Утомленные солнцем-2: Котов и Митя Арсентьев. Что стало с героями?
На модерации
Отложенный
Почему в продолжении фильма «Утомленные солнцем» образы главных героев Котова и Мити Арсентьева кому-то кажутся не такими яркими, словно «сдулись»? Попытаюсь разобраться.
В трилогии показана (и рассказана, оставшись за кадром) судьба героев на протяжении многих лет. Вот, как в жизни бывает: живут молодые, полные сил, подающие надежды интересные люди. И что с ними происходит через годы?
В первом фильме «Утомленные солнцем» - Митя и Котов – какие красавцы, интересные личности. И почему Маруся выбрала когда-то Котова? «Цветы, консерватория…» И жизнь покончить самоубийством она хотела. Было, ведь, из-за чего. А у Мити – какой накал страстей был! Переживаешь и за него, и за Котова, и за Марусю…, за всех.
Прошли годы. Страшные годы. Очень много пережито героями фильма.
КОТОВ – сломался в застенках (подписал «признание»), чудом выжил и возродился только мечтой о семье. Что у него в душе осталось? Это уже почти не человек, а животное. Только когда он думает о семье, о Наде, он оживает.
МИТЯ АРСЕНТЬЕВ. Он скурвился на этой работе. Ничего романтического от образа разведчика (возлюбленного Маруси, бывшего белоэмигранта, «графа Монте-Кристо») не осталось. Он холоден и необаятелен. На нём кровь…Он сам себе противен и неинтересен. Я согласна с мнением одной зрительницы: «В «Цитадели» Меньшиков, как будто, иронизирует с усмешкой клоуна над своим героем, хочется глубины, а ее и нет...» Но, наверное, всё-таки, это не пародия. Это разрушение личности. Я так для себя поняла. И звериной жажды жить, как у Котова, у Мити нет. Поэтому он так легко сдаётся в НКВД. Побыстрее всё закончить. Он УЖЕ мёртв. И мотылька, сопровождавшего его во многих сценах, душу свою, Митя в конце концов убивает сам: «Всё!» Ведь в первой части у него духу не хватило покончить с собой: выбрал не застрелиться (чтоб наверняка), а «приятную смерть», к тому же, оставив себе шансы. Во второй части фильма я увидела Митю - разрушенного, мёртвого человека. К нему Надя даже подойти боится. От него и Маруся отказалась (хотя должна была быть благодарна, что он её и Надю спас, рискуя всем). Нет! Уж лучше с Кириком… А что в современной жизни? Что нас теперь окружает: «Скандалы, интриги, расследования! Ты – не поверишь! Пусть говорят». Какие-то пародии на личности.
Одна из главных сцен «Цитадели» - сцена объяснения двух главных героев в лесочке на берегу реки. Она перекликается с аналогичной и самой эмоциональной сценой первого фильма – Котов и Митя расставляют точки над i, становится всё предельно ясно в их отношениях.
Но перед этим показана сцена купания Мити в реке. Митя Арсентьев выглядит с голым незагорелым задом таким незащищенным, даже неловко смотреть. Вот тебе и солидный полковник НКГБ! А всё, как у людей… Читала мнение одного из зрителей, что Митя после боя «вошёл в воду, что бы смыть с себя всё грязное и прошлое и выйти новым человеком». Не только это, наверное. Уже выйдя из кинотеатра, я поняла – Митя готовился к смерти. Помылся (ох, как не спешил), надел на себя всё чистое, новый комплект формы. Это не Митя ведёт Котова в кусты на расстрел. Это Митя сам СЕБЯ ведёт на расстрел, поэтому сразу там отдаёт Котову пистолет. И только потом, когда Котов отказался стрелять (во, накал сцены был!), начинается новый этап их отношений. Умирать в неопрятном виде, от руки давнего врага (оказавшегося снова в выигрыше, а погоны и ордена покруче его, Митиных, будут), на каком-то берегу… Ладно, хоть отъехали ото всех подальше. Это дворянину СТЫДНО. А не будь этой сцены? Митя возвращает СРАЗУ Котову погоны, ордена. Да этот «мужик неотёсанный», да ещё обозлённый, его, Митю, тут же по стенке размажет! При всех! Может, такие мысли были у Мити, когда он отвозил Котова на тот пустынный берег?
Да, эта сцена, пожалуй, самая эмоциональная в последней части трилогии.
