Надо ли отменять советские праздники: мнения
В России продолжают праздновать почти все старые советские праздники, и даже если, например, отменили 7 ноября, то провозгласили праздником 4-е ноября. На Украине 7 ноября отменили при президенте Ющенко, и эта дата сейчас празднуется на государственном уровне только в Белоруссии. Больше половины постсоветских стран отказались праздновать 1 мая.
На Украине, в Белоруссии и Молдавии это выходной день, а вот в Киргизстане и Таджикистане - 1 мая рабочий день, хотя и день всё той же международной солидарности всё тех же трудящихся.
Время от времени разные политические силы на Украине поднимают вопрос об отмене всех советских праздников. Особенно часто об этом говорит националист лидер ВО "Свобода" Олег Тягнибок. Интересно, что об отмене советских праздников упоминают и некоторые деятели русской православной церкви, по мнению которых эти праздники оскорбительны для русского народа, так как связаны с именами убийц и палачей. Прежде всего, речь идёт о праздниках 23 февраля и 8 марта.
Правильную ли позицию заняли упомянутые церковные деятели? Не является ли это делом светского государства?
Ростислав Ищенко, политолог, президент Центра системного анализа и прогнозирования: Идея об отмене всех советских праздников не просто неразумная. Она несёт вред всем, и прежде всего самой церкви. Во-первых, трагедия Российского государства и РПЦ в 1917 году была обусловлена не только слабостью правившего монарха, но и отсутствием в среде правящего класса адекватной политической группы, готовой и способной принять на себя ответственность за страну и компенсировать слабость монарха.
Не в последнюю очередь в таком состоянии дел виновата церковь. Обюрократившиеся архиереи и малограмотное в массе своей низшее духовенство утратили авторитет и в народе, и в правящем классе. Церковь оказалась не в состоянии обеспечить правительству идеологическую, нравственную поддержку. Ей банально не верили. Так что, за революцию отвечают не только думские заговорщики, не только командующие фронтами, нарушившие присягу, не только император, малодушно дезертировавший с поста и не только Ленин и большевики, которые практично воспользовались в ноябре 1917 года упавшей им прямо в руки властью. Церковь - идеологическая опора той власти, обязанная свидетельствовать наличие у власти небесного мандата, свою задачу не выполнила и свою долю вины несёт.
Во-вторых, после периода гонений церковь сосуществовала с безбожными большевиками куда лучше и комфортнее, чем сосуществуют константинопольские патриархи с верующими (правда в ислам) турками. Церковь официально возносила молитвы в пользу коммунистической власти и учила прихожан, что нет власти не от Бога. Нельзя теперь задним числом пересматривать свои отношения с той властью и пытаться мелочно отомстить (пнуть мёртвого льва). Бороться надо было тогда, когда власть была сильна, а не тогда, когда её нет. Своими действиями борцы с праздниками подрывают авторитет церкви и возвращают её взаимоотношения с обществом к состоянию 1917 года. Мелочным и мстительным не верят. К тому же у общества есть дела поважнее, чем борьба с праздниками, введёнными при прошлом режиме.
Наконец, в-третьих, самое опасное заключается в том, что своими действиями борцы с праздниками подрывают авторитет государства. Если можно игнорировать или отменять на своей территории государственные праздники, то можно таким же образом относиться и к другим государственным актам. Не нравится закон - остановлю его действие на своём предприятии. Однако государство существует только тогда, когда его способность обеспечивать исполнение любых своих законов на всей территории не ставится под сомнение. Достаточно отказаться от одного (пусть и пустячного на первый взгляд) требования, как завтра тебя просто перестанут слушать и слышать. Зачем мне государство, если всё решает хозяин предприятия, который, кстати, ближе и реальнее?
А ведь православная церковь, в отличие от католической, может существовать лишь в рамках и под защитой сильной светской власти. Нет у православных своего Ватикана. Таким образом, ослабляя государство, борцы с праздниками роют могилу той самой церкви, об интересах которой вроде бы пекутся.
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития: Эйфория от пока ещё чисто внешнего, кажущегося возрождения церковной жизни в России, к большому сожалению, ударила церкви в голову. Ещё не забетонировав под собой социально-общественный фундамент, она оперативно пошла в политику, на самое опасное для себя направление. Вникая во всё, что может заново восстановить массу против религии в целом. Но только на этот раз уже окончательно, так как дважды ничего не повторяется.
