renesans +foto / so meni /

На модерации Отложенный

Время.Описание эпох и методов самоосознания

 

Vyasa.ru - школа ведической культуры

 »

Философия

 »

Время

 » Время.Описание эпох и методов самоосознания

Время является безличным проявлением Кришны во вселенной. Веды говорят, что причиной создания и разрушения мира является воля Кришны. Однако человек, наблюдая за проходящими процессами в материальном мире, придёт к выводу, что причиной всех изменений является не воля Кришны, а время. Но Веды говорят, что воля Кришны проявляется во времени:
«Весь космический порядок в Моей власти. По Моей воле он проявляется снова и снова, и по Моей воле он уничтожается, когда приходит время» (БГ 9.8)
Под воздействием энергии времени все объекты в материальном мироздании проходят через три принципиальных этапа:
· Творения
· Поддержания
· Разрушения
В Ведах также указываются три фазы времени:
· Прошлое
· Настоящее
· Будущее
Когда мы говорим о времени, то имеем в виду развитие от творения к разрушению, от прошлого к будущему, от начала к концу, хоть само по себе время не подразделяется на вышеупомянутые категории.
Ход времени во вселенной
«У вечного времени нет ни начала, ни конца. Оно является представителем Верховного Господа, творца этого мира-тюрьмы. Время служит причиной гибели проявленного мира, оно выполняет созидательные функции, заставляя одно живое существо появляться на свет из чрева другого, и разрушает вселенную, уничтожая даже повелителя смерти, Ямараджу» (ШБ 3.29.45)
Продолжительность существования материальной вселенной ограничена. Она существует в течение одной жизни Брахмы и измеряется в повторяющихся циклах калп. Калпа - это день Брахмы, а один день Брахмы состоит из тысячи периодов в четыре йуги: Сатйа, Трета, Двапара и Кали. Они длятся соответственно 1.728.000, 1.296.000, 864.000 и 432.000 лет. Данный цикл из четырёх йуг называется дивйа-йугой, длительность которого составляет 4.320.000 лет. Тысяча дивйа-йуг составляет один день Брахмы. Столько же длится его ночь. В месяце Брахмы тридцать таких дней. Его год (также как и наш) состоит из двенадцати месяцев. Брахма живёт сто таких лет и затем умирает. Эти сто “лет” по земному исчислению соответствуют 311 триллионам 40 миллиардам лет. На санскрите этот период времени называется викалпой.
Встречающиеся аналогии
Сатйа йуга
Золотой век
весна
Трета йуга
Серебреный век
лето
Двапара йуга
Бронзовый век
осень
Кали йуга
Железный век
зима
 
Временные циклы
· Дивйа-йуга (цикл четырёх йуг) 4 320 000
· Калпа (день Брахмы, цикл из тысячи Дивйа-йуг)
4 320 000 000
· Викалпа (жизнь Брахмы) 311 040 000 000 000
 
 
 
 
 
Описания Сатйа йуги
Описания отличительных черт каждой эпохи содержатся во многих Пуранах. В Шримад-Бхагаватам (12.3.18 и далее) говорится, что Сатйа-йуга – это эпоха добродетели, мудрости и религии. В ней нет ни порока, ни невежества. Людям Сатйа-йуги свойственны правдивость, милосердие, аскетизм и чистота. Эти качества – «четыре ноги» религии, общепризнанные черты благочестивой жизни, присутствующие в любом истинном духовном методе. Люди в Сатйа-йугу удовлетворены, дружелюбны, спокойны, сдержаны и терпимы. Они черпают радость внутри своей истинной сущности, а не во внешней деятельности, направленной на услаждение чувств. Они знают свою духовную сущность и жувут в гармонии с Богом, природой и друг с другом. Они видят все вокруг равным и всегда стремятся к духовному совершенству. Находясь под влиянием благости, люди Сатйа-йуги живут до 100 тысяч лет.
 
