Команда Путина должна уйти

На модерации Отложенный

Татьяна Чеснокова

 Окончание новогодних каникул обещает активизацию политического процесса, и напрасно власти надеются на обратное. На фоне какого дискурса начнется новая фаза общественной активности?

 

В наш политический обиход уже вошло словосочетание "переговоры с властью". Подразумевается, что этот эфемерный процесс должен обрести реальные контуры. Пока эти контуры совершенно непонятны. Фигуры переговорщиков, возникшие из общественного тумана, вызывают немало скепсиса. Со стороны власти на посыл общества быстро отреагировал Дмитрий Медведев, пообещавший губернаторские выборы и регистрацию партий в менее жестком режиме. Это, по сути, уже и есть часть переговорного процесса: "вы на митинг" — "мы обещаем послабления". Разница в том, что люди на митинг выходят и требуют реальных изменений, а Дмитрий Анатольевич лишь рассуждает: о чем он только не говорил за минувшие четыре года, а результат — нулевой. Так что этот шаг в переговорном процессе можно просто пропустить. Демагогия, забалтывание.

 

Выдвинули власти и другого политического "реагента" — Алексея Кудрина, окруженного столь любимым в народе ореолом опалы. То его заместителя посадили по какому-то мутному поводу, а он за него боролся и вытащил-таки человека из застенков и взял обратно. То его самого Дмитрий Анатольевич во гневе изгнал из правительственных рядов… Тем не менее, Кудрин остался "в команде", маркирован как "друг Путина" и активно продвигается всеми СМИ как переговорщик от власти, наделенный какими-то неведомыми функциями. Эта фигура уже ближе к реальному процессу, потому что наверху реальной властной вертикали стоит один вполне конкретный человек — Владимир Путин.

 

И здесь главное — понимает ли Путин, что в стране действительно происходит нечто новое, и надо менять конфигурацию власти, механизм принятия решений, взаимодействия с активной частью народа? Судя по всему, Владимир Владимирович этого не понимает. Он убежден, что все остается как было, просто какая-то кучка зажравшихся москвичей мутит воду при активном содействии госдепа и олигархии – местной и зарубежной. А раз так, то никакого реального переговорного процесса не будет. Путин просто не видит предмета для обсуждения. Ну да, кто-то что-то там нарушил в процедуре выборов — какая, собственно, разница, если и так все партии у нас абсолютно игрушечные и пристегнуты к Кремлю? Просто людям хочется пошуметь, погудеть, поураганить, размять политические кости, придать себе больше значимости в разных глазах. Ну, пусть погудят.

 

То есть Владимира Путина в качестве силы, участвующей в переговорах, просто нет, его надо отминусовать, вынести за скобки. Он слишком забронзовел, да к тому же окружен бетонной стеной, которая не пропускает реальные импульсы общества. И большой вопрос, возможно ли его вообще вывести из этого состояния, или можно только демонтировать.

 

Но если Путин в диалоге не участвует, то может стоит поискать среди тех, кто подпирает властную вертикаль и пока не такой металло-каменный?

 

По-видимому, это могут быть те люди и силы, которые еще не проявились четко в общественном поле, но на которых опирается существующий режим — то есть среди олигархов, тесно переплетенных с высшим чиновничеством финансовыми, а зачастую и родственными связями. Среди чиновников и олигархов есть просто воры, которые тупо пилят деньги предприятий, акционеров, государства. Но есть и люди, которые пилят не тупо и в перспективе возможно были бы рады вообще не пилить, а нормально работать (что пока невозможно в рамках существующей системы). В конце концов, постоянно жить вне закона не приносит радости никому, и реальный крупный бизнес тоже был бы не прочь освободиться от удушающей пуповины давшего ему жизнь мафиозного государства. Бизнесмены тоже люди, им тоже хочется, чтобы их уважали, и, главное, хочется самим себя уважать. А это очень мощный стимул! Деньги у них уже есть, теперь им хотелось бы цивилизовать отечество и ограничить возможность государства произвольно эти деньги отбирать, шпыняя их, как барскую обслугу. Именно это делает олигархов союзниками граждан, стремящихся построить в России Общество.

