Про достоинство

На модерации Отложенный


  Что заставляло всю страну замирать перед телеэкраном, когда Вячеслав Тихонов появлялся на нем в свои неповторимые семнадцать мгновений? За что обожаем мы Алексея Баталова, Алису Фрейндлих и немногих им подобных великих артистов? Чем снискали они всенародную любовь? Высоким актерским мастерством? Да, конечно. Но его было бы недостаточно, чтобы подняться до уровня национальных кумиров.

Их магия заключается в первую очередь в одном из свойств их личности: в высочайшем человеческом достоинстве. Именно оно не просто вызывает зрительское восхищение, но и возвышает нас, пленяя наши сердца.

Личное достоинство не приносит материальных дивидендов, на него не купишь ни охотничьи угодья, ни право ездить с мигалкой, ни дворцы в деревне Грязь. Оно вообще — в отличие от близкой к нему чести — свойство внутреннее, не зависящее от чужих мнений, присутствует или нет в сокровенном мире человека. Но наличие его создает явственную ауру, определяющую наше отношение к его обладателю, ощущение нами уровня его личности.

Наличие или дефицит достоинства могут быть присущи не только личностям, но и целым народам. Известны народы, снискавшие дурную славу агрессивностью, жестокостью, наглостью или вороватостью, т.е. чертами, напрочь не совпадающими с понятием достоинства.

Условия развития России XIX — начала XX века способствовали укреплению достоинства ее граждан. Особым личным достоинством обладало российское офицерство. Присущими ему чертами были безупречная честность, верность присяге и долгу, неподкупность, опрятность в поступках. По нарастающей развивалось в России и гражданское достоинство мыслящей части общества, ее отношение к правам личности и роли в управлении своей страной.

Позитивный процесс этот был прерван большевистским переворотом 17-го года. Новая власть принялась ожесточенно искоренять любые признаки личного достоинства граждан. Всякая попытка не только отстоять, но и проявить свое достоинство завершалась беспощадной расправой.

Затем пришел Большой дракон и отменил в стране само понятие человеческого достоинства. На целую историческую эпоху, вплоть до его смерти, массовые государственные убийства и арктические каторжные лагеря погрузили оцепеневший от ужаса народ в безмолвие и паралич воли. Остатки личного достоинства тщательно скрывались той частью населения, которой было позволено жить. Сохранение ее активности выражалось лишь в раздававшихся подобострастных воплях, прославлявших величие и мудрость Тирана.

Но грянула война. И обнаружилось, что достоинство народное обладает способностью возрождаться из праха. Задавленный своим Драконом народ не стерпел зверя чуждого и, поднявшись с колен, растоптал его.

Победа в войне оказала огромное влияние на подъем как национального достоинства, так и личного достоинства россиян. Это особенно проявилось после смерти Дракона, с развалом его аппарата по истреблению собственного народа. Не сразу, но явственно усиливались признаки роста самоуважения. Вместе с ним все более смелой становилась глубинная реакция на политические шаги властных структур, болезненно затрагивавших интересы и достоинства людей. Возникло отчаянное движение диссидентов, открыто выступавших против тирании большевистской власти. Имена горстки этих борцов, сознательно приносивших себя в жертву ради высоких идеалов свободы, ныне почти все забыты, хотя они заслуживают благодарной памяти потомков.

Героизм Анатолия Марченко, Ларисы Богораз, генерала Петра Григоренко, Синявского и Даниеля, Галанскова, Гинзбурга, Лашковой, Софьи Калистратовой, Бабицкого, Дремлюги, Делоне, Павленкова, Алтуняна, Александра Солженицына, Андрея Сахарова был порожден в первую очередь их высоким несломленным достоинством.

С драматическим развалом Советского Союза в 90-х годах прошлого века развеялся окончательно страх перед карательными органами, который столь долго обеспечивал в стране «молчание ягнят». Возникла свободная от цензуры пресса. Либерализация проявилась, в частности, в выступлениях известных стране честных деятелей против навязанных властью ложных представлений. Одной из таких привычных «обманок» была сага об угрозе нападения на Россию коварного «мирового империализма», чем объяснялась как нищета жизни общества ввиду расходов на оборону, так и необходимость сплочения народа вокруг самодержавных лидеров. Никита Хрущев когда-то чуть не ввергнул мир в пожар термоядерной войны, мотивируя этой сагой завоз российских ракет на Кубу. Сага оказалась ложью, но удобные мотивы ее продолжали звучать в речах следующего поколения неискренних вождей.

Вот что написал об этой саге поэт, достоинство и честность которого неоспоримы:

 

Научитесь сначала себе самому
не прощать ни единой промашки,
а уж после кричите врагу своему,
что он враг и грехи его тяжки.

Не в другом, а в себе побеждайте врага,
а когда преуспеете в этом,
не придется уж больше валять дурака —
вот и станете вы человеком.

                             Булат Окуджава, 1990 г.

 

Это было написано достаточно давно. Прошло более 20 лет — и теперь вдруг мы снова слышим те же песни… С той, однако, разницей, что рост достоинства и здравого смысла у россиян будет еще более препят-ствовать успеху этой фикции. В то же время именно дефицит этих качеств как наследие прошлого еще долго будет проявляться в самых различных областях жизни российского общества. Затронем лишь пару достаточно болезненных проблем.

Нет, не традиционную пару. Не так уж богата Россия дураками, чтобы возводить их в ранг национальной беды. Поэтому — не дураки и дороги, а коррупция и халтура в производстве должны признаваться губителями всех плодотворных инициатив в жизни страны. Обе эти неизлечимые язвы развились на почве нехватки личного достоинства людей.

Обладающий достоинством человек — он и на службе неподкупен. Достойный и гордый своим умением мастер не будет гнать халтуру и губить репутацию своего завода в стране и в мире. А наш чиновник — всё продается. А мастер — всё гонит брак.

И до тех пор, пока кнутом или пряником, или добрым словом не будет в людях восстановлено сознание своего высокого достоинства, — страна, как и ныне, не сможет производить безупречную продукцию, уважаемую и славную повсюду, а услуги служивых, от которых мы зависим, по-прежнему будут продажны.

События начала декабря на Болотной и проспекте Сахарова вселяют надежду, что попранное достоинство начало возрождаться в народе.

Распрямись, Человече!