О том сколько стоит жизнь солдата в мирное время?

На модерации Отложенный

 

Александр Степкин из Кабардино-Балкарии служил рядовым в Ставрополе. Внезапно его послали в Чечню. Оттуда он писал маме, что у него «все в порядке»...

Потом письма стали приходить реже, и родители начали волноваться. Однажды к родителям Саши пришел его сослуживец, который сообщил, что Саша тяжело болен и лежит в госпитале. Вскоре родителям позвонила медсестра из госпиталя, где лежал Саша. Они выехали.

Когда родители увидели сына, они не узнали Сашу. Пальцы его были скрючены, на голове огромная гематома. Он успел рассказать, что сильно простудился, стоя на посту. В медсанчасти тогда не придали значения его жалобам, и опять послали нести службу. На посту Саша заснул, и старший по званию треснул его по голове, «чтобы разбудить». Когда парня положили в госпиталь, завотделением заявил, что Сашу необходимо комиссовать, так как у него ревматизм сердца – следствие переохлаждения и истощения.

Сашу перевели в госпиталь в Ростов. Врачи сообщили, что ему требуется дорогостоящая операция по замене клапанов сердца. Каждый стоит $ 1000. Родители кинулись домой – собирать деньги у родни. Срочно везти Сашу в Москву на операцию должен был самолет санавиации, взятый на ремонт. Когда через 2 недели вызвали хирурга-кардиолога из Москвы, уже было поздно…

Саша переохладился по вине военного начальства, которое не проявило ни малейшей заботы о своем подчиненном. Оказался не долеченным по вине медсанчасти. Не был во время доставлен в Москву на операцию по вине все тех же вооруженных сил. Но, не смотря на все это, – командир его части констатировал смерть в «период прохождения воинской службы», что не давало ни малейшего права родителям погибшего получить законное пособие по утере кормильца.

Более того – мать погибшего не получила даже извещения о смерти своего сына.

●  ●  ● 

Хотя в военном госпитале в Ростове написали: заболевание получено при исполнении военной службы – это не повлияло на окончательную формулировку. Дело в том, что формулировка «заболевание получено в период прохождения воинской службы» дает только возможность получения госстраховки, которая составляет 25 минимальных окладов, то есть от 18 до 25 000 рублей. Другая формулировка – «заболевание получено при исполнении военной службы» дает право получения единовременного пособия в размере около $ 2 000. Но государство не хочет платить родителям погибших солдат, поэтому такой формулировки можно добиться лишь посредством суда.

Правительству США все равно, где и как погиб американский солдат, в какой при этом он был должности. В феврале представители военного ведомства США внесли в Конгресс законопроект, регламентирующий увеличение единовременных выплат семьям погибших американских солдат. Сумма не облагаемого налогами пособия вырастет с 12 до $ 100 000, а стандартная обязательная страховка – с 240 до $ 400 000. Таким образом, семьи убитых военнослужащих будут получать около полумиллиона долларов.

В России, которая, как и Соединенные Штаты, ведет антитеррористическую операцию, семье погибшего выплачивается страховка в 25 окладов на каждого члена семьи, а также пособие, которое можно получить лишь с помощью суда – в 120 должностных окладов. В сумме получается, что семья российского погибшего солдата получает в 100 раз меньше, чем семья американца.

Подробности – в интервью с юристом РООИВС "Русичи" Алексеем Зацепиным 

- Кто получает страховку за погибшего солдата?

- Каждый из родителей получает страховку в размере 25 минимальных окладов, плюс супруга, если она есть, и дети, если они существуют. Эту страховку получают независимо от причин гибели. Если этот военнослужащий был контрактником – в качестве МРОТа берется его оклад. Но здесь есть нюансы: за службу в чрезвычайных условиях либо в ходе боевых действий таким военным полагаются надбавки. Эти надбавки при выплате страховки не учитываются. Помимо страховки, есть единовременное пособие, которое выплачивается, когда причина гибели официально установлена.

- В каких случаях военнослужащий считается погибшим «не при исполнении»?

- Если он был в отпуске или в увольнительной. Отдельный случай – это самоубийство. Формально считается, что это гибель при исполнении, но на практике возникают большие проблемы. Даже если дается добиться изменения формулировки приказа и командир выдает приказ о гибели при исполнении, то потом военно-врачебная комиссия, как правило, никогда не дает «военную травму». Врачи пишут: «заболевание получено в период прохождения военной службы», но о связи заболевания и военной службы не упоминают. В этом случае мы обращаемся к командиру с ходатайством об изменении формулировки или в прокуратуру – если это не помогает, мы пишем исковое заявление в суд.

Если военнослужащий, особенно контрактник, погибает вследствие заболеваниия и командир готов издать приказ о гибели при исполнении, то Военно-врачебная комиссия, (ВВК), призванная установить связь между гибелью и службой, все равно вряд ли выдаст необходимое заключение. В этом заключении должно быть написано, что смерть произолшла в результате военной травмы.

- А какие вообще существуют формулировки у ВВК?

- По версии ВВК, существуют три причины смерти: военная травма, заболевание, полученное в период прохождения военной службы или общее заболевание.

«Общее заболевание» – это болезнь, которая была приобретена военнослужащим до армии, и потому не дает возможности получения единовременного пособия, то же самое и «заболевание, полученное в период военной службы». А вот военная травмой считается увечье, ранение, контузия или заболевание, полученное «при исполнении», когда военнослужащий участвует в боевых действиях.