 

И здесь лежит рубикон между теми, кто способен и готов заниматься реальным конкурентным бизнесом, пусть и получив нечестным путем стартовый капитал, и теми, кто способен только воровать и пилить бюджет — героями расследований Алексея Навального. С последними переговоры невозможны, потому что коррумпированное государство — источник их жизни. С первыми очень даже возможны, потому что они уже живут не за счет воровства из бюджета и мечтают вычеркнуть плохое вчера из своего сознания. А власть не дает этого сделать, продолжает дергать за ниточки и напоминать: ребята, вы – наши, вы нам всем обязаны, так что, будьте добры.

 

Именно эти тяготящиеся зависимостью "задерганные олигархи" будут активно искать контакты с нарождающимся гражданским движением, потому что они хотят сохранить свой бизнес и свое положение в обществе. Они, безусловно, не ангелы. Но ангелов в России и окрестностях вообще не наблюдается. В свете этого политическая активность Михаила Прохорова, Бориса Титова и иже с ними весьма показательна. Возможно, кстати, что и активность Алексея Кудрина надо рассматривать по этой линии, а не только по линии уполномоченного Путина. Чем больше будет гражданских выступлений против существующей системы власти, тем больше будет крупного бизнеса, отстаивающего свою общественно-политическую позицию.

 

Теперь перейдем к вопросу о предмете переговорного процесса. Этим предметом вне всякого сомнения должно быть переустройство системы власти, системы взаимоотношений народа и власти. Власть должна утратить свой кастово-групповой характер. Каким образом можно изменить систему?

 

Одна из главных претензий к Алексею Навальному (несомненному лидеру оппозиции, правда, основательно напугавшему общественность своим оголтелым выступлением на митинге 24 декабря) — отсутствие конкретной программы преобразований. Нам, однако, кажется, что программа эта очевидно вытекает из всей его деятельности и всех его текстов. "… ключевой вопрос здесь — это политическая верхушка. Первые двадцать человек. Если они живут по закону, они могут заставить и всех остальных так жить. А если основа их деятельности — это коррупция, то, конечно, остальных никакими методами не заставишь быть честными..."

 

Убрать коррупцию из основания страны возможно только сменив людей, которые сделали коррупцию своим образом жизни и давно уже выстроили психологическую защиту своего поведения. Жуликом и вором никто из них себя, разумеется, не считает. Возможно, как полагает Навальный, они формируют cach-кулак, который будут готовы использовать при слишком сильном "раскачивании лодки".

Возможно, они используют "левые" деньги и в том числе и для того, чтобы финансировать какие-то проекты, которые кажутся им нужными, но которые не легитимизированы и не могут быть легитимизированы. Вне всякого сомнения эти люди давно убеждены, что государство, страна — это и есть они, а народ, толпящийся внизу вертикали — это толпа неудачников, не обладающих достаточной жизненной силой, чтобы пробиться наверх. Социал-дарвинизм. Время от времени вниз надо бросать связки бананов. Если, не меняя систему управления, просто очистить ее от коррупции, то образуется много-много денег, которые можно пустить на образование и здравоохранение, эффект уже будет колоссальный.

 

Откуда взять новых людей? Нужен новый призыв во власть — молодых профессионалов из разных регионов, если угодно, "призыв Навального", которые должны сменить людей Путина. Было бы правильно начать формировать такую команду заранее, пусть пока виртуально. И главная задача этой команды будет совершенно понятной — истребить коррупцию в госаппарате. Эта задача должна быть поставлена четко, жестко и безо всяких сантиментов. Разумеется, необходимо сразу же обеспечить полную прозрачность действий госаппарата, поскольку, вне всякого сомнения, в этот призыв также проникнут люди, одержимые воровством. Система должна не только кадрово обновляться, но и обретать прозрачность. И для этого, безусловно, надо широко использовать Интернет. Да, это приведет к разрушению бесчисленных коррупционных связей чиновничества с родственным бизнесом, к истерическим крикам этого бизнеса – ну так мы ведь этого и хотим! Мы должны быть к этому готовы.

 

Именно смена команды высших государственных лиц должна быть предметом переговоров. Алгоритм, сроки, методы, судьба тех, кто уйдет, возможность для кого-то остаться....

 

"Ну это нереально!" — воскликнут скептики. Однако они ошибаются. Само начало широкого обсуждения этой темы изменит обстановку в обществе, сама подобная повестка дня сократит масштабы воровства. Здесь же, кстати, открывается широкая возможность для проявления общественных и политических сил. Отличный шанс есть у наших новых депутатов шестого созыва Государственной думы. Нет возможности говорить о необходимости перемен и диалога с оппозицией с трибуны Думы? Не дает слова Нарышкин? Устраивайте пресс-конференции, пишите в Интернете, бойкотируйте заседания Госдумы, в конце концов. Если вы действительно политики. Оксана Дмитриева не побоялась встать в одиночный пикет против нарушений на выборах у здания Законодательного собрания Санкт-Петербурга, а если бы в пикет встали сто депутатов Госдумы?

