Кроличья эпопея.

 

 


    Плодовитость кроликов давно уже стала нарицательной.  И именно плодовитость, быстрое воспроизводство привлекает многих к разведению кроликов.  И очень многие, усмотрев только эту сторону, предвкушая будущее мясное изобилие,  в дальнейшем сильно разочаровываются и даже терпят убытки.

Когда дело касается приусадебного хозяйства, потери не так страшны. Ну, не получилось, да и Бог с ним. Другое дело, когда пытаются без соответствующей подготовки играть по-крупному. Тогда беда.
    Так и случилось в Бостанлыкском предгорном районе Ташкентской области. Это было в конце 60-х годов прошлого века. Кто-то преподнёс руководству района проект кролиководческой фермы с расчётами, показывающими, что в короткие сроки может быть решена мясная проблема. По сравнению с баранами и коровами кролики дают больший привес, плюс мех, который тоже может дать прибыль.  Расчёты были убедительными , было принято решение строить ферму. Построили в стороне от посёлка, завезли клетки, Территорию обнесли сетчатым забором. Завезли животных, дело пошло.
    Как это часто бывало, не учли сущую мелочь. Действительно, кролики быстро размножаются и быстро растут. Но на прирост единицы веса расход кормов у кроликов выше, чем у баранов и коров. К тому же, бараны и коровы большую часть корма получают на выпасе, в загонах и стойлах их подкармливают. А кролик сидит в клетке, его пастись не пустишь. Будь добр, корми. Причём он ест почти без перерывов, только успевай подкладывать, если хочешь иметь здоровых, крепких животных.  Прокормить 20…30 кроликов уже проблема, а если их тысячи? Короче, возникла проблема с кормами. Надо учесть, что район сельский, в каждом дворе скотина, птица, им тоже корм нужен. Где его легче всего достать? Конечно на ферме!
    Для местных жителей, а именно они работали на  ферме, уход за кроликами был непривычен. Начались болезни, падёж. Заработка нет. Люди стали уходить с фермы.   Плюс всеобщее советское разгильдяйство.  Хозяйство стало разваливаться. Каким-то образом часть кроликов оказалась вне клеток и стала осваивать территорию, выкапывая норы, из которых их трудно выудить. И продолжали размножаться уже диким образом. Так продолжалось несколько лет. В конце концов ферму решили закрыть.  Кроликов , каких  смогли, отловили и бросили  остальных на произвол судьбы.
    Но это был не конец эпопеи. Кролики продолжали плодиться и освоили довольно большую территорию. Но ведь кролик, как продукт питания, представляет интерес не только для человека. Со всей округи сюда потянулись лисы и шакалы. При таком обилии дичи они также стали усиленно размножаться, устраивая свои логова неподалёку.
    Какое-то время наблюдалось равновесие между поставщиками и потребителями. Но вскоре хищники перевесили и кролики стали кончаться, пока не исчезли вовсе. А лисам и шакалам надо что-то есть. И они устремили свои взгляды на поселковых кур, уток и гусей. Поскольку о вольерах в домашних условиях никто не имел представления, то численность домашней птицы, которая гуляла сама по себе, стала резко падать. Разразился скандал на районном уровне. И руководство было вынуждено нанимать бригаду охотников для отстрела и уничтожения лис и шакалов. Во что обошлась государству вся эта затея, не знает, вероятно, никто.
   Вот такая история.