Подробно о Сатйа-йуге, или Крита-йуге, говорится в Наррада-Пуране (1.41.7 – 11). В Крита-югу не было разделения на различные виды божественных и демонических существ, таких как дэвы, данавы, гандхарвы, якши, ракшасы или наги (змеи). Все обладали достоинствами дэвов (полубогов). Все были прекрасны и добродетельны. Купли и продажи не существовало. Веды представляли собой единое целое. Люди с удоволльствием выполняли свои обязанности, свойственные их образу жизни. Было лишь одно Божество – Господь Нарайана, и все были Его преданными, погруженными в аскезу и медитацию, самообузданными, полными добродетели, свободными от вожделения и других пороков. Их ум был занят поиском смысла дхармы (духовного долга), и не было в них ни зависти, ни ревности, ни гордыни, ни лицемерия. Все были правдивы и весьма сведущи в науке Вед. Жизнь каждого человека сопровождалась священными обрядами, соответствовавшими его общественному положению.
В Сатйа-йугу, продолжает Курма-пурана (1.29.14-17), даже появление человека на свет происходило в соотвествии с авторитетным духовным методом, так что каждый уже с рождения обладал высокоразвитым сознанием. Средства к существованию добывались без жадности. Граждане всегда были довольны, им были доступны все удовольствия и развлечения. Никаких различий между ними не было, а потому не было и разделения на высших и низших. Все жили одинаково долго и были одинаково прекрасны. Они не знали горя и были весьма привязаны к истине, медитации и аскезе. Ум их всегда был умиротворен.
В Падма Пуране (7.26.2-5) также сказано, что в Сатйа-йугу все были преданными Верховного Господа, т.е. все люди поклонялись Кришне или Его личным экспансиям, неотличным от Него. Люди в Сатйа-йугу никогда не болели и не испытывали горя. Они были правдивы, добры и долговечны. У всех было вдоволь зерна и всего остального. Они не причиняли вреда другим существам и были лишены религиозного лицемерия. Никто не совершал неправедных поступков.
 
Описания Трета йуги
В Шримад-Бхагаватам (12.3.20 и далее) говорится, что в следующую эпоху, Трета-йугу, уровень дхармы (религии) падает на четверть, и на столько же возрастает порок. Падение религии выражается в появлении лжи, жестокости, неудовлетворенности и ссор. По мере того, как люди утрачивают связь со своей духовной сущностью, эти проявления усиливаются. В Трета-йугу люди ревностно совершают различные обряды и суровые аскезы, ради как духовных, так и материальных целей. Их благосостояние зиждется на выполнении наставлений трех Вед. Люди еще не слишком жестоки и не так сильно охвачены вожделением. Однако в эту эпоху общество уже разделяется на социальные классы: брахманов (богословов и священников), кшатриев (правителей и воинов), вайшьев (торговцев, банкиров и фермеров) и шудр (простых рабочих). В Трета-йугу люди живут в среднем 10 тысяч лет.
В Падма Пуране (7.26.6-9) сказано, что с началом Трета-йуги в мире появилось горе, которое поразило некоторую часть людей. Большинство же людей в эту эпоху наделены добротой и занимаются поклонением Вишну. Их ум был невозмутим и они были счастливы, занимаясь духовной жизнью и последовательно проходя все ее стадии. Брахманы учили людей Ведам, были благородны и верны слову. Они совершали аскезы и соблюдали обеты, обуздывали чувства и не любили принимать милостыню или подарки.
Описания Двапара йуги
В Двапара-йугу, как говорится в Шримад-Бхагаватам, религия, добродетель и духовные ценности сокращаются еще на четверть, а порок на столько же возрастает. Люди стремятся к славе, известности и почету. Они богаты, имеют большие семьи, наслаждаются жизньюю и занимаются изучением Вед. Живут они одну тысячу лет. В Библии говорится, что Адам и его сыновья жили по 900 лет. События, описанные в Ветхом завете относятся к эпохе Двапара-йуги, переходящей в Кали-йугу.
В Падма-пуране (7.26.10-13) сказано, что, когда наступила Двапара-йуга, некоторые люди еще были добродетельны, но другие уже погрязли в грехах. Одни были счастливы, а другие очень несчастны. Из-за своей алчности, цари принялись опустошать собственные земли.
В Вайу-Пуране (58.24-25) говорится, что в Двапара-йугу появляется несогласие между людьми, которое приводит к раздорам, жизнь становится напряженной, тело человека истощается. Жадность, войны, болезни, убийство животных, нарушение общественных установлений, страсть и ненависть – все это появляется и развивается в Двапара-йугу.
Описание Кали йуги
 
