Совбеза Саудовской Аравии и Катаре, их правители могут рассматривать позицию России как личное унижение для себя. Радоваться могут лишь в Тегеране и отчасти в Багдаде, но стоило ли для них вето городить ?