Древнескандинавские географические сочинения
Я хочу предложить, рассмотреть еще одну работу филолога-норманнистки Мельниковой, Древнескандинавские географические сочинения, 1986 года. Эта работа интересна тем, как исторические свидетельства подгоняются под определенные схемы, направленные на поддержание старых
норманнистических мифов.
Мельникова сообщает, что после принятия христианства в Скандинавии бурно стали развиваться науки, в том числе, проснулся интерес и к географии, и в 12-14 веках появилось довольно значительное число географических трактатов, которые черпали свои сведения как из античного и западноевропейского научного наследия, так и из опыта предшествующих походов викингов.
Вот основная мифологема, которую пытается навязать Мельникова:
«Сведения об Азии, Африке и в значительной части о Западной Европе, в западноевропейской средневековой географической литературе скудны и в большей степени отражают античную традицию, нежели реальную картину своего времени. Напротив, древнескандинавские географические сочинения в описании Северной и Восточной Европы основаны на практических знаниях, сложившихся в эпоху тесных культурных контактов между народами Скандинавии и Руси и почерпнутых из опыта многих поколений скандинавов, совершавших походы на Русь или слущивших в ней».
Другими словами, Мельникова пытается нас убедить в том, что скандинавские географы, описывая страны Западной Европы, куда викинги совершали постоянно грабительские набеги в 8-10 веках, (которые хорошо задокументированы историческими источниками, вплоть до дат и дней и сколько откуда вывезли), не используют при этом никакого устного или письменного предания о «славных» деяниях своих предков, а в основном западноевропейские источники на латинском языке. Но что касается Восточной Европы и Руси, где нет никаких свидетельств о походах или торговых предприятиях скандинавов, ни у самих скандинавов(засвидетельствован только один набег на Ладогу), ни в наших летописях(есть единичные свидетельства о наемничестве), тут неожиданно картина меняется. Мельникова с легкостью приписывает какие-то походы и устные предания о походах на Русь, которые жили в памяти потомков викингов веками.
Интересно, что их на Руси так поразило, что запомнили на всю жизнь и детям по
ночам рассказывали?))) Мало того, что Мельникова приписывает скандинавам какие-то походы на Русь, создание устойчивых преданий о них, но и то, что якобы эти предания легли в основу географических сочинений скандинавов.
Географические познания скандинавов шире, чем западноевропейской хорографии. Благодаря своим походам викинги были действительно знакомы с Финляндией, островами северной Атлантики, Исландией, Гренландией,
Северной Америкой. Но нет никаких надежных данных о том, что викинги хорошо
знали географию Восточной Европы, настолько регулярно ее посещали, что смогли
создать устойчивое предание и знание о внутренних областях Руси. Основывает свои домыслы Мельникова на том основании, что в западноевропейских средневековых сочинениях и у античных авторов скандинавским географам было трудно почерпнуть сведения о Руси. Поэтому она считает, что сведения о Восточной Европе и Руси они могли почерпнуть только из «богатого» опыта восточных походов на Русь. То, что о таких походах, как и о караванах якобы торговых судов норманнов шаставших по рекам Руси как у себя дома, нигде в летописях не сообщается, (как и в других источниках), мадам Мельникову особо не смущает. Причем логика доказательств очень простая, раз есть упоминания каких-то географических объектов на территории Руси, значит, они там были и плавали. Но согласитесь, такая логика выглядит, по меньшей мере, однобокой если не сказать странной. От того, что я знаю Чикаго и могу в письме или статье упомянуть этот город, не следует, что я там был. С необходимостью такой вывод не следует. Тем не менее, Мельникова выдает это за единственное объяснение географических познаний скандинавов.
Я специально собрал из ее книги выдержки из географических сочинений, касающихся Восточной Европы, чтобы все смогли убедиться, что никакими «суперпознаниями» скандинавы о Восточной Европе не располагали, и они не могут однозначно интерпретироваться как следствие зафиксированных где-то
знаний о пребывании скандинавов на Руси, по крайней мере, этому нет никаких доказательств.
До нас дошли четыре текста общего описания Земли, которые, как пишет Мельникова, сохранились в 12 рукописях 13-14 веков, и еще три текста содержат выписки из этих сочинений.
Какие земли лежат в мире
«В той части мира находится Европа, и самая восточная (ее часть) – Великая Свитьод. Туда приходил крестить апостол Филипп. В том государстве есть (часть), которая называется Руссия, мы называем ее Гардарики. Там такие главные города: Морамар, Ростова, Сурдалар, Хольмгард, Сюрнес, Гадар, Палтескья, Кэнугард. Там первым жил Магон, сын Иафета, сына Ноя. Около Гардарики лежат такие земли: кирьялы, ревалы, Тавейсталанд, Вирланд, Эйстланд, Ливланд, Курланд, Эрмланд, Пулиналанд, Виндланд – самый западный перед Данией. А на восток от Полены находится Рейдготаланд, а затем – Хунланд».
Из текста мы видим, что кроме Гардарики и Хольмгарда, которые являются специфически скандинавскими названиями топонимов, остальные названия являются просто искаженной передачей русских названий городов. Гардарики и Хольмгард встречаются в Сагах и рунических надписях. Никаких других
скандинавских названий текст не приводит. В тексте дан довольно хаотично перечень городов, которые есть на Руси. Это просто основные города, которые автор текста мог услышать, где угодно.
