Ножницы социальных катастроф

На модерации Отложенный

Как-то один мой знакомый, посмотрев по ящику репортаж с очередного социального бунта в одной из европейских стран, спросил  не без досады в голосе: И чего они шумят, с жиру бесятся что ли?

И хотя вопрос был, в общем-то, риторическим, я все же задумался: а действительно, почему в относительно благополучных странах все же случаются вспышки социального бунтарства? Однажды во время событий в Ливии я уже делился в Гайдпарке  своими соображениями на этот счет в статье «Ливийский синдром или почему случаются революции?" http://gidepark.ru/user/1005712418/content/712534

Однако если переходить от частных случаев к общей закономерности, то стоит все же взглянуть на проблему чуть шире. В конечном счете, после некоторых размышлений я пришел как мне кажется к пониманию сути проблемы. Чем и хочу поделиться в этой статье, раскрывающей причину  социального бунтарства, которую можно условно назвать «ножницы социальных катастроф».

Исходной точкой размышлений может стать схема 1, которая фактически отражает действие давно известного человечеству закона возвышения потребностей. Его суть состоит в том, что потребности человека не только постоянно изменяются по своей структуре, но и в каждый конкретный момент времени уровень потребностей превышает возможность их удовлетворения.

                       

Схема 1.

Как видно на схеме именно закон возвышения потребностей создает «ножницы» между уровнем жизни и уровнем потребностей, которые и отражают уровень недовольства в обществе. Причем со временем это недовольство неизбежно растет, как бы в реальности не рос уровень жизни.

Однако на ускорение роста уровня потребностей влияют как минимум три фактора, которые «раздвигают» эти ножницы еще больше.

Первый фактор – реклама. Тем более что ее предназначение не столько рассказать о свойствах товара, сколько побудить купить его, даже если он вам и не очень-то нужен. Более подробно соображениями о  роли рекламы я уже делился в статье «Пять причин, чтобы запретить рекламу. Вообще» http://gidepark.ru/user/1005712418/content/435408

Второй фактор – стимулирование спроса вообще, без которого невозможно существование современной экономики  и которое далеко не ограничивается рекламой, а включает в себя массу изощренных приемов, в том числе и развитое кредитование, различные скидочные купоны и т.д. 

Третий фактор – банальная зависть, побуждающая нас тянуться к навязываемым нам завышенным стандартам потребления.

Эти три перечисленных фактора задирают еще больше и так растущий сам собой вектор возвышения потребностей и раздвигают наши ножницы, что можно наглядно увидеть на схеме 2.

Конечно же, таких факторов больше, но мы ограничились главными.

 

Схема 2.

При этом стоит учесть, что определяя уровень недовольства, нам стоит учесть еще и два коэффициента: один умножающий эффект раздвижки этих ножниц, другой – снижающий его.

Речь идет о том, что степень недовольства неизбежно мультиплицируется, если в обществе существует значительный разрыв в уровнях дохода элит и основной части населения страны.

Кроме того, так как мы говорим о ножницах социальных катастроф, то мы должны учитывать также, на кого направлено недовольство человека: на власть или на себя самого. Чем больше культивируются патерналистские отношения в обществе, тем больше недовольство направляется  против действующей власти. Чем меньше государство опекает своих граждан, тем больше возникающее вследствие опережения потребностей недовольство человек направляет против самого себя.

То бишь, мы либо обвиняем во всех бедах «партию и правительство» либо же говорим сами себе: если мой сосед купил новую машину, а я до сих пор езжу на старой, то мне нужно больше работать, чтобы и у меня появилась такая. На схеме 3 мы видим работу ножниц с учетом этих коэффициентов.

 

Схема 3

И все же, как правило, сколь бы не были низкой патерналистская направленность государства, каждый склонен обращать недовольство не на себя, а на кого угодно и в первую очередь именно на действующую власть. И если ножницы социальных катастроф работают с роковой неизбежностью, то и столь же роковым образом наше недовольство направляется именно на правительство. Хотя как вы сами понимаете, наши возможности потребления зависят во многом не от власти, а от наших способностей и от того, как эффективно мы трудимся.

Но если эти ножницы работают с роковой неизбежностью, то почему тогда социальные революции не случаются повсеместно, скажем, в современной Европе? – спросите вы.

Объяснение этому, на мой взгляд, тоже  весьма простое. Демократическая система регулярной и относительно частой смены власти, время от времени «обнуляет» уровень недовольства. То бишь, после каждых выборов те, против кого общество было так настроено, уже ушли, а новая власть еще не приняла в полной мере на себя ответственность за неизбежный рост общественного недовольства.

Кроме того, важную роль играет и совокупная социальная, если хотите  мудрость, т.е. способность общества осознавать неизбежность увеличения разрыва между уровнем жизни и уровнем потребностей вне зависимости от эффективности действующей власти. Как правило, эта социальная мудрость работает тем эффективней, чем больше население страны склонно  рассчитывать, прежде всего, на свои силы, а не на социальную благодетельность государства.