Московские обезьяны с деньгами. Российское барство на улицах Минска

На модерации Отложенный

Понедельник 30 января 2012 года

  Российское барство на улицах Минска

Во время новогодних каникул москвичи в столице Беларуси вели себя так, будто приехали в гости к папуасам

 

В кризисном Минске с 1 по 10 января очереди из ожидающих места в ресторане или кафе стояли аж на улице, дороги были заполнены машинами с московскими номерами, а в магазинах шел активный «хапун» товаров местного производства. Это москвичи, не захотевшие ехать в теплые страны, или не имеющие на это средств, «понаехали» провести зимние каникулы в стране-соседке.

 

Корреспондент «СП» поинтересовался у веселой компании в баре, чем так мила им столица соседней родины. «Да у вас здесь все дешевле грязи! Мы за неделю в Минске тратим столько, сколько в Москве за два дня! Роскошную квартиру на сутки снять стоит 3000 рублей, в самом центре, у нас за такие деньги даже не поужинаешь толком вдвоем».

 

При этом минчане совсем не рады такому мощному вливанию в отечественную экономику, и в блоге популярной в Беларуси жж-юзерщи muha-elka – она же художница-самоучка, и, кстати, не коренная минчанка, приехавшая в столицу из крохотного беларуского городка, Ника Сандрос – разгорелась дискуссия по поводу «захватнической» деятельности москвичей. Вот что пишет сама автор блога: «Куда ни придешь - не протолкнуться от москвичей. Дамы в магазинах лифчики скупают и посуду, создавая очереди. Господа сутками в кафе сидят, жрут, хамят. Знакомый владелец ресторана говорит: «Надоели... Я устал»... Хорошо, что праздники закончились. Уйдет из города непереносимый мной московский дух и говор. И пустой псевдобарский гонор. Для меня очевиден факт - даже самый коренной и воспитанный москвич в Минске ведет себя, как барин, приехавший к своим крестьянам. Это чувствуется на энергетическом уровне».

 

В комментариях кто-то считает, что причина хамству и барству – низкое социальное положение тех, кто приезжает в Минск на праздники, потому что не может себе позволить большего. Пользователь ЖЖ elli_bonelli рассуждает: «Ну, те, кто сюда едет за лифчиками и сапогами, у себя ж на родине не могут почувствовать себя королями. А в разных там Европах и Америках они не нужны, да и не поедут, языков-то такое хамье обычно не знает-с. А тут в Беларуси кризис, вот и бегут сюда барство показывать. Я тут прошлась по магазинам и была в ужасе. Гонять девочку-продавщицу, выбирая сапоги от Белвеста (недорогая беларуская марка обуви. – «СП») с видом, будто пришел Шанель покупать, или Маноло Бланик - это да, это круто! Я б вот даром сапоги не взяла, за которых дядько убивался». Ее поддерживают коллеги-блоггеры: «Примерно так, как сейчас москвичи в Минске, себя чувствовали финны в Питере 30 лет назад. А сейчас в Таллинн перебрались».

 

Не обошлось в споре без упоминания больной московской темы «коренные vs. понаехавшие». la_vanda пишет: «Коренные москвичи себя так не ведут, потому как неприлично и дурной тон... Правда, обарившиеся за последнее десятилетие «новомосковские» позволяют себе лишку, это и здесь бросается в глаза и режет слух».

На это пользователь krywal отвечает: «Коренные москвичи - это как коренные минчане и единороги. О них слагают легенды, а многие даже видели своими глазами».

 

Москвичи-«захватчики» смеются в ответ: «Мели, метем и будем мести ваши товары. Так вы тоже к нам приезжайте и метите, милости просим!». Негативно оценивают и уровень обслуживания: «Ну, там и сервис в Минске, я вам скажу - на троечку. В самом центре зашел в ресторан «высшей ценовой категории». Совок-совком – накурено, все несвежее, скатерть с пятнами. В зале два человека, но официантка подошла только минут через десять. Кухня - отстой, цены московские. А залезть на библиотеку, посмотреть по сторонам – Пхеньян какой-то кругом. Кто хочет на экскурсию в СССР - пожалуйте в Минск». На это жители столицы Беларуси ничего возразить не могут.

 

Вот что рассказала «СП» москвичка Анна Антиповская, работающая экономистом и проводившая новогодние праздники у друзей в Минске:

- Минчане прекрасные, гостеприимные люди, и на уровне личного общения, в том числе в сфере обслуживания, я никакого негатива не почувствовала. И подобные «москвофобские» настроения, как мне кажется, связаны с традиционной белорусской ментальностью – местным жителям очень сложно воспринимать темп московской жизни, у нас все люди быстрые, медлить не любят, а здесь все такое плавное, как в киселе двигается. Москвичи более агрессивно ведут себя на дорогах, требуют хорошего обслуживания, а если его нет – возмущаются, и это, на мой взгляд, справедливо - мы же отвыкли за 20 лет от советского стиля во всем, вот и возникает недопонимание. Ну и да, у некоторых беларусов не совсем адекватная реакция на то, что действительно у москвичей гораздо больше денег, они в нашем присутствии чувствуют себя… нищими, что ли, и это то, что их действительно оскорбляет. Снова-таки – местная ментальность. Когда к нам в Москву приезжают люди, у которых много денег – мы только радуемся их присутствию и тому, что они вкладываются в наш бюджет.

 

Белорусский антрополог Алексей Кантрович смотрит на проблему с научной точки зрения: «Не секрет, что русских туристов не любят во многих странах мира, но такая репутация создана крайне небольшой, хотя очень громкой прослойкой людей – теми самыми громкими хамами в барах и крашеными блондинками в коротких юбках, которые в полдень находятся в полном вечернем макияже. И стригущие всех под одну гребенку критики не дают себе труда задуматься, что они всего лишь не видят всех остальных, нормальных, обычных москвичей, которых большинство и которые ни в Европе, ни в Беларуси не выделяются поведением на фоне остальных людей. И говорить «Все москвичи – хамы», значит обладать стереотипным мышлением, которое, к сожалению, мешает мультикультурности и отдаляет людей друг от друга без всякой причины».

 

 

Минск  Алексей Зимин