 

Мирные и эффективные изменения невозможны без создания общественно-политической институции, общественного центра, который возьмет на себя функции центра переговорного процесса и центра модернизации системы управления. Лично я поручила бы формирование такого центра Алексею Навальному, хотя он и изрядно огорчил меня своей речью 24 декабря. Ну, что поделать… Готова считать, что это следствием слишком плотного знакомства с воровской деятельностью нашей власти. Мне кажется, для создания такого центра общественной модернизации в качестве площадки надо также взять Интернет. Да, это своего рода ценз. Ведь не все в стране имеют доступ в Сеть. Но этот ценз в данном случае полезен. Создать центр общественной модернизации могут только люди, имеющие широкий доступ к информации и сетевые связи, а не обитатели глухих деревень.

 

Представляется, что такой мозговой центр общественной модернизации должен рассматривать все предложения об участии, в том числе и со стороны членов действующей власти. Нам необходимо демонтировать мафиозную структуру, созданную властями, разрушив порочные связи власти и бизнеса. Но люди, входящие в эту структуру, не должны получать черной метки. Никаких "Путин, лыжи, Магадан" — любимой кричалки молодых несистемщиков у Гостиного двора в Петербурге. Давайте ограничимся "Путин — на лыжи". Пусть занимается фрирайдингом на склонах Кавказских гор и обдумывает, как он обменял возможность стать реформатором России на кучу бумажек. Думается, в такой центр должны войти и представители существующих партий, в том числе и "Единой России". Безусловно, не все там жулики и воры, не все пришли лишь за депутатским пайком и возможностями лоббирования. Есть и нормальные люди, и не надо их отталкивать. У нас в стране мало народа, и население сокращается – мы должны дорожить каждым! И каждого постараться сделать лучше, привлечь к полезной работе. Постучится Владимир Владимирович с повинной головой — и ему welcome.

 

Александр Дугин написал отличную статью про покинувшего идеологический фронт Владислава Суркова. По мнению Дугина, вместе с уходом Суркова начнется разрушение всего карточного домика российской официозной политической жизни. Потому что эта жизнь — не отражение реальных интересов разных групп россиян, расклада сил в обществе, а лишь система симулякров, подпитывавшихся виртуозной игрой господина Суркова на амбициях разных групп интеллектуалов и финансами из cash-кулака. Ну что ж, значит сейчас мы увидим, кто есть кто. Кукловод ушел на работу с космосом, ниточки обрезали, некоторые из кукл, видимо, падут, а кто-то, напротив, обретет совершенно иную манеру движений.

 

По большому счету, описывая выжженное господином Сурковым поле реальной политики, Дугин раскрывает не столько фигуру Суркова (все же обслуживающего персонала), сколько фигуру демиурга всей этой системы, давшего добро на сотворение именно такого мира. В образе мира Владимира Путина человек как таковой, гражданин страны, видимо, никогда не занимал сколько-нибудь заметного места. Путин мыслит иными образами — государство, раздел сфер влияния в мире, борьба за ресурсы, вертикаль власти, управляемость… В мире этих образов человек — нейтральная микроскопическая частица, которую можно зарядить отрицательно или положительно, и, бесконечно суммировав с другими частицами, получить положительную или отрицательную массу. Только с таких позиций можно было дать добро на построение мира симулякров, лишающего общественную жизнь всякого реального содержания.

 

Как показывает целый ряд опросов, проведенных "Росбалтом", россиян больше всего беспокоит и не устраивает психологическое состояние общества. Система симулякров отражается в сознании людей как серое пустое пространство, в котором нет ценностей и смыслов. Попытка заменить идеалы деньгами провалилась, деньги не в состоянии придать жизни осмысленность. А новых идеалов власть транслировать не может, потому что не имеет их сама. Людям нужна осмысленная жизнь, люди хотят видеть, что во главе страны — честные руководители, развивающие человеческий потенциал страны, делающие всех нас лучше, а не хуже. Команда Владимира Путина проверку властью не прошла и должна уйти.


Подробнее: http://www.rosbalt.ru/blogs/2012/01/11/931967.html