Оптимизм в творчестве А.С.Пушкина
Оптимизм в творчестве Пушкина
Поэзия Пушкина переживает в нашу эпоху свое возрождение.
Значение национального русского поэта для всех времен и народов тесно связаны с переворотом в человеческих отношениях, который происходит в нашей стране
Что же связывает гений Пушкина с движением современности? - ответить на этот вопрос значит многое выяснить и в растущем самосознании нашего времени. Чтобы сделать следующий шаг, нужно выяснить, в чем состоит своеобразная форма народности или оптимизма, присущая поэзии Пушкина Народность, любовь к жизни, гуманизм - все это хорошо, но все это только общие формы.
Пушкин заключают в себе множество сторон. Пушкин бесчисленными нитями связан с последующей русской литературой - с Гоголем, Лермонтовым, Герценом, Некрасовым, Толстым. Он имеет много точек соприкосновения с гениальными западными писателями - Вольтером, Гете, Байроном и др. Связь истории и современности слишком глубока и серьезна, чтобы можно было установить ее при помощи каких-нибудь внешних аналогий. Каждой эпохе свойственно индивидуальное состояние История литературы должна определить то "индивидуальное состояние", из которого выросла поэзия Пушкина
Часто приходится слышать, что в наследии Пушкина нам особенно дорога его безграничная любовь к жизни. "Пушкин - великий жизнелюбец". Но что такое любовь к жизни? Так ли прост и понятен этот критерий, как может показаться с первого взгляда? Со времен Ницше "любовь к жизни" является модной фразой буржуазной философии.
Но и в пределах истории литературы оптимизм далеко не такое простое понятие, как может показаться с первого взгляда. Были поэты, любившие жизнь, и до Пушкина.
Очень много оптимизма в русской лирике XVIII века, особенно у Державина.
Но жизнелюбие Державина совершенно особенное и нимало не похоже на зрелое выражение этого чувства у Пушкина. Какая-то внутренняя жесткость не оставляет Державина даже в самые лирические минуты.
Чувство внутренней близости к людям, чувство широкого истинного товарищества не согревает веселье Державина. Жизнь для него вечный круговорот. Историческое движение основной массы человечества ему непонятно. Оттого и чувство любви к жизни лишено у Державина того светлого, общечеловеческого характера, каким отличается оно у Пушкина.
Глубокая пропасть лежит между подражательной веселостью и позднейшим взглядом Пушкина, исполненным более глубокого страдания, но зато и бесконечно более богатого настоящей любовью к жизни, светлой радостью бытия
Были писатели, любившие жизнь и после Пушкина. Известно, например, каким массивным жизнелюбием отличался проповедник аскетизма Л.Толстой.
Есть своеобразная, торопливая любовь к жизни и у Достоевского. Его преступники и святые стремятся к одной и той же цели: раздвинуть границы дозволенного, изведать до конца, что можно человеку.
Итак, существуют различные формы любви к жизни. Но этого мало. Оптимизм и пессимизм, как и всякая противоположность, относительны. Доказательство - оптимизм Пушкина
В записках Ксенофонта Полевого сохранился следующий известный рассказ. Беседуя однажды с Пушкиным, Полевой заметил, что в сочинениях его собеседника встречается такая истинная веселость, какой нет ни в одном из наших поэтов. "Он отвечал, что в основном характер его грустный, меланхолический, и если иногда он бывает в веселом расположении, то редко и ненадолго."
(Михаил Лифшиц)
Комментарии