Власти Молдавии рискуют статусом.

Парламент Молдавии. © Flickr.com/Guttorm Flatabø/cc-by
Запад впервые готов уличить правящий альянс Республики Молдова в узурпации власти

В студии программы работает обозреватель Михаил Шейнкман.

Желтая карточка

Правящий альянс Молдавии еще никогда не был так близок к провалу. Он вполне может лишиться западного снисхождения. Это его здесь подавали как покровительство. И это только оно еще хоть как-то оправдывало название "За европейскую интеграцию".

Не исключено, что вскоре коалиции придется сменить вывеску, поскольку сама Европа уже дает понять, что интеграцией в Молдавии даже не пахнет. Как и цивилизационными ценностями тоже. И, чтобы Кишинев это имел в виду, для начала Парламентская ассамблея Совета Европы готова показать ему желтую карточку.

Именно так, по мнению местных оппонентов молдавской власти, должна она воспринимать доклад о состоянии демократических институтов в этой стране, внесенный на весеннюю сессию ПАСЕ. Это, говорят они, явное свидетельство того, что обстановка в республике уже вызывает беспокойство даже тех, кто ей, в принципе, симпатизировал.

Такая реакция Запада связана, прежде всего, с желанием коалиции провести конституционный референдум об изменении правил выборов президента. Предлагаемая корректировка предусматривает понижение минимума с 61 голоса в парламенте до 52. То есть до простого большинства, которым альянс обладает и сейчас.

В самой республике эта идея уже вывела на улицы тысячи людей. Точнее, их вывели оппозиционные партии. Но, если еще точнее, то сама ситуация. Ведь в Молдавии теперь никому не надо объяснять, что попытка изменить Конституцию только формально прикрывается стремлением урегулировать политический кризис, который сам альянс, собственно, и породил. И поэтому, на самом деле, это прямая и явная угроза узурпации власти и сворачивания тех самых демократических принципов, которыми коалиция одно время так гордилась.

В ПАСЕ, конечно, вряд ли придут к такой же категоричности. Здесь все-таки стараются быть более деликатными с теми, кого приручили. Но на вид Кишиневу его злоупотребления, тем не менее, поставят. И одно это может стать крайне болезненным и чувствительным ударом для репутации альянса. В Молдавии она и так не высоко котируется.

Теперь же в республике вполне смогут сделать вывод, что и Запад готов наградить коалицию статусом самозванца. Если рассматривать ее в контексте той самой европейской интеграции. Внутренние оппоненты уже разобрали на цитаты заявление генсека Совета Европы Торбьерна Ягланда. Это в нем они вычитали, что Совет Европы не поддерживает идею альянса о проведении референдума.

Кроме того, в этом документе, по их словам, отмечалось, что парламент, не сумевший в течение двух с половиной лет избрать президента, не может решать проблемы, стоящие сегодня перед Молдавией.

Это значит - роспуск. Чего, собственно, оппозиция и добивается.

Надо отметить, что какое-то время при альянсе Молдавия ходила в любимчиках Евросоюза. Ее даже ставили в пример иным постсоветским странам из так называемого "Восточного партнерства". Это - факультатив ЕС для выходцев из СССР.

По большому счету хвалить Кишинев было не за что, но было, за что выгодно отличить. Здесь не посадили главного оппонента, как на Украине. Не пошли войной на непризнанную республику, как Грузия. Не сблизились с Москвой, как Армения. И не выбрали президента, как Азербайджан, одного и надолго. Хотя все это и здесь пытались сделать. Неудачно.

Выходит, что Запад и почитал молдавскую власть исключительно за несостоятельность. Пока она не решила замахнуться на святое - демократические принципы. Коалиция, конечно, может оставить себе свое название "За европейскую интеграцию". Но очевидно, что оно, как флаг ЕС за спиной Саакашвили. Ни к чему.

Кишинев на связи. Молдавский политолог Виталий Андриевский.

Шейнкман: Можно ли говорить о том, что доклад о ситуации в Молдавии, вынесенный на весеннюю сессию ПАСЕ, и заявление генсека Совета Европы с претензиями к правящему альянсу могут быть использованы в качестве инструкций, подспорья для протестной борьбы в Молдавии?

Андриевский: Могут быть использованы и для протестной борьбы, и уже используются. И, второе, они могут быть использованы для того, чтобы правящий альянс поменял свою политику, отказался от референдума и вернулся к выборам президента.

Шейнкман: Как вы считаете, правящий альянс в состоянии прислушаться к таким, пока не очень навязчивым, но уже настойчивым рекомендациям Запада?

Андриевский: Я был в числе тех представителей гражданского общества (политологов, политических аналитиков), которые на прошлой неделе проводили встречу с руководителями альянса, и мне показалось, что, во всяком случае, премьер-министр Филат и временно исполняющий обязанности президента Лупу воспринимают нашу позицию, что необходимо вернуться в конституционное поле и продолжить процедуру избрания президента, а только потом принимать те или иные решения.

Если будет избран президент - это одно решение, не избран - роспуск парламента. Но, к сожалению для альянса, в их составе есть такие политики, как Гимпу, которые, во всяком случае, на прошлой неделе не воспринимали доводы разума.

Шейнкман: В таком случае как, на ваш взгляд, может поступить альянс? Будет ли он продвигать идею референдума либо все-таки попытается еще раз избрать президента, но с расчетом на то, что потом придется проводить досрочные выборы?

Андриевский: У них есть шанс избрать президента, потому что группа Додона готова голосовать за непартийного кандидата, который не будет представлять альянс, а будет представителем гражданского общества.

Что касается референдума, ставка очень большая. Дело в том, что проведение референдума вызвало возмущение не только у оппозиции (это естественно, потому что оппозиция всегда все критикует), но и значительная часть гражданского общества, в том числе и та, которая ранее сочувствовала альянсу, выступает категорически против референдума. Альянс совершит глубочайшую ошибку, если противопоставит себя и оппозиции, и гражданскому обществу.