Шримад-Бхагаватам утверждает, что в Кали-йугу происходит полное падение добродетели, которая к концу Кали-йуги практически исчезает. Непрерывное нарастание безверия сводит все заповеди религии к нулю, открывая путь раздорам, пороку, невежеству и разнообразной внедуховной и псевдодуховной деятельности. Жизнь усложняется, а стремящимся к духовному самоосознанию становится особенно трудно из-за множества ложных путей, не приводящих к истине. В эпоху Кали духовность постепенно становится не более чем туманной и неопределенной формой буддизма, в котором открыто отрицается существование духовной реальности: индивидуальной души и Сверхдуши, т.е. Верховного Господа. Из-за раздоров, трудностей и собственных пороков люди Кали-йуги живут, в лучшем случае, сто лет. По окончании Кали-йуги приходит Господь как Калки, который уничтожает неправедных правителей мира, прокладывая путь новому золотому веку, Сатйа-йуге.
 
В Падма-Пуране (7.26.15-17) говорится, что в Кали-йугу, которая является обителью порока, все заняты греховной деятельностью. Люди отвергают Веды, духовную истину, и занимаются игрой и воровством.
Даже брахманы начинают мошенничать, чтобы выжить. Все привязаны к сексу и помрачающим разум напиткам. Люди похищают чужое имущество. На первый план выдвигаются еретики и атеисты. Говорится также (3.7.13-14), что люди, родившиеся в Кали-югу, гневливы, жадны, бесчестны, ревнивы, горды, злы, лживы, хитры и совершенно лиишены блеска.
Люди, знающие Веды, говорят, что Кали-йуга началась непосредственно перед приходом Господа Кришны 5 тысяч лет назад, но, благодаря присутствию Господа, ее влияние не ощущалось. Однако когда Кришна покинул этот мир, Кали-йугу уже ничего не сдерживало. Это подтверждается в Шримад-Бхагаватам (12.2.29-33) и в Вишну Пуране (4.24), где говорится также, что Кали-йуга продолжается 1200 лет полубогов, или 432 тысяч земных лет. В соотвествии с расчетами Ведической астрономии, Кали-йуга началась 20 февраля 3102 г. до н.э.
Деградация духовности в век Кали
 