В том, что касается отмены праздников – самое опасное, это покушение как раз на 23 Февраля и 8 Марта, «мужской» и «женский» день. Неужели не ясно, что это не баня, где также существует аналогичное разделение, – это как раз то немногое, человеческое, что осталось русским людям, чтобы хотя бы на день забыться, отвлечься от рыночной жизни? Причём, сами люди никогда не вкладывали в эти даты никакого коммунистического и политического смысла – тот, кто так думает, вообще не владеет элементарной психологией и обстановкой. После такого давления останется только заблокировать ненавистного язычника Деда Мороза, который уже достал со своими бесовскими обрядами. Отменив цифры «23» и «8», священники восстановят против себя взрослых; отменив «31-1» – даже детей.
Если церковь не хочет повторения известных событий 20-30 годов, когда именно на её объектах был вымещен гражданский гнев, надо заняться направлением, которое, вне всяких сомнений, не только полезно для общества, но и будет безоговорочно поддержано им – инвалидами, больными, обиженными и оскорблёнными. Можно даже учредить какой-то специальный день («День Инвалида», «День жертв российских реформ»), выступив в СМИ с этой инициативой. Это будет естественным и значительным вкладом церкви в преодоление последствий реформ, когда в России появились незапланированные ранее миллионы убитых и изувеченных граждан.
2012-02-04Лариса Бельцер-Лисюткина, культуролог, кандидат философских наук (Германия): 23 февраля можно праздновать с гомерическим хохотом, как праздник бюрократических заморочек уже на самом первом этапе существования советской власти. Имеет смысл обратиться хотя бы к Википедии, чтобы понять, какая невразумительная манипуляция стоит за конструкцией этой даты. Вот одна из цитат: "Устройство дня Красного подарка по всей России перенесено на 23 февраля.
В этот день по городам и на фронте будет организовано празднование годовщины создания Красной Армии, исполнившейся 28 января". Смысл выражения: празднование "дня Красного подарка" - вообще никак не объясняется. Ранее в статье говорится о том, что в феврале 1918 года немецкие войска занимали западные области России практически без сопротивления, продвигаясь, каждый день на 50 км вглубь российской территории. Российская армия развалилась, Красная ещё не была создана, и только благодаря железной воле Льва Троцкого, два с половиной года колесившего на своём легендарном бронепоезде по всем фронтам Первой мировой и Гражданской войны, в послереволюционной России постепенно была создана боеспособная армия. Давайте это праздновать, раз уж в России происходит такой очевидный roll back in the USSR. Но прежде чем праздновать, надо деконструировать окружающие эту дату идеологические советские легенды и включить обратно в военную историю СССР прОклятого и запрещённого к упоминанию Льва Давидовича Троцкого (Бронштейна). Ведь это он лично подписал 5 февраля 1923 года приказ Реввоенсовета Республики, в котором событие, послужившее поводом для праздника, определяется так: «23 февраля 1918 г., под напором врагов рабочее и крестьянское правительство провозгласило необходимость создания вооружённой силы». Заметьте: не решающая воинская победа, и даже не указ, не начало собирания армии, а всего лишь провозглашение правительством её необходимости. Спустя 10 лет, в 1933 году, Клим Ворошилов на торжественном заседании, посвященном 15-летней годовщине РККА, признавал: "Кстати сказать, приурочивание празднества годовщины РККА к 23 февраля носит довольно случайный и труднообъяснимый характер и не совпадает с историческими датами".
Теперь о дате 8 марта. Она имеет множество источников, смысл этой даты - международная солидарность женщин и их борьба за эмансипацию. Ни с какими убийствами и палачами эта дата не связана. Церкви светский праздник, ставящий под вопрос традиционные патриархатные ценности, неугоден потому, что он фронтально конфронтирует с теми ценностями и с тем идеалом женщины, которые пропагандирует церковь: женщина как "второй пол", как послушное мужчине и зависимое от него репродуктивное устройство. Тут территории религии и гражданского общества резко разграничиваются: первая отмечает дни своих великомучениц и подвижниц, а гражданское общество отмечает 8 марта как день напоминания обо всё ещё сохраняющейся дискриминации женщин, в том числе и не в последнюю очередь благодаря религиозной пропаганде. Основная тема дня 8 марта - это происхождение неравенства, женское гражданство, его отличия от мужского и пути к уравниванию положения полов в современном мире.
