Издательство «ЭКСМО» не хочет платить автору
На модерации
Отложенный
Как я уже писал, с 2009 года издательство "Эксмо" выпускает книги некоего А.Колесникова с заимствованным у меня названием "Фарс-мажор". Разумеется, обнаружив этот некрасивый факт, я обратился в издательство с претензией. Мало ли, может просто недоглядели, не умеют пользоваться поисковиками, читают по складам и все такое, сейчас все бывает.
И действительно, поначалу "Эксмо" пообещало разрулить эту ситуацию, но потом одумалось и заявило, что никакой кражи интеллектуальной собственности не было, просто идеи у нас витают в воздухе и иногда залетают в чужие окна. Климат такой.
Это подтвердило худшие подозрения: кража моего названия - это вовсе не минутное заблуждение, это такой modus operandi, образ действия этой организации. Жажда наживы важнее чистоплотности, доброго имени и других устар. понятий, как написали бы раньше - звериный оскал капитализма. Оставалось только подать в суд, что я и сделал, хотя ни малейших иллюзий насчет нашей судебной системы у меня нет. Но не молчать же?! И вообще, страна должна знать своих героев, а уж антигероев - в особенности.
Впрочем, как я и предполагал, претензии к "Эксмо" обнаружились и у других пишущих граждан, о чем они мне с удовольствием и написали. И вот одна из этих историй - об иске к "Эксмо" на пять с лишним миллиардов рублей.
Началась она с того, что в 2007 году жительница города Тирасполя Лидия Слетова, будучи в Москве, договорилась с издательством "Эксмо" о выпуске серии книг по компьютерной грамотности. Точнее, сначала речь шла об одной- двух книгах, но "Эксмо" убедило автора, что в издательском деле важна серийность, потому сошлись на четырех. В результате, как потом будет написано в исковом заявлении, "в период с января 2007 года по май 2007 года творческим трудом Слетовой Л.А. (далее – Истец) были созданы для обнародования следующие обучающие курсы(книги): "WORD 2007, Мультимедиа курс"; "EXCEL 2007, Мультимедиа курс"; "WORD 2007, Обучающий курс"; "EXCEL 2007, Обучающий курс". Конец цитаты.
Книги были написаны и отправлены в издательство по электронной почте, а затем начались странности. Почему-то "Эксмо" стало убеждать автора из Молдавии, что может заключать договоры только с гражданами России (?). Понятно, что это вранье, никаких ограничений в законодательстве тут не существует, иначе как бы у нас печатали мировую литературу. Тем не менее, аргумент сработал и договор с автором заключен не был. Правда, потом в суде выплыли какие-то загадочные договоры между неким подставным лицом и издательством, но не с "Эксмо", которое располагается в Москве на ул.
Клары Цеткин, а с неким EXMOLICENCELIMITED, зарегистрированным по законодательству Республики Кипр в городе Лимасол. Вот такая пикантная деталь. Ну, понятно, налоги и все такое.
Впрочем, эти странности отечественного бизнеса автора могут и не касаться. Главное, с ним была договоренность, что тираж каждого названия не будет превышать трех тысяч экземпляров. Вот тут-то "Эксмо", по совковой привычке считать остальных глупее себя, и дало маху, как-то упустив из виду, что авторы книг по компьютерной грамотности владеют не только грамотой, но и компьютером. А в интернете, как оказалось, вышеозначенные книги были представлены куда более массовыми тиражами. Установить это труда не составило, поскольку издания одного названия почему-то существенно различались по годам, по форматам, по весовым категориям, по ID кодам, по ISBN и другим параметрам. Опустив детали сообщим, что по подсчетам обманутого автора, "Эксмо" напродавало ее книг на 3 297 186 300 российских рублей, 923 300 000 рублей белорусских, 6 054 000 казахских тенге, 12 000 лат, 41 400 долларов США, 218 160 евро и 312 000 000 шекелей. Неплохой, заметим, бизнес на одном только авторе, которому заплатили сущие копейки.