В Шримад-Бхагаватам (12.3.24-25) говорится, что ко времени начала Кали-йуги сохранится лишь четверть основ религии. По мере развертывания Кали-йуги религиозные принципы будут продолжать разрушаться, пока не исчезнут совсем. Из этого можно заключить, что Кали-йуга – это эпоха, когда самую заметную роль в обществе начинают играть безбожники.
Далее говорится (12.3.43-44), что разум людей будет развращен атеизмом, и они не будут совершать никакого поклонения Верховному Существу. Великие духовные личности, живущие далеко за пределами человеческого бытия, склоняются перед Верховным Господом, но ничтожные люди этой эпохи не делают этого. Пусть даже человек находится на смертном одре, и, охваченный страхом, бьется в агонии, – если он в этот момент произнесет имя Всевышнего, Шри Кришны, то будет освобожден от кармы и достигнет духовного мира. Но люди эпохи Кали слишком горды, чтобы сделать это.
Одно из проклятий Кали-юги – это большое количество ложных гуру и негодных «духовных учителей». В Шримад-Бхагаватам (12.3.38) мы находим упоминание о том, что лишенные культуры люди будут притворятся духовными людьми, изображая из себя связанных с Богом людей, собирая милостыню и тем зарабатывая на пропитание. Эти самозванцы будут восседать на вьясаасанах и говорить о религии, хотя на самом деле им ничего не известно об истинной духовности и накого духовного руководства они предложить не могут. Зачастую эти самозванцы от религии дают своим слушателям и последователям лишь обилие советов, да надежду на спасение, и этого хватает, чтобы не иссякал поток денег, жертвуемых простодушными людьми.
В Линга Пуране (40.5) говорится, что пороками преисполнятся даже те, кому положено обладать достойными качествами, т.е. учителя, священники и брахманы. Они не будут совершать предписанных религиозных обязанностей и прекратят изучать Веды. Нарада-Пурана (1.41.52) утверждает, что с развитием Кали-йуги священники станут вступать в незаконные половые отношения с любыми женщинами.
В Шримад-Бхагаватам (12.2.4-5) говорится, что о духовном положении человека станут судить по внешним признакам или одежде, которую он носит. .Из-за этого люди будут метаться от одной духовной дисциплины к другой, от одного уровня к другому. Если человек красноречив и умеет жонглировать словами, его будут считать великим ученым, независимо от уровня его духовного осознания и опыта. Одна из больших бед Кали-юги состоит в том, что люди, обладающие скудными знаниями, будут стремиться учить других, как если бы они владели истиной в последней инстанции.
Курма Пурана (1.30.31) также говориит об этом, утверждая, что в Кали-йугу нечестивцы принимают на себя обеты, в которых нет никакого проку, и сознательно вводят в заблуждение остальных, заставляя их следовать ложным доктринам. Нарада Пурана (1.41.54-55, 59-60) тоже упоминают о том, что шудры (лишенные интеллекта люди) перестанут служить достойным брахманам, а станут считать обладателями знания самих себя и примутся совершать священные обряды. Они будут одеваться в одежды цвета охры, волосы их будут спутаны, а тело они будут обмазывать пеплом. Обманом придав себе облик святых, они будут проповедовать свои ложные представления о дхарме (религиозном долге). Множество еретиков, таких как нагие аскеты (их можно видеть в Индии), нищие в красных одеждах и т.д., будут бродить здесь и там, отвергая Веды и проповедуя неавторитетные или ложные, бесплодные доктрины.
Далее в этих текстах из Нарада Пураны говорится, что в Кали-йугу разрушители дхармы зачастую будут превосходными певцами, актерами или музыкантами. Это означает, что увлекать людей на ложные духовные пути будут не только ложные учителя, но и те, кто обладает определенными талантами, и кого почитают за выдающиеся способности, т.е. популярные музыканты, певцы, актеры, политики – словом все, кто имеет вес и влияние в обществе. Такие люди будут разрушать дхарму как своими словами, так и своим дурным поведением и образом жизни. Они будут подавать дурные примеры, которым последуют остальные.
В Шримад-Бхагатам (12.3.32) предсказывается, что истинное знание Вед будет осквернено толкованиями философов и атеистов. Так называемые священники станут преданными своих желудков и гениталий. Так будет постепенно скрыта, а затем и вовсе утерянаа истинная цель ведического духовного знания.
Ведические критерии подлинных учителей и мошенников
Возвышение этих духовных самозванцев – настоящее несчастье Кали-юги, особенно для тех, кто занят серьезным поиском изначальной духовной истины. Как сказано в Шримад Бхагаватам (10.20.8):
В сезон дождей, во мраке вечерних сумерек лишь светлячки сияют ярче, но не звезды, подобно тому, как в Кали-йугу из-за преобладания греховной деятельности безбожные учения затмевают истинное знание Вед.
Пророчества Вед, касающиеся ложных гуру и духовных учителей, содержат указания на то, по каким признакам можно определить недостойного. Воспользовавшись ими, мы сможем различать, кто является истинным духовным авторитетом, а кто – нет.
