А БЫЛА ЛИ ОНА? КОНВЕРСИЯ...
На модерации
Отложенный
Несколько дней назад в разговоре «за жизнь» как-то неожиданно была затронута тема конверсии и один из участников сказал: «Провалили оборонщики конверсию». Что провалили, я согласился, а с тем, что «оборонщики «провалили», нет. Возник некоторый спор. Мне стало ясно, что в целом-то мои оппоненты не в теме. Сказал им об этом и рассказал примерно то, о чем напишу ниже.
Вначале надо условиться, что в данном случае под термином «оборонщики» будем понимать тех, кто работал в системе оборонных отраслей промышленности СССР и занимался разработкой, испытаниями и производством вооружения и военной техники. Теперь о сути.
Действительно, перед развалом СССР мощности у оборонной промышленности были не только качественные, но и огромные. Этот факт никто не скрывал и не отрицал, но почему-то все молчали о том, что в мирное время эти мощности были задействованы лишь на 60-70%. А на свободных мощностях (мобилизационных) «оборонщики» делали гражданскую продукцию, объем которой в общем объеме производства в СССР составлял:
- гражданские самолеты, корабли и рыболовные суда - 100%,
- машиностроительное оборудование - более 30%
- тракторы, комбайнов и другие сельхозмашины - более 50%
- телевизоры, магнитофоны, видео- , фото-, кино- и другая аппаратуры - 100%,
и много чего еще.
То-есть, оборонщики не только «объедали страну», но и существенно помогали.
В 1987-88 г.г. было принято решение сократить производство вооружения и военной техники на 15%, а освобождающиеся мощности конверсировать под наращивание производства оборудования для сельского хозяйства, пищевой промышленности, мясомолочной промышленности, для химии и др. При этом не пропустили ни одну из оборонных отраслей. Сроки поставили жесточайшие 2-3 года - на разработку, испытания и освоение производства новой гражданской продукции, а с 1992 года – её промышленный выпуск на высвобожденных и вновь созданных мощностях.
Соответственно была разработана и законодательно утверждена Государственная Программа конверсии – до 1995 года. Дали на первый этап 3 года (1991г.), за которые надо было все понять, спроектировать оборудование, сделать его, смонтировать и начать производство.
И оборонщики «начали конверсироваться». Ну откуда атомщикам было знать, как и на каком оборудовании из молока делают масло, сметану, сыр? Или боеприпасникам ответить на вопрос «Из чего и как варят джем» и т.д. Вот и начали с поиска и сманивания специалистов, которые бы в гражданском оборудовании хоть что-то понимали.
Ситуация осложнялась тем, что раз военные не будут получать с этих предприятий военную технику, то и платить они, естественно, не будут. Но и гражданские за технику, которую они еще и в глаза не видели, – тоже платить не будут.
А людей на первом этапе не то, что сокращать, а еще и нанимать надо было, чтобы демонтировать старое оборудование, заказать оборудование (!) для нового производства (ведь на атомном оборудовании молоко не переработаешь и сметану или масло не сделаешь?).
Ситуация была «нет ни людей, ни денег».
Было принято «мудрое решение»: брать в банках кредиты под гарантии государства при ставке годовых выше 10-30%. Набрали этих кредитов в 1988-89 г.г. на несколько млрд. долларов (!) со сроками возврата в 5-7 лет.
Но не успели начать выполнение утвержденных в Государственной программе заданий по конверсии и увеличению производства гражданской продукции и оборудования, как грянули «ускорение, перестройка, гласность», кооперативы, выборные директора и прочие «радости».
А руководящие указания и решения сыпались со всех сторон и уровней руководства – только за 1990-91 г.г.:
- глубину конверсии директивно увеличили еще на 10% (до 25%),
- соответственно уменьшили деньги на выполнение военных заказов.
- для общей ясности одним росчерком пера ликвидировали оборонные министерства – «в условиях рынка они не нужны»(!),
- и тут же умом и рукой Е. Гайдара глубину конверсии повысили еще в 2,5 раз, а остатки финансирования оборонного комплекса сократили еще на 60%, фактически оставив без управления, заказов, работы и денег по сути весь военно-промышленный комплекс страны.
- и наконец, на 1992 год полностью прекратили финансирование и кредитование оборонных отраслей.
Наступил полный коллапс. Демонтированное оборудование начали продавать по цене металлолома. Новое оборудование, заказанное под конверсию, валялось даже не распакованное, так как ставить его было некуда и некому – его примитивно воровали и продавали по цене металлолома. Платить зарплату было нечем, и работники начали массово уходить с производств - в «челноки», охранники, частные мастерские, в кооперативы, в бандиты, короче, кто куда мог. Производственные площади частично попали под приватизацию, частично были сданы в аренду, частично просто заброшены и разрушены.
К 2000 году от «великости оборонного комплекса СССР» осталось одно свидетельство: почти 10-лет комплекс сознательно, ликвидировали-разваливали-растаскивали, но до конца не успели – около 15% его еще оставалось и как-то дышало. Это не был «результат конверсии», которой ни в СССР, ни в России НЕ БЫЛО!
С приходом ВВП положение начало меняться. Но это уже «Новейшая история» - она другая, более-менее известна, а вот результаты её еще только обрисовываются в тумане. Пока ясно одно = на восстановление потребуется больше сил, денег и времени, чем на разрушение.