Но поражает в этой истории даже не это, поражает непоколебимая вера "Эксмо" в собственную безнаказанность. Казалось бы, когда три года назад эта некрасивая история вылезла наружу, издательство должно было сделать все возможное, чтобы договориться и замять скандал. Как бы не так!
Сначала издательство утверждало, что тиражи соответствуют договоренностям, затем попыталось доказать, что книги вообще написаны другим автором и пришлось проводить автороведческую экспертизу. Затем Коптевский суд просто отказал автору, и это решение было отменено Мосгорсудом. Затем аргументы кончились и судья М.Иванов начал просто затягивать дело. Что, замечу, меня совсем не удивляет - мой иск к тому же издательству тот же судья Иванов не принял по формальным причинам и это решение пришлось обжаловать в МГС.
И еще замечу, что про издательские махинации я пишу не в первый раз. Еще в далекие 80-е я опубликовал в Крокодиле цикл фельетонов "Преступление и наказа..." про нехорошие делишки в Госкомиздате Казахстане. Но это все-таки была отдаленная банановая республика и местные жулики там получали гонорары за Толстого и Достоевского, то есть за авторов, которым даже по Женевской конвенции уже ничего не полагалось. И, наконец, когда все это вылезло наружу, было специальное заседание Политбюро и все крепко получили по мозгам.
А тут такая наглость прямо в столице - и ничего! Интересное мы государство построили. Типа, правовое.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Ситуация намного серьезнее, Владимир, и я как автор упомянутых книг, сказала бы, что она намного страшнее.
Экспертиза проводилась с 20 06.2011г. по 05.10.2011 г. Разрыв по времени между датой поступления материалов в Центр Экспертиз и датой оплаты ЭКСМО по счету составил 2,5 месяца. Таким образом, назначив экспертизу, судья Иванов не обеспечил условий для ее проведения, а ответчик сознательно затянул процедуру начала до предела. А почему нет? Ведь судья Иванов не возражал.
О какой объективности суда может идти речь, если на момент экспертизы, у ответчика отсутствовали две моих основные книги из четырех: монографии «WORD 2007» и EXCEL 2007» серии: Обучающий курс - их представила я. Хорошо, что они у меня были.
Экспертиза проводилась экспертом-лингвистом Куликовой М.Г. грамотно с соблюдением всех формальностей, с использованием сравнительно-сопоставительного анализа текстов, выявляющих индивидуальные речевые особенности в совпадающих текстах и анализа авторского стиля обеих сторон. Экспертиза подтвердила мое безусловное авторство по каждой из оспариваемых книг во всех деталях.
Профессионализм эксперта у меня не вызывает вопросов, равно как и ее диплом Педагогической Академии с отличием, а так же свидетельство о повышении квалификации в качестве эксперта по программе «Юридическая лингвистика, судебно-лингвистическая экспертиза». И Сертификат соответствия удостоверяет, что Куликова Мария Геннадиевна является компетентным специалистом и соответствует требованиям системы судебных экспертов по специальности «Исследование письменной речи». Он, кстати, подтвержден печатью Палаты судебных экспертов «Судэкс». Но, вполне вероятно, именно такая квалификация эксперта ЭКСМО и не устроит, и суд противоречить Издательству не будет. У нас ведь нет права автора, а есть право издателя, и чем он богаче, тем убедительнее для суда его позиция.
Вопросы вызывает непрофессионализм судьи Иванова, выраженный в грубом нарушении процедуры, предписанной Гражданско-процессуальным кодексом РФ, а именно, в лишении участвующих сторон конфликта права, заслушать результаты экспертизы на судебном заседании и лично задать вопросы эксперту по существу. Ситуация вскрыла крайнюю заинтересованность судьи в замалчивании результатов экспертизы.
Я уже третий год добиваюсь и не могу добиться у суда удовлетворения ходатайства об обеспечении иска. На последнем заседании судья Иванов, внял настояниям и вынес определение, но половинчатое: только в части запрета на издание и на распространение книг, не упомянув ни словом о запрете на торговлю контрафактом.
Кого пытается я обмануть судья Иванов? Автора? Так он и не такое видывал. А ЭКСМО на запреты судьи Иванова положило большие надежды, и исполнять их не собирается. Ему и так хорошо.