- Но разве, лишь участвуя в боевых действиях, солдат находится при исполнении?

- В том-то и неувязка. Получается, что если он заболел и умер, не участвуя в боевых действиях, то формулировка ВВК будет «заболевание получено в период боевых действий», что впоследствии не дает родным возможности получить единовременное пособие. Но командиры могут дать и дают формулировку «заболевание при исполнении», если парень погиб в мирное время, потому что действуют в соответствии с «Законом о воинской обязанности», который говорит о том, что «военнослужащий, находящийся на лечении или исполняющий приказ командира» исполняет обязанности воинской службы. А вот ВВК руководствуется «Постановлением правительства о Военно-врачебной экспертизе», в котором сказано, что если заболевание получено в период воинской службы, то такая формулировка и выносится. А она уже не дает права родителям на компенсацию. Обидно то, что вердикт ВВК окончателен, потому что именно врачебной комиссии поручено устанавливать причинно-следственную связь между службой и смертью. Получается, что когда военнослужащий погибает в результате заболевания – любого – он, или вернее, его родные, остаются без пособия.

- То есть когда солдатика заморозил его командир, или ему не оказали должной медицинской помощи, и он умер – в этом случае его семья не получает ничего? А ведь таких случаев – сотни и тысячи…

- Да, в этом случае единовременное пособие ему не получить. Конечно, так нехорошо говорить, но лучше б ему умереть в ходе военных действий. Это – чудовищная несправедливость, потому что причин умереть в армии от болезни зачастую больше, чем от пули. Например, служат солдаты в ракетных войсках, на подлодках – облучаются там, заболевают раком, и связь такого заболевания, приводящего к смерти, со службой практически невозможно доказать. Ведь факт облучения официально установлен не были, и ни один командир части не даст родителям справки, что солдат такой-то подвергался облучению с такого-то по такой-то день. Кроме того, медицинскую помощь в частях оказывают неохотно, медики там считают, что парень отлынивает от службы, когда приходит и жалуется на боль.

- А размер единовременного пособия зависит от занимаемой должности?

- Да, сумма единовременного пособия, если его удается получить, зависит у нас от должности. Это в корне несправедливо, потому что мать сержанта и мать капитана понесли одинаковую потерю, когда их сыновья погибли на поле боя. К примеру, американцы выплачивают всем семьям одинаковое пособие, а должности, звания и выслуга играют роль лишь при назначении пенсии. Недавно американские конгрессмены утвердили закон, по которому неважно, где погиб солдат – в Ираке или в родных Штатах. «Это не вопрос географии», – заявил один из политиков.

- Каким образом формулировка зависит от места, где погиб солдат?

- Одно дело – это территория части или военный госпиталь, другое дело – вне территории части. Но и тут в законах есть противоречие: есть постановление правительства «О военно-врачебной экспертизе», регламентирующее заключения ВВК, и «Закон о воинской обязанности», статья 37. В ней написано, что военнослужащий, находящийся на лечении, считается исполняющим обязанности военной службы. В то время как в постановлении о ВВК сказано: если заболевание получено не в ходе боевых действий, то допускается лишь формулировка «заболевание в период военной службы». Не могу сказать, что это случайное противоречие в бюрократических документах. Очевидно, что Минобороны не хочет платить «по счетам». И заключение ВВК, в конечном счете, оказывает окончательное влияние на судьбу родительских выплат – ведь командир не может установить причину гибели солдата – в отличие от врачей…

В чем выход?

…Противоречие между двумя нормативными актами приходится урегулировать юристам РООИВС "Русичи" – в судебном порядке. И за каждый отдельный случай приходится бороться. Недавно в эфире «Эха Москвы» известный журналист Михаил Бергер предложил решить эту проблему так: раз государственная страховка так мала, а добиться выплаты очень трудно – пусть мать солдата сама страхует своего сына. Тогда, в случае несчастного случая, юрист из страховой кампании приедет в часть разбираться и искать виновного. Материальная ответственность за проступок, повлекший за собой гибель, заставит военноначальника заботиться о своих подчиненных, так как за недосмотр страховщики будут взыскивать с него.

Вице-Президент РООИВС "Русичи" Валентин Конов считает, что такое предложение может проистекать лишь от человека, совсем не сведующего в теме. «Родители, чьи сыновья идут служить срочную службу, как правило, имеют доход от 500 рублей до 3 000 рублей в месяц. Именно поэтому их дети и попадают в армию. Разве у таких людей есть деньги на страховку? Бесплатная государственная страховка потому и бесплатная, что она государственная. Да и вообще – с какой стати мать солдата должна страховать своего сына сама? Если государство призывает солдата на службу, он и должно его страховать». И размер страховки, конечно, должен быть увеличен в разы.

И, в конечном итоге, решение у проблемы все то же: профессиональная армия. Контрактник знает, на что идет. В профессиональной армии отношения будут как в любой другой структуре: в той же страховой фирме, на производстве, в газете. Если кто-то не справляется со своими обязанностями – его увольняют. Таким образом, этих самых страховых случаев будет на порядок меньше, чем сейчас, потому что служить будут профессионалы. Но государству все равно надо будет расплачиваться по страховке, потому что родным профессионала уже нельзя будут сунуть 18 тысяч, если его «случайно» заморозят на службе, а потом не окажут ему медицинскую помощь. Кто захочет идти по контракту в такую часть? Заботясь о своей репутации, военные и военврачи будут внимательнее к подчиненным, а механик во время починит cанитарный самолет.