Атомная бомба и библия. Системные аналогии.

 

На самом деле, речь пойдёт не о ядерной физике и даже не о ядерном оружии. Упомянутая атомная бомба будет использована в мирных научных целях – просто, как эталон убойной силы оружия массового поражения. Этим эталоном мы воспользуемся для измерения гораздо более опасного и смертоносного инструмента – мировых религий, вплетённых в систему социальных мотиваций.

«Но, – заявит кто-то из современных европейских христиан – ведь на религии основаны представления о добре и зле, мораль и нравственность, десять заповедей…» и т.д. К сожалению, он будет абсолютно прав. Потому, что представления о добре и зле, мораль и нравственность для большей части жителей нашей планеты основаны на религии. А религии, в которых присутствуют эти самые десять заповедей (т.е. христианство, ислам и иудаизм), наиболее распространены – каждый второй житель планеты считает священной книгой или библию или коран.

Все эти три религии называются авраамитскими – поскольку в основе их системы ценностей лежит миф о жертвоприношении Авраама из книги Беришит (Бытие). Напомним фабулу. Авраам получает от бога приказ принести в жертву своего единственного сына – и, ни минуты не задумываясь, начинает подготовку к этому акту. Вот подросток уже лежит на жертвенном камне, в руке его отца – нож… Но происходит чудо, бог прекращает процедуру.

Готовность Авраама без колебаний принести в жертву своему богу самое дорогое – единственного сына – подтверждена. Бог доволен и обещает роду Авраама многочисленность и военные победы. Так мифологически устанавливается жёсткий приоритет: обязанности перед богом неизмеримо выше каких бы то ни было обязанностей перед любым человеком, будь то хоть отец или мать, хоть муж или жена, хоть ребёнок.

Поэтому и 10 заповедей сконструированы так: первые 5 заповедей – обязанности перед богом и только последние 5 устанавливают некоторые нормы межчеловеческих отношений.

Это – очень важная особенность авраамитских религий и связанной с ними авраамитской религиозной морали. Любой, даже самый чудовищный поступок, с лёгкостью может превратиться в одобряемое общеобязательное действие. Для этого необходима сущая мелочь – приказ бога.

«Ничего себе мелочь, – возмутится кто-то из современных европейских христиан – ведь непосредственное изъявление воли бога человеку – редчайшее чудо, откровение, происходящее, быть может, раз в тысячелетие…» И он снова будет абсолютно прав.

Даже если предположить, что какой-то бог существует, и что он может обращаться со словами повеления непосредственно к человеку, ни в одной религии такое событие не признаётся достаточно частым, чтобы учитывать его в повседневной практике. Именно поэтому любое религиозное объединение авраамитского типа на определённом этапе роста и концентрации создаёт специальный институт жрецов – священнослужителей. Функцией этого института как раз и является отдача приказов от имени бога (коль скоро сам бог делает это слишком редко и нерегулярно).

– Правоверные! – говорит главный жрец, – бог хочет чтобы вы…. И далее следует повеление, которое для членов соответствующего религиозного объединения имеет силу высшего закона. Если бог хочет, чтобы они отдали всё своё имущество – они отдадут, пусть только скажет, кому. Если бог хочет, чтобы они умерли – они умрут, пусть только скажет, когда. Если бог хочет, чтобы они убили – они убьют, пусть только скажет, кого.

Некую предельную численность членов объединения (с учётом плотности населения и ещё некоторых социальных факторов), после которой подобное становится возможным, я назову критической массой – по аналогии с таковой у делящихся материалов (урана-235, плутония-239 и т.п.). Если критическая масса достигнута – взрыв возможен в любой момент...