Ортодоксы на марше
Барон Ротшильд: "Я с содроганием думаю о создании еврейской колонии в Палестине... Это будет еврейское государствьице, ортодоксальное и нелиберальное"...
Теодор Герцль:"Мы не допустим, чтобы раввины заправляли в нашем государстве!.."
(Из переписки отцов политического сионизма, 1902 г.)
В Израиле я услышал вот какую притчу. Пока воздвигался Храм, в Святая святых, место, где должны были храниться каменные Скрижали Завета, мог входить всякий - каменщики, плотники, маляры... Но по завершению работ туда только раз в год, на Йом-Кипур, входил первосвященник и молился во спасение Израиля...
Незамысловато? Но какой политический подтекст! В основание еврейского государства положили свои силы, да и жизни, "всякие"; тогда как само оно, оказывается, - "для избранных".
Две тысячи лет евреи не имели своего государства. Единственно объединяющим их в рассеянии были неукоснительно соблюдавшиеся ритуалы и предписания Торы - священного учения.
Любой, самый гонимый еврей принадлежал к "народу Книги", "избранному" среди прочих - и не только в собственных глазах. В конце концов, Ветхий Завет был священной книгой и для христиан; Мария, мать Иисуса, их Бога, признавалась еврейкой, а имя Моше (в арабизированной форме - Муса) более ста раз упоминается в Коране, и Авраам (Ибрагим) чтится как праотец не только евреев, но и арабов.
Всё это чрезвычайно укрепляло самомнение гонимого теми же христианами и мусульманами народа. Религия была его "духовной державой", руководимой жреческой кастой - равинами.
С возрождением собственного "земного" государства, основанного к тому же евреями-атеистами, духовная власть впервые за тысячелетия почувствовала себя не у дел. Тем более, что в эти послевоенные годы ей всё никак не удавалось определить место Господа при Катастрофе "избранного народа", Холокосте.
За что Вседержитель так страшно покарал "свой народ"? За то, что многие отвернулись от религии, стали атеистами?
Но от рук нацистов погибали по преимуществу как раз религиозные евреи Восточной Европы, самим языком своим - идишем - примыкавшие к немецкому миру, тогда как именно американская и частично советская образованная и эмансипированная часть нации сохранилась.
Да и в чём вина младенца на руках матери на краю Бабьего Яра?..
"Ревнители благочестия" всячески настаивают на своей власти над душами.
Случилось, что Давид Бен-Гурион, первый премьер-министр Израиля, усомнился насчет упомянутых в Пятикнижии Моисеевом, открывающем Библию, «шестистах тысячах пеших мужчин» с женами и детьми бежавших из египетского плена. Вероятно, было их все-таки меньше. Такому кагалу бежать было незачем; могли бы грудью встретить врага. Да и не прокормиться бы в сорокалетних странствиях по пустыне... Словом, не 600 тысяч, а, скажем, просто шестьсот. Тысяча же прилепилась где-то по недоразумению...
В кнессете разразился скандал.
Представители религиозных партий угрожали развалом правительства. Припомнили, что не один премьер такой богохульник; все отцы-основатели, порвавшие со своим прошлым выходцы из гетто Российской империи, были атеистами и не шибко чтили Канон.
Сам Элиэзер Бен-Йегуда, возродивший к жизни иврит, древний язык Торы, не был религиозным. И Теодор Герцль, основатель сионизма, и Йосеф Трумпельдор, символ воинской доблести евреев, и пылкий трибун Владимир Жаботинский, и первый президент Израиля Хаим Вейцман, и их ближайшие сподвижники, - все они были нерелигиозными людьми...
Что ж (возразят мне), черновая работа сделана их руками - как плотниками и каменщиками при строительстве Храма, - но уж сам Храм, Мединат Исраэль (Государство Израиль), извините, не для черненьких.
Однажды израильское правительство едва не было свалено ортодоксами из-за того, что военные (!) израильские (!) самолёты приземлились на военном (!) израильском(!) аэродроме через час после наступления субботы, когда даже элементарное чирканье спичкой нарушает священное ничегонеделание, предписанное самим Господом...
Сотни неукоснительных мелочных предписаний, большинство из которых восходит в первобытным табу, противоречат самому статусу демократического государства, обкрадывает его экономику. Хуже того, угрожают его безопасности. Демократическая израильская пресса робко напоминает, что и ортодоксам надо бы не только молиться, но и трудиться, необходимо служить в армии маленькой страны, где даже девушек призывают под ружьё; напоминают, что одними молитвами ни сыт, ни защищён не будешь, что такого рода массовое "монашество" за счёт налогоплательщиков - не лучший пример поколениям, вступающим в жизнь.
Ортодоксальные иудаисты - "не пашущие, не сеющие", но жнущие - отнюдь не нищие дервиши Востока; это, мягко говоря, отнюдь не самая необеспеченная часть общества. Их сразу выделяешь в израильской толпе не только по одежде: они не торопливы (спешить некуда), на лицах печать отчуждения.
О чём думают загорелые до черносты, подтянутые юноши и девушки в армейской форме с винтовкой или автоматом через плечо при виде своих сверстников с тщательно ухоженными пейсами, оттеняющими холёные розовые лица? А ведь служить израильтянину едва ли всю жизнь, до пятидесятипятилетнего возраста ежегодно призываясь на месячную или двухмесячную переподготовку - "милуим". Тогда как уже одно лишь заявление о намерении вступить в религиозную школу позволяет уклониться от призыва.
Это ли не соблазн – за всю жизнь не держать в руке ничего, тяжелее ложки?
Моральный террор ортодоксии фактически изгнал из Израиля десятую часть его населения - наиболее свободолюбивых, жизнеспособных, образованных, талантливых...
И я против юродствующих захребетников, которые стремятся возвратить меня в местечковое гетто. Я - за Израиль, в котором религия напрочь отделена от государства и является лишь частным делом всякого верующего.
Комментарии