Бертинские анналы

Впервые на бертинские анналы ввел в научный оборот Байер, как доказательство норманнства Руси. Бертинские анналы – летописный свод, охватываючий историю государства франков с 830 до 882 гг. Анналы Сен Бертенского монастыря продолжают известные Анналы королевства франков. Анналы распадаются на три части, каждая из которых составлялась отдельным автором или под руководством того или иного высокопоставленного прелата. Первая часть охватывает 830 – 835 гг. Вторая – 835 – 861гг. Её приписывают испанцу Галиндо (Св. Пруденцию), который был капелланом Карла Лысого. О нем упоминает третья часть Бертинских анналов под 861г. Третья часть, составленная архиепископом Гинкмаром Реймским и касается событий 861 – 882гг.

Под 839 г. мы читаем:

«Также пришли послы греков, отправленные от императора Теофила, а именно Теодосий, епископ Кальцедонской метрополии и спатарий Теофаний, несшие с подобающими дарами к императору письмо; император с почётом принял их в Ингельгейме впятнадцатые календы июня. Кроме того их посольство побуждало императора и подчинённых ему к подтверждению союза и постоянного мира между обеими сторонами, а также и о победах, которых он с высоты престола добился в войне против иноземнымх народов; любезность и ликование в Господе было принесено. Посольство испросило императора и его подданных по-дружески вернуть подателю [письма] блага всех побед.

Он также послал с ними тех самых, кто себя, то есть свой народ называли Рос , которых их король, прозванием Каган, отправил ранее ради того, чтобы они объявили о дружбе к нему, прося посредством упомянутого письма, поскольку они могли [это] получить благосклонностью императора, возможность вернуться, а также помощь через всю его власть. Он не захотел, чтобы они возвращались теми [путями] и попали бы в сильную опасность, потому что пути, по которым они шли к нему в Константинополь, они проделывали среди варваров очень жестоких и страшных народов.

Очень тщательно исследовав причину их прихода, император узнал, что они из народа свеонов , как считается, скорее разведчики, чем просители дружбы того королевства и нашего, он приказал удерживать их у себя до тех пор, пока смог бы это истинно открыть, а именно, честно они пришли от того или нет, и это он не преминул сообщить Теофилу через своих упомянутых послов и письмо, и то, что он охотно принял по сильному его желанию, а также если они будут найдены верными, и для них было бы дано разрешение на возвращение в отечество без опасности; их следовало отпустить с помощью; если в другой раз вместе с нашими послами, направленными к его присутствию, появился бы кто-нибудь из таких [людей] он сам должен был назначить решение».


Из текста следует, что в 839г к византийскому императору Феофилу приходили послы от русского князя-кагана. Они просили Феофила отправить их вместе с послами, которые ехали в Ингельгейм, ко двору Людовика Благочестивого, чтобы вернуться другим путем назад, так как обычный маршрут через степи по Днепру был не безопасен. Людовик заподозрил, что эти люди шведы и приказал их задержать. Дальнейшая судьба русского посольства неизвестна. На этом основании Байер и все его последователи выводят неоспоримое норманнство Руси.
Но во-первых, неизвестен состав посольства, кто был его глава. В посольство могли быть включены наемники-норманны, даже просто в качестве телохранителей. Их могли выдавать произношение и одежда, что возможно и послужило поводом к подозрениям. Русские князья нанимали шведов или норманнов на службу, могли отправлять их в качестве послов, в этом нет ничего удивительного.

Выводить отсюда норманнство всей Руси не было никаких оснований.
Во-вторых, это были только подозрения. Людовик и его двор ничего не слышал раньше о Руси. Даже о шведах были смутные представления, так как на Францию нападали в основном датчане и норвежцы. Нам не известно, что было дальше, установил ли Людовик кого конкретно представляли послы, все ли они были шведами и были ли одной крови с теми, кого представляли.
В-третьих, король народа Рос назван Каган(Chacanus). Это название использовали киевские князья, точно также как хазарские и аварские. И даже после крещения Руси этот титул еще использовался, как отголосок былого времени.
Похвальное слово митрополита Иллариона В.К. Владимиру:
«О законе Моисеевом…и похвала кагану нашему Владимиру, от него же крещении быхом», «Сей славный от славных рождься, благородный от благородных, каган наш Владимир».
Слово о полку Игореве:

«Рек Боян, и ходы на Святъславля песнотворца старого времени Ярославля Ольгова коганя хоти».
Это наименование было хорошо известно и византийским императорам. В 871г император Василий называет Аскольда каганом(хаганом) северных скифов. Это подтверждается и арабскими текстами. Ибн Даст: «Русь имеет царя, который зовется хакан-русь». Но наименование хаканом совершенно не использовалось норманнами и шведами для именования своих вождей. В послании франкского императора Людовика II византийскому императору Василию I в 871г прямо сказано, что предводители норманнов хаганами (chaganus) не называются. По крайней мере, в Европе такого никто не слышал. Поэтому норманнисты стали выдумывать мифического несуществующего шведского конунга Гакона и говорить, что это не титул, а личное имя князя. Опровержение этой очередной «утки» норманнизма дал Гедеонов и останавливаться на ней специально не имеет смысла.
В четвертых, название народа Рос передается на латынь(Rhos) с греческого несклоняемого(Ros), которое передает славянское слово Русь, в скандинавских языках народное имя не может принять форму одинаковую для единственного и множественного числа. Это еще одно косвенное подтверждение того, что греки и за ними франки слышали от послов название народа на славянском, а не на шведском языке.
Кроме того, из бертинских анналов следует, что и в Европе и у нас шведы назывались приблизительно одинаково, свеи или свеоны. И у франков их так называли, и наши летописцы передавали так их название. Шведы называли себя везде одинаково, что и зафиксировали западные и наши источники. Получается, что когда они прибыли к византийскому императору, то они неожиданно назвали себя неслыханным нигде именем Рос или Русь, причем звучащим по-славянски.
Бертинские анналы прежде всего ценнейшие свидетельства того, что еще до официального призвания Рюрика в 862г. в южной Руси уже существовало государство, управляемый князем(хаканом), который назывался князем народа Рос. Что это государство сложилось без всякой помощи «великих просветителей» шведов и норманнов, которые в это время были самой забитой и отсталой частью Европы, занимающейся грабежом и разбоем. Что этот князь вел переговоры с византийским императором, и вполне возможно, что привлекал на службу шведов. Его послы в отличие от забитой Европы прекрасно знали географию Европы и знали, что из Константинополя они могут вернуться в Киев спокойно и другим путем через Ингельгейм.