О цельности личности

На модерации Отложенный

   Что такое мученичество? Мученичество — это максимальное ограничение самого себя. Это напряжение всех сил для достижения той цели, которая является самой важной и самой главной. И больше всего в истории было мучеников за веру, потому что люди всегда воспринимали Божию волю и Божий закон как явление абсолютной Истины и мобилизовывали все силы, чтобы эту истину защищать. Но хорошо известно, что у человека ограничена возможность испытывать физическую боль. Есть такие понятия, как болевой шок, потеря сознания, сумасшествие. Почему же ни в одном житии святых не сказано о том, что мученик потерял сознание от болевого шока или сошел с ума? Да потому, что никаких человеческих сил недостаточно, чтобы преодолеть страшные физические мучения. Но вместе с мучениками был Господь — Он стоял рядом, Он подавал им Свою руку, Он давал им Свою благодать, и потому, достойно умирая и поражая воображение палачей, мученики совершали самое главное дело своей жизни — они утверждали Божественный закон как высший закон человеческого бытия.

    Будет совершено неправильно думать, что Господь действовал как некая анестезия, что Он снимал физическую боль, что мученики ничего не чувствовали. Кстати, во II веке в Церкви возникли еретические учения, согласно которым Христос на кресте не страдал, — потому что не мог страдать Бог, потому что Он был якобы бесстрастным. Но Церковь осудила это учение. Церковь склоняется перед мучениками, потому что они испытывали неимоверную боль, но сила духа, укрепляемая Самим Богом, была сильнее боли физической.

    И, наверное, было еще одно непременное условие этой несокрушимой силы мучеников. Сегодня мы с вами слышали отрывок из послания апостола Иакова, которое редко читается в Церкви, — небольшой фрагмент из 3-й и 4-й глав. Там мы находим замечательные слова: «Не может из одного источника истекать горькая и сладкая вода» (см. Иак. 3:12). А как же плюрализм мнений? А как же вариативность человеческого поведения, на которой настаивает современный образ мышления? Он предполагает одновременное сочетание одного и другого: можно быть безнравственным человеком, можно обижать ближних — но при этом требовать всемирной справедливости. Вот и получается, будто из одного источника течет сладкая и горькая вода. Но такого не бывает! Сладкая вода может течь только из источника, в котором нет воды горькой.

    А что все это означает, если эти образы перевести в сферу современной антропологии? Означает только одно: что человеческая личность должна быть интегральной, целостной; что не может быть никакого расслоения, раздвоения, никакой интеллектуальной и духовной шизофрении. Нельзя быть праведником в одной аудитории и грешником в другой. Нельзя настаивать на справедливости в одном месте и жестоко и цинично попирать ее в другом. Вот мученики и были этими интегральными, целостными личностями, они обладали тем, что Церковь называет целомудрием. Конечно, целомудрие есть в первую очередь сохранение нравственной чистоты и целостности. Но ведь не только! Целостность человеческой личности не может быть без мудрости, и целомудрие есть именно такая мудрость, которая определяет эту интегральность человеческой личности. И человек, живущий целостной жизнью, являющийся целостной личностью, имеет силу защищать правду — так защищать, что даже если приходится проходить через страшные испытания и мученичество, он справляется с болью и страданием и осуществляет свою миссию.

    Как важно понять сегодня всем нам, и не только молодежи, что преобразование нашего общества не может идти вне нравственного возрождения личности! Это абсолютно невозможно не только с точки зрения человеческой логики — невозможно с точки зрения замысла Божиего о мире и человеке. Бог такого не хотел, и потому всякое двурушничество, лицемерие, раздвоение, всякое жонглирование правдами, всякое вовлечение в борьбу людей для достижения своих корыстных целей под лозунгом высоких идей — все это противно Божией правде. А для того чтобы уметь различать духов, мы и должны формировать эту внутреннюю целостность, к которой нас призывает апостол Иаков. Мы должны быть источниками сладкой, то есть пресной воды — не горькой, не соленой, а той воды, которую можно пить. И только тогда человек способен оплодотворить мир вокруг него, если он является источником этой живой воды.

 

Святейший Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл

 

 

http://www.pravmir.ru/patriarx-kirill-preobrazovanie-obshhestva-nevozmozhno-bez-nravstvennogo-vozrozhdeniya-lichnosti/