На мой взгляд, между этими двумя праздничными датами нет ничего общего. А православной церкви не следует присваивать себе право выступать от имени всего "русского народа" - православных верующих в России по некоторым независимым статистическим данным всего 1,5%.
Юрий Юрьев, политконструктор: Как помнится, государство управляется "законами людскими", "светскими", в которых религии не упоминаются. Если существует государственный праздник, то желающие его могут отменить путем референдума, по закону. Если референдум инициирует церковь - это будет признаком её уважения к законам. Но если церковь проиграет референдум, значит на то воля народа, а может и не только народа.
Те, кто создали праздники 23 февраля и 8 марта, не уважали церковь. Но они никогда бы не получили народной поддержки, если бы церковь и монархия были безупречны и эффективны. Когда голод и бесправие становятся нормой, когда Столыпин уничтожает крестьянскую общину, как сообщество по выживанию в самом суровом климате планеты; когда держава теряет миллионы жизней в ненужных войнах и проигрывает их - люди перестают верить вождям и стремятся искать вождей сами.
Сандра Новикова, журналист и блогер: Во-первых, о том, что Русская Православная Церковь поддерживает отмену советских праздников, можно будет говорить только тогда, когда по этому поводу выскажется Святейший Патриарх Кирилл. Пока же это мнение православного предпринимателя и некоторых православных священников - не более того.
Во-вторых, я бы вообще посоветовала российским коммунистам определиться и или прекратить свою антиправославную пропаганду, или не протягивать своих грязных рук к нашим святыням. А то когда Зюганов ради пиара к поясу Богородицы пошел, коммунисты молчали, а теперь вдруг возопили: "РПЦ поддерживает антисоветское!"
А мое мнение тут такое: я лично к советским праздникам отношусь с теплотой, люблю и новый год, и 8 марта; и считаю, что добиваться отмены празднования дня защитника отечества 23 февраля неверно политически. Но умом я понимаю, что это искусственные, суррогатные праздники, а значит, рано или поздно, так или иначе, но они отомрут.
Нестор Комарницкий, финансист и IT- менеджер: К сожалению, подобными заявлениями церковные деятели могут только дискредитировать себя или подтолкнуть государство к восстановлению практики, существовавшей с петровских времен и до прихода к власти большевиков, а именно к восстановлению Синода. Я считаю, что светские праздники должны определяться госорганами, избранными народом, а не религиозными организациями. Рекомендации и мнения по подобным вопросам из уст представителей РПЦ выглядят не особо уместно.
Леонид Савин, политолог, главный редактор информационно-аналитического издания «Геополитика»: Поскольку этот вопрос не выносился на поместный собор - это мнение не церкви, а определенной группы священнослужителей. Церковь - это тело Христово, и в нее входят как духовенство, так и миряне. Я лично знаю много священнослужителей, которые почитают советские праздники и советских вождей. А мнение отдельных персон в сане может быть и более радикальным, такие случаи бывали.
Андрей Куприков, политолог, сопредседатель Волгоградского регионального отделения «Деловой России»: Эти даты давно перестали быть идеологизированными. Сегодня это просто мужской и женский праздники, когда люди оказывают знаки внимания противоположному полу, по-моему, это хорошая и добрая традиция. А РПЦ не помешало бы больше заниматься делами духовными, воспитанием нравственности и семейных ценностей, а не искать себе занятие и выставляться на посмешище.
Сокращенный вариант здесь: http://www.iarex.ru/interviews/23287.html
Комментарии
Увы, нет той Армии, как и той страны, которая освободила мир от фашистской чумы. Но она была. И добрую память об этой Армии в день ее образования, 23 февраля, помнят не только лишенные своей страны советские люди, и те служил в этой Армии. Этот день должны помнить все, включая и православную церковь, которую Советская Армия спасла, победив в ВОВ. А то были бы у нас католики, ну в лучшем случае униаты. Кстати, в Украине эти, да и другие религиозные конфессии и секты теперь достаточно широко внедряются, и если не вытесняют традиционное православие, то во всяком случае, отбирают большое количество паствы. Ну, в смысле баранов, которые в нее верят.