Полюби нас, убогих, паче золота церковного, святой отче!

На модерации Отложенный

 

Вот - слова человека озадаченного, растерянного: "Духовное возрождение в нашей стране парадоксальным образом совершается в условиях нарастающей деградации некоторых слоев общества". Кто это сказал?

Владыка Кирилл.

Не станем спрашивать Патриарха, в чем он находит нынешнее духовное возрождение, мы понимаем, что он видит его в новеньком золоте церковных куполов. Из окошек патриарших палат эти выдны получше, чем потухшие глаза разуверившихся во всем людей. Обратимся к тому, в чем уверен Патриарх, но не уверены мы, а именно, к мысли о том, что источником заразы выступает гиблый "слой общества", сидящий у экранов компьютеров и телевизоров, что значит все население за вычетом кочующих пастухов и монахов. Как же надоели эти несправедливые упреки культурной, политической, а теперь еще и церковной элиты по отношению к тем, кто не преуспел в двурылой "духовной" ценности - мамоне и власти! Либералы, те считают свой народ растерявшимся быдлом; розовая политическая оппозиция - поглупевшей человеческой массой; чиновничье сословие - дойной скотиной; и вот теперь - Церковь, с ее невеселыми упреками в деградации.

Не оригинально, святой отче!

 

Наша духовная Власть, судя по всему, искренне считает, что в нравственной деградации общества виноваты современные информационные технологии, загоняющие человека в виртуальный мир, свободный от всяких нравственных ограничений и правил. Но ведь это только половина правды, а вся правда - нечто совершенно обратное! И то, не уходим ли мы в виртуальный мир грез из-за всеобщей - отнюдь не сословной! - духовной деградации, инспирируемой вполне реальными приоритетами дохлой культуры и мерзкой политики? Разве не от них мы сбегаем, замыкаясь в виртуальном мире чести, правды, доблести и справедливости? Разве не гневное отрицание соглашательства Церкви с властями, не фатальное разочарование во всем святом загоняет любого из нас под лавку нынешней практики жизни? Вот ее бы, практику, и следовало бы оценить в первую очередь, точнее, измерить ее духовную "температуру", честь и совесть адептов. Напоминаем Патриарху, что к последним он имеет не абы какое отношение, хотя и прикрытое шторкой социально-политической индифферентности.  


В какой-то мере Церковь можно понять, она не желает вредить самой себе, противопоставляя свою мощь власти людей, замалывающих грехи восстановлением храмов.

Но куда идет дело? Легко вообразить перспективу такого взаимодействия, очень похожего на сговор высокого духа с дьявольской профанной рутиной: сотни и тысячи новеньких, блестящих куполами церквей и в них - могильная тишина, потухшие лампадки, паутина на образах, непротоптанные дорожки к церковным воротам. Никто не рушит звонницы, не сжигает иконы, как это бывало прежде, церковь просто обходят. Отчего обходят? Потому что стыдятся, не верят в доблесть и честность служителей. Люди сохраняют веру... минуя родную Церковь. Чтобы прикоснуться к сакральному смыслу и чувству, они   ждут его как явления Христа к народу. Люди тянутся к олицетворению святого Духа в чем-то верном, незыблемом - в прямом лицезрении пояса Богородицы, в демонстрации святых мощей или в любом другом прислонении к материализованной святости.

Такое уже происходит. Миллионы причастившихся к поясу Богородицы... и сотни, десятки на ежедневных церковных службах. Это не триумф Православия, это немой укор его нынешней "теории и практике". Можно ли представить духовным аргументом возрождения (хотя бы и парадоксального) это бегство от родной Церкви к верным святыням? Ну, разумеется, если очень хочется! На самом деле, это вопль израненного духа, ищущего исцеления, не более того.

(К слову, выезжать на демонстрации святых мощей - это дело, спору нет, духовно "прибыльное". Беда лишь в том, что такие демонстрации рискуют стать единственно возможными спекуляциями, сохраняющими доверие к Церкви и саму Церковь).


 _                                      _--------

Для чего все это здесь говорится?

Вот же, я морально деградировавший рунет-жучок-паучок, обращаюсь к Тебе, Патриарху родного мне Православия. Святой отче, не возлюби свое отражение на золотых куполах, полюби нашего Бога не только в Небе, но и на Земле, в нашем с Тобой человеческом всеединстве! Словом, полюби еще и меня, хромого да безуспешного, церкви мало полезного, изуродованного родным Отечеством, а значит и Тобой, твоей несбывшейся властью над моей совестью.