Если человек религиозен напоказ, если он себялюбив и самодоволен, упивается собственным величием, если он проповедует нечто, что только на первый взгляд кажется возвышенной философией, а на деле не является истиной, то такой человек либо мошенник, либо просто не обладает достаточным опытом и зрелостью в духовной жизни.
Если он притворяется религиозным, а сам подвержен греховным привычкам, если он не изучает изначальные духовные тексты, не исполняет религиозных обязанностей и т.д., тогда он просто лицемер, или того хуже. Так описаны те, кого нам надо избегать.
Из всего вышесказанного можно заключить, сколь важно принять знание из истинного источника и вручить себя достойному духовному руководству. Что касается людей, от которых мы намерены принять духовные наставления, то прежде чем принимать их в таком качестве, нам следует изучить их жизнь, их привычки, традицию, которой они следуют. Распространяют ли они любовь и преданность? Или проповедуют жажду власти и стремление к управлению? Создают свою собственную религию или точно следуют учению предшествующих учителей и достоверным священным текстам?
Согласно ведической системе проверок и оценок, любая традиция, которой следует духовный учитель, должна быть подтверждена тремя источниками: 1) шастрами, достоверными священными текстами, восходящими к Верховной Личности Бога, 2) садху, предшествующими ачарьями, или духовными учителями, а также святыми мудрецами и 3) гуру, современными духовными авторитетами.
Если все эти три источника согласуются в духовной практике вашего учителя, вы можете быть уверены, что принимаете истинный авторитет. Соответственно, вы можете быть уверены, что наставлениям такого учителя надо следовать. Если духовный учитель или ачарья не опирается на эту систему проверок и оценок, тогда надо быть очень осторожным, ибо можно легко пасть жертвой обмана и оказаться на дурном или материалистичном пути, вместо того, чтобы стать частью духовной системы. Любой духовный учитель, поведение или учение которого не подтверждается вышеуказанными 3-мя источниками, либо мошеник, либо несовершенен в своем знании, опыте и уровне духовного осознания. Таких «учителей» следует избегать.
Четрвыртым фактором в этой системе проверок является осознание того, какую сампрадайу, или цепь ученической преемственности, представляет данный учитель. Кто его духовный учитель? А кто духовный учитель его учителя? Ведический принцип велит каждому, даже воплощению Бога, принять духовного учителя – хотя бы для того, чтобы подать правильный пример. От того, какую цепь ученической преемственности и какого учителя в этой цепи вы примите, зависит мировоззрение и, соответственно, образ мысли, которому он будет вас учить.
Веды утверждают, что принадлежность к авторитетной цепи преемственности является первым критерием авторитетности духовного учителя. Шри Кришна говорит в Бхагавад Гите (4.2):
«Эта высшая наука передавалась по цепи ученической преемственности, и так познавали ее праведные цари. Со временем эта цепь была нарушена, и потому сущность знания кажется сейчас утраченой.»
Пять тысяч лет назад Шри Кришна вновь поведал Бхагавад-Гиту, чтобы восстановить это знание. В это же время ее записал Шрила Вьясадева, литературное воплощение Бога. Итак, чтобы считаться авторитетным, духовный учитель непременно должен принадлежать к признанной и авторитетной цепи ученической преемственности, ведущей к истиному источнику знания, который дает каждому ищущему истинный свет знания. Убедившись, что учитель соединен с достойной цепью духовных учителей, а его учение соответствует трем вышеупомянутым источникам, человек может быть уверен в своем духовном прогрессе. Тщательно поверяя всё этими тремя критериями, можно разглядеть истинного учителя и истинный путь.
Методы самоосознания в разные эпохи
В Шримад Бхагаватам (12.3.52) говорится: «Методом самоосознания для Сатйа-йуги является медитация на Вишну, для Трета-юги – совершение огненных жертвоприношений, в Двапара-югу -- поклонение Господу в храме. Того же самого (т.е. самоосознания) в Кали-югу человек может достичь с помощью повторения и пения Харе Кришна мантры».
Мини золотой век внутри века Кали
В Брахма-вайварта Пуране Шри Кришна предсказывает, что по прошествии 5 тысяч лет Кали-юги в мир явится Его мантра-упасака (преданный, поклоняющийся Его святым именам) и распространит пение и повторение имен Кришны по всей планете. Где бы и кто бы ни пришел в соприкосновение с этим методом, сознание такого человека изменится. Влияние этого метода будет таким сильным, что развитие века Кали приостановится. Этот период глобального духовного пробуждения продлится приблизительно до 12 000-го года н.э. Когда же он закончится, продолжает Господь Кришна, век Кали полностью вступит в свои права.
Метод повторения Харе Кришна мантры – это авторитетный Ведический метод, который обладет огромной силой в Кали-югу. Кали-сантарана Упанишад говорит об этом следующее:
«Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Во всей ведической литературе не найти более сильного духовного метода, способного противостоять пагубному влиянию века Кали, чем повторение этих 16-ти имен»