ХОЧУ НАЗАД В СССР!??

На модерации Отложенный
 
 Евгений Понасенков
Вменяемые люди, прочитав название, решат, что автор сошел с ума, но изучив нижеследующую объяснительную, я уверен, со мной солидаризируются. 

Послушаем сводку новостей. Несколько сотен тысяч стремятся прикоснуться к отрезку так называемого «пояса богородицы», который якобы лечит увечных и помогает забеременеть (хотя постоянно хранится в мужском монастыре, куда вход женщинам воспрещен): для желающих устроены полевые кухни, для блатных – заезд по vip-пропускам (очевидно, что аксессуару еще более добавили святости прикосновения президента и премьера). 

Несколько позднее «икона» с изображением Путина замироточила, а светское правительство Москвы выделило землю для постройки нескольких (пока) десятков «типовых православных храмов из железобетона». На этом фоне вполне органичным смотрятся многомиллионные цифры посещений в Интернете роликов с названиями типа «Киркоров в израильской психушке», а так же рассказы моей приятельницы, что ее знакомый преподаватель университета ушел в магазин тибетской литературы - и не вернулся. Про столпотворение на Проспекте мира в сами знаете какой праздник, когда москвичей заставляют обходить его за версту, или снимать обувь – я умолчу. 

Стоило уничтожать режим, который душил науку генетику и запрещал Цветаеву и Мандельштама, чтобы получить все эти прелести? Как говорится – приехали! Этот «адрес» - гораздо дальше, чем любое заседание месткома и комсомольской ячейки. Граждане лицемерно посещали подобные маразматические сходки, быстренько принимали соответствующие «коллективные» решения и убегали в очередь за колбасой. 

По крайней мере, все это было с большим юмором, и даже в самом дремучем райсовете никто бы не стал говорить, что Брежнев нам послан богом. А по степени пошлости ежечасный (!) сброс в различные фейсбуки фотографий из фитнес-клубов и разного рода забегаловок, на которых внуки Шарикова демонстрируют одинаковые мощи и одинаковые коктейли – не уступают по пошлости фотографиям передовиков производства в совковых стенгазетах. Вся разница, что заграничные шмотки теперь есть у большего количества населения, хотя процент тех, кто умеет их правильно подбирать и с осанкой носить не увеличился. 

Совершенно очевидно, что всегда будет существовать практически неизменный процент тех, кто читает Гумилева, Бодлера, Довлатова и желает, чтобы его голос на выборах не украли – и тех, кто будет разбивать лоб об пол перед мощами Сталина или аксессуарами из мужского монастыря: правда теперь, благодаря первым, колбасу вторым уже выносят прямо в очередь, причем за счет в основном первых же. 

И все же к 1960-м годам население как-то вырулило: на любые мощи смотрело с сатирической ухмылкой. Уж лучше пусть ему круглосуточно показывают по телевизору хождение коровы по полям и «битву за урожай», чем целование рук раззолоченным торговцам сигарет. По крайней мере, ни одной даже самой темной дочери председателя колхоза Ларисе из «Дело было в Пенькове» не пришло бы в голову беременеть не от героя Тихонова, а от некоего пояса. 

И все же СССР – это, безусловно, империя зла. Лагеря, беспредел органов и диктат одной партии, дефицит, цензура (сейчас много чего из этого возродилось, но уже в трагикомической форме), тотальная антиэстетика и закрытые границы. Но что же было все-таки хорошего, кроме антисоветского кинематографа Тарковского и Параджанова и того неоспоримого факта, что для многих раньше были девушки и юноши моложе? 

Была одна изумительная возможность: сбежать! 

Вы удивитесь: а разве сейчас, когда границы открыты, не лучше?!
К сожалению, нет – ведь моя заметка не про философию географии, а про философию времени. 

Видите ли, сегодня бежать-то особенно некуда. При совке мы все (интеллигенция) знали, что «там» - категорически лучше. И самое интересное, что это было правдой. А сейчас все как-то нивелировалось: мы и на родине как бы уже можем покупать деликатесы (правда, чтобы заработать надо открыть бизнес, который душат чиновники с помощью тех же органов) и читать запрещенных в СССР авторов, но зато Запад несколько испортился (перегнул палку в плане «хорошести», потерял инстинкт самосохранения) - там уже филиал Африки и Азии (не надо путать понятия «права человека» и «переселение народов», губящее цивилизацию, создавшую упомянутые «права»), а социалистические правительства имеют большинство в парламентах (про толпы наших диких туристов – молчу). Как результат этого - уже не такие чистые улицы, не такие аутентичные пейзажи и культура поведения на публике. То есть, если бежал Рудик Нуреев (правильное написание – именно с «е»), то он попадал именно в Париж, а не в Сенегал. Это большая разница. 

Вообще, я иногда на ночь перечитываю под Малера доклад шефа КГБ Шелепина, который звучит слаще Верлена («Докладываю, что 16 июня 1961 года в Париже изменил Родине Нуреев Рудольф Хаметович…»), и вспоминаю: 1970/ Лондон/ балерина Наталья Макарова, 1974/Канада/ Михаил Барышников, 1979/ Нью-Йорк/ Александр Годунов, высылка тунеядца-Бродского (затем Нобелевка), вынужденная эмиграция Галича, Любимова (ну, вот он вернулся на родину – после Ля Скала и Гранд опера - получил опять свою Таганку, отдал все силы работе, после чего не желающие трудиться алкаши его оттуда, естественно, выдавили). И в этих датах есть промежуток малый, быть может, это место для меня… Но, ведь мне совершенно не нужен в Берлине берег турецкий и Африка в Париже мне не нужна! То есть речь идет о мечте с помощью машины времени (мне 29 лет) перенестись примерно в эпоху 1950-1960-х: до клиники маргинальных волнений 1968-го. А там уже просто: научиться делать балетные па – и вперед! На самом деле, среди моих занятий (я «многостаночник») уже есть пение тенором, но я не представляю, на чем я теперь буду основывать роль, например, Отелло в опере Верди: ведь его внешностью и происхождением уже никакую Дездемону не бросишь в объятия Кассио! 

Итак, бежать некуда и изменять не с кем (да и некому: вместо родины – глава из учебника истории по татаро-монгольскому игу, запитая этим игом Колой и сдобренная газетой с фотографиями коррупционеров). Утонченная и желанная соседка в теплой квартире впала в климакс, подселила к себе невесть кого и проголосовала за леваков, поэтому я пока останусь со своей провинциальной дурой: буду пытаться ее переодевать и просвещать чтением на ночь Руссо и Чаадаева под ритмы зарубежной Далиды и Бориса Рубашкина. 

P.S. Логически настроенный читатель задаст мне вопрос: не легче ли мечтать не о том, чтобы сбежать из СССР, но о том, чтобы просто сразу родиться в середине прошлого века в Париже. Нет. По очень простой причине: тогда бы я имел большой шанс впасть в инфантильный маразм вместе со всем «коллективом» - т.е. проголосовать за леваков, подселить миллионы упомянутых товарищей и т.д. А так я могу сравнивать, могу научиться ценить красоту, свободу и чистоту улиц – и затем оберегать это всеми своими гражданскими силами.