Южный Кавказ: возьмет ли Россия «быка за рога»?

На модерации Отложенный

Если рассматривать глобальную концепцию современного мира, то можно прийти к неутешительному выводу. Новых суверенных государств за последние несколько десятилетий наплодилось более чем достаточно, однако эта излишняя плодовитость отнюдь не пошла на пользу укреплению добрососедских и партнерских отношений. Взаимные претензии порой превращаются в неотъемлемый принцип существования новоиспеченных субъектов мирового права друг к другу. Под такое описание подходит ситуация сразу в нескольких Евразийских регионах: на Балканах, на Южном Кавказе, острове Тайвань, на границе, рассекающей Корейский полуостров. И если Балканы и уж тем более Тайвань выглядят достаточно далекими регионами, то вот Южный Кавказ близок России и в прямом и переносном смысле.



Сменяются поколения политиков, принципы межнационального сотрудничества, валюты, экономические приоритеты, идеологическая подоплека, а вот вирус взаимного недоверия и желания «напакостить» оставался и остается нетленным у южных рубежей Российской Федерации. Азербайджан, Грузия и Армения, казалось бы, должны были давно понять, что одно лишь территориальное расположение этих государств уже должно вести к их масштабной интеграции. Но, вот ведь незадача, лидерам закавказских стран постоянно что-то мешает интегрироваться: то проявление религиозной самоидентичности, то индивидуальное отношение к России, то желание или нежелание примкнуть к НАТО, то необходимость разворошить общую историю, вынув исключительно грязное белье и, оставив за скобками, позитив существования в границах единого государства. Помимо описанных «причин» наличия постоянных трений между обозначенными тремя государствами с недавних пор появились и как минимум еще две новые «причины», которые называются Южной Осетией и Абхазией. Эти государства можно называть нежеланными детьми Михаила Саакашвили, родившимися от случайных связей с третьими странами. Мир вживую увидел, в какой результат могут вылиться те самые случайные связи марионеточных политиков.



Сегодня продолжает оставаться неразрешенным азербайджано-армянский конфликт, связанный с Нагорным Карабахом. Непризнанная Нагорно-Карабахская Республика пока еще остается непризнанной, однако тенденция к дроблению вполне может воплотиться и на этом каменистом клочке кавказской Земли. Для ее воплощение многого и не надо. Достаточно, чтобы у любого государственного лидера (Саргсяна или Алиева) появилась такая же авантюристическая идея, какая не без помощи заокеанских партнеров в 2008 году пришла в голову Саакашвили. И если в сегодняшней ситуации лидер Армении не склонен предпринимать шагов, которые способны взорвать Южный Кавказ снова, то вот азербайджанские власти при всем уважении к их личному восприятию ситуации и взвешенному подходу к взаимодействиям с Ереваном вполне могут поддаться «уговорам» Соединенных Штатов.

Ситуация на данный момент выглядит достаточно спокойно в плане реального военного противостояния, возможно, лишь потому, что пособники мировой демократизации Соединенные Штаты сами решили подумать о дальнейших действиях после «победоносного» шествия грузинских войск до первого появления перед ними российской бронетехники и русских «Сушек» в небе Южной Осетии.



По всей видимости, звездно-полосатые после «подвига» грузинских солдат уже, мягко говоря, не совсем доверяют, южнокавказским вооруженным силам. Это подтверждается еще и тем, что со все меньшей охотой идут разговоры о принятии Тбилиси под теплое крыло Альянса. Безусловно, каждому уважающему себя представителю американской власти, хочется под боком у России устроить очередной переполох, но первый блин в этом вопросе оказался таким комом, что желание несколько поистерлось.

При этом и сама ситуация на Южном Кавказе, похоже, отошла для Вашингтона на второй или даже на третий план. Ведь нужно решать более очевидные проблемы: попытаться «с достоинством» унести ноги из Афганистана, в условиях давления России и Китая решить «Сирийскую проблему», окончательно понять, что делать с Ираном, да еще при этом выстроить свою ПРО в Европе. И все эти действия на фоне заявлений Барака Обамы о сокращении военного бюджета во спасение американской экономики и снижение госдолга. Тут уже далеко не каждый конгрессмен или представитель американской администрации вспомнит, где находится какой-то Азербайджан и уж тем более Нагорный Карабах.

Остается «пока покачивать» Южный Кавказ экономически, пытаясь расшатать Россию. Для этого используется старый трюк со строительством «Набукко», который якобы должен снизить зависимость Европы от поставок «враждебного» российского газа. Но даже экономическое «покачивание» тоже как-то не ладится. Дошло даже до того, что Грузия решилась «впустить» Россию в ВТО. При этом такое решение, очевидно, было принято далеко не в Тбилиси. Лишь потом оно преподнесено закусившему губы Саакашвили как данность. По всей видимости, амбиции взрощенного Соединенными Штатами лидера грузинской нации, оказались в данной ситуации далекими от финансовых интересов тех, кто занимался идеологическим «воспитанием» этого человека. Вот уж действительно, извините за выражение, «бабло побеждает зло».

Поэтому кавказские проблемы сегодня без поддержки главного сеятеля этих проблем выглядят достаточно буднично и привычно. Французы, которые тоже не прочь откусить от кавказского пирога, пока тоже заняты собой. Саркози вполне может расстаться со своим президентским креслом уже в ближайшее время, поэтому тут уже не до «Набукко» и не до Южной Осетии с Карабахом. Тут главное – соломку подстелить для более мягкого приземления на «нулевой уровень».

Может быть, в такой ситуации пора включаться Москве, чтобы раз и навсегда доказать, что Южный Кавказ может и должен быть исключительно с Россией. Сегодня одна из редких возможностей обойтись без бряцаний оружием. Нужно пользоваться моментом, пока о Кавказе снова не вспомнили другие.