***
В той полемике, с которой я начал, мои оппоненты согласились со мной, а я подумал: Наверное, такие же вопросы могут быть и у других?
И решился занять Ваше время. Спасибо.
Комментарии
Приглашаю обсудить положение в науке:
http://gidepark.ru/community/603/content/934619
А то в ленту не прорвёшься.
Изменение структуры производства на 15% никакой катастрофы вызвать не может.
А по военке...
У страны банально закончились деньги.
Да,такой-не нужен. А нужен современный дорогой высокоинтеллектуальный милитаризм,на который у нас,к сожалению, нет соответствующих бабок.
Комментарий удален модератором
При 15% никакой катастрофы НЕ БЫЛО! Но подряд пошли 25%, далее 60% - далее все сказано в тексте.
О том, что я сам видел?
О какой конверсии идет речь, если объемы производства ВТ практически не снижались до 93го года?
Ну, не может военный завод делать дешовые гражданские изделия по определению.
Дорого у него ВСЕ получается.
На сколько "справочно" снижались-то?
Я, батенька, с 89 по 94й год разработал и запустил в производство 3 изделия, которые выпускались тысячами.
Теперь по второй Вашей реплике = то, что Вы разбираетесь в вопросах производства, мне стало ясно сразу и с первого же Вашего утверждения о том, что 15%-ное обновление производства не может привести к катастрофе. А то, что Вы разработали и запустили в производство 3 изделия заслуживает уважения. Пока многие либо болтали, либо "растаскивали", Вы делали ДЕЛО. Говорю искренне!)). И реплики мои были связаны, таким образом, не с сомнением Вашей профессиональности, а с тем, что Вы, как мне кажется, не связаны были с ВТ, как машиностроитель, и не учитывали ряда знАчимых факторов выпуска военной техники (ВТ). Например: с танком на рынок при рыночной экономики не припрешься, а с трактором можно. Но чтобы вместо танка перейти к разработке и производству трактора и выйти с ним на "рынок" нужны время, деньги кадр...
А "Булава", кстати, все последние пуски прекрасно летает!
От себя добавлю: далеко не все оборонное производство было качественным. Чаще брали ценой (дорого), за счет чего выпускали 50 и более процентов брака. Отобранное шло в войска, а брак? Списывался...
Гражданская продукция выпускалась планово, т.е опять таки "недешево". Да и зачем было дешевить, если и так всего не хватало? При открытии границ в страну хлынула европейская (и иная) продукция, которая была и лучше, и дешевле.
"Восстанавливать" уже ничего не надо. Надо строить новое, суперновое производство. Для современной продукции.
Готовить новые кадры, строить новый НИОКР, новую науку.
Иначе опять придем во вчерашний день.
Я помню производство такой маааленькой штучки... Там НОРМАТИВНЫЙ ВЫХОД продукции был - ОДИН ПРОЦЕНТ.
Потому что технологии не было... А скопировать эту западную штучку военным хотелось...
Очень жаль людей, которые всю свою жизнь посвятили ВПК, этой антигуманной цели. Не надо оплакивать рухнувший советский милитаризм. Одни люди из ВПК не были виноваты. Вина в большей степени - на политике ленинской КПСС, хотя и народ по-рабски нёс это позорное бремя (Пролетарии всех стран, соединяйтесь!).
Приходится ЭТИМ переболеть.
Ведь немцы пережили крах фашизма.
Вооружённые Силы России были приведены "нашей" "властью", вызывают у меня, неравнодушного к Вооружённым Силам России, вполне кон-
кретные, и как я полагаю, вполне обоснованные сомнения. Например: продажа другим странам или разделка на металлолом огромного числа
боевых кораблей Военно-Морского Флота... ЭТО - на пользу России? А уничтожение Боевых Железно-дорожных Ракетных Комплексов? А что
мешало не дать хохляндии уничтожить сверхзвуковые ТУ-160 и забрать их у хохлов? И т.д. и т.п.
Теперь насчёт "сознательно ликвидировали-разваливали-растаскивали..." Я полагаю, никто не будет спорить: всё, что делается в России, со-
вершается на конкретной законодательной базе: ЭТО - можно, а вот ЭТО - нельзя. А кто у нас в законодательной ветви власти с 1991-го года,
в верховной совнардепии (в дальнейшем - гос.думе)??? Почти на 100% бывшие совдеповские проклятые коммуняки, которые стали "действо-
вать" по "принципу": чем хуже, тем - лучше: ради сознательной и целенаправленной дискредитации зарождающейся рыночной экономики в России.
Шутите?!
Это на гражданских предприятиях сплошь и рядом размещали оборонзаказы...
Производство военных цацек было космически избыточным... Исключительно во имя выполнения плана... Для обороноспособности хватало пяти процентов того военного, что выпускалось. Еще раз: не только в ВПК, но и на гражданских предприятиях! :(
Давайте так: пусть каждый говорит о том, что он ЗНАЕТ. А домыслы - оставьте для митингов и прессы.
А вот предприятий перевидал множество.
Избыточные военные цацки в сумасшедшем количестве делали везде, где изготавливалось хоть что-нибудь металлическое...