На том же Готланде, где была большая колония новгородских купцов, и где было несколько их церквей, в любом кабаке, в который заходили русские купцы. Названия пытались передать явно со слов русских
купцов. Нет никаких намеков на то, что автор интересовался тем, где расположены города, на каких реках, какие скандинавские названия им соответствуют. Отсутствие привязок и ориентиров не дает оснований для предположения о том, что именно из прибывания скандинавских
воинов на Руси географы черпали свою информацию.
Описание Земли I(написано между 1170-1190 гг)
«В восточной части Европы находится Гардарики. Там есть Кэнугард и Хольмгард, Палтескья и Смалескья».
Мы видим, что здесь автор вообще смог привести только названия 4 городов в хаотичном порядке, причем опять же 3 из 4 искаженная форма славянских названий. Эти названия скандинав мог услышать от любого русского заезжего купца.
Чтобы показать насколько мизерные познания о Руси у скандинавских географов, я приведу описание Италии из этого же трактата.
«Италией называется , которое лежит к югу от горного хребта, который называется Мундио. К востоку от Италии находится Апулия, которую норманны называют Пулсланд. Посреди Италии стоит Ромаборг. В северной части Италии находится Лангбардия, которую мы называем Лангбардаланд.»
Как видим, с описании Италии приводится и правильное расположение частей и где расположен Рим. Ничего подобного относительно Руси нет.
Описание Земли II(не ранее середины XIIIв)
«К востоку от Норвегии находится Русаланд, а на север оттуда – Тартарарики(государство монголотатар)».
В этом тексте используется книжное название Русаланд, а не традиционное Гардарики для обозначения Руси, что вообще ставит под сомнение знакомство автора с какими-то местными преданиями о якобы имевшими место походами скандинавов на Русь. Более того, автор абсолютно не представляет, где находилась Золотая Орда по отношению к Руси.
Описание Земли III(конец XIIIв)
«В Европе самая восточная часть – Скифия, которую мы называем Великий Свитьод. Там проповедовал апостол Филипп. Гардарики, там находится Палтескья и Киэнугарды. Там первый жил Магог, сын Иафета, сына Ноя».
Из городов Руси, автор знает только Полоцк и Киев. Где они расположены, на каких реках стоят автор не знает. Приводит только церковное предание, которое, как вы сами понимаете, не викинги посещавшие Русь, сообщили.
Интересно и то, что из 8 так называемых карт с разделением стран и народов по трем континентам, только на одной вообще обозначена Русь(Руссия).
Есть еще краткие упоминания Руси в сочинении «О заселении земли сыновьями Ноя». Этот трактат основан на девятой книге «Этимологий»
Исидора Сивильского. «Магон правил Великой Южной Свитьод, а Мадия – Кюльфингаландом, который мы называем Гардарики». Исидор считал, что потомки Мадия правили в Мидии. Скандинавский автор текста возможно не знал, где точно она находилась, но как расположенную рядом с Великой Свитьод(Скифией) посчитал, что речь идет о Руси. Интересно, что автор кроме традиционного для скандинавов названия Гардарики, привет и другое название Кюльфингаланд. Скорее всего, автор работал с церковными текстами и не обращался к какой-то скандинавской устной или письменной традиции.
Есть еще упоминание рек восточной Европы среди географических заметок под названием «Великие реки».
«Река, которая отделяет Европу от Азии называется Танаис. Дун называется река самая многоводная в Европе. В нее впадает 60 больших рек, и она впадает в море семью рукавами, и все они велики. В этой части мира другие великие реки таковы: Непр и Нюйа, Сеймгол, Дуна, Олькога, Вина, Кума, Саксэльв, Падус, Тибр, Родон. Бетус».Известие о том, что Танаис(Дон) отделяет Европу от Азии
взято из античной и средневековой европейской хорографической традиции. Более
подробно описывается Дунай, что и понятно, так как его хорошо знали в Европе и автор черпал из западноевропейских источников свою информацию. Что касается Восточной Европы, то автор перечисляет просто реки, причем явно пытается воспроизвести славянские названия их. Перечень рек охватывает не только реки восточной Европы, так как там встречается и Тибр. Не все названия поддаются локализации. Более менее уверенно можно сказать, что автору известны 4 реки Восточной Европы: Непр(Днепр), Нюйа (Нева), Дуна(Северная Двина), Вина(Западная Двина). Олькога(Волга?) и Кума(Кама?) имеют сомнительную интерпретацию, что признает и сама Мельникова. Перечень рек никак не связан с описанием речных торговых коммуникаций, не связан он и с другим практическим использованием рек, например, как имеющих золотодобычу на своих берегах(ранее в тексте описанные реки).
Таким образом, во всех сохранившихся четырех текстах общего описания Земли и в других географических заметках нет никаких намеков на то, что авторы черпали свои сведения о Руси из скандинавских преданий о восточных походах. Сведения о городах Руси авторы могли получить на любом торговом «перекрестке», куда плавали русские купцы и те же варяги(западные славяне), и на Южном побережье Балтики, в Любеке, Ростоке, Макленбурге или на острове Готланд. Сами тексты не дают основания делать вывод о том, что сведения о городах и реках Руси были взяты
из опыта путешествий самих скандинавов.
Комментарии