А в других сценах так ли скупы на эмоции герои, схематичны и трафаретны?
Ещё раз вернёмся и посмотрим на главных героев.
Могут ли Митя и Котов сохранить на протяжении трилогии те эмоции, ту внутреннюю борьбу, переживания, которые владели ими ранее? Я попробую высказать предположение, что, возможно, так и было задумано. И в жизни есть такие «закрытые» люди в силу профессии, или пережитого, надломившего их.
МИТЯ АРСЕНТЬЕВ – высокопоставленный сотрудник НКГБ. Разделение НКВД СССР на НКВД, НКГБ и "Смерш" было 14 апреля 1943 г., а действие в «Цитадели» происходит в мае-сентябре 1943 г., даже в этой детали - подпись Мити «полковник НКГБ» – в фильме показано верно. Служба в таком ведомстве в принципе предполагает скупость в эмоциях, да ещё в то время, когда все за всеми следили-доносили. И сейчас работа в правоохранительных органах даёт «профессиональную деформацию». Темперамент Мити проявляется только в сцене насильного секса. Даже самые близкие люди - Маруся и Надя от него отвернулись. А больше его эмоциям, переживаниям и выплеснуться-то негде. Он гасит их дозами алкоголя. Пожалуй, адреналина он хватил, «поучаствовав» в штурме Цитадели. Даже в сцене на берегу – объяснение с Котовым – он был очень скуп на эмоции, всё переживал внутренне. Очень «закрытый» человек, с мёртвой душой стал Митя. Всё, что когда-то было хорошего, он хранит глубоко-глубоко в памяти. На Мите, в силу его профессии (раз выжил в 30-е годы и получил повышение по службе) – ОЧЕНЬ много крови. Против ТАКОЙ системы не пойдёшь. И Митя, как очень умный и образованный человек, это знает. А на нём семья Маруси, тоже не чужие ему люди. Тут на самом деле всё сложно. Надо искать проявление чувств Мити в нюансах, деталях. Я смотрела фильм в кинотеатре только один раз. И потом, в полной версии есть ещё эпизоды с Митей.
КОТОВ тоже «закрытый человек». Он и в первом фильме часто скрывал свои чувства, переживания за хохмами. Дурашливый весельчак? Но на нём тоже крови немало с гражданской войны. А потом он прошёл пытки и лагеря, где лишнее проявление эмоций – только во вред. Котов – матёрый человек, но и у него есть боль и слабые места (это семья, особенно Надя). Эти слабые места он не покажет никому! На этом ломают даже супермужиков. Да, Котов заматерел. Но стал ли бесчувственным? Его чувства тоже спрятаны глубоко-глубоко. Но, всё-таки, Котов не до конца сломлен. И «метания» у него есть – справедливая ненависть к Сталину и робость при личной с ним встрече. Величие Сталина в 1943 г. вряд ли кто посмел бы подвергнуть сомнению. Сталин умел произвести впечатление и пользоваться обаянием своей личности.
Если именно это в образах главных героев задумывал сценарист, он же режиссер, то, думаю, получилось. Тут всё дело в нюансах. А они не всегда видны при первом просмотре.
Статья является продолжением предыдущих тем, связанных с трилогией:
http://gidepark.ru/community/1989/article/437371 - сцена авианалёта.
http://gidepark.ru/community/1989/article/441666 - немцы в фильме.
http://gidepark.ru/community/1989/article/457725 - тема Сталина и советской власти в трилогии.
http://gidepark.ru/community/1989/article/480147 - генерал и Цитадель.
Комментарии
Энно-поставленный мальчик, винтик системы.
И что? Нужен гротеск? Зачем и к чему?
Каждый "интересен" (это, конечно, не то слово) по-своему... И характеры - очень глубокие. И раскрыты мастерски.
Если у человека хорошая память на запахи, то это еще ни о чем "животном" в нем не говорит...
Помните, как Надя по "запаху" в темноте случайно спасла немца...
Но говорить - это одно, делать - это совершенно другое... Слова - это просто эмоции. Не надо судить человека по его словам, надо смотреть на его дела...
А так же очень глубоко запрятан общий смысл лоскутного фильма, характеры героев. А вот ходульность, цитатность, доходящая до плагиата- это слишком выпирает. Но, может именно это задумывал сценарист, он же режиссер? То, думаю, удалось. Хотя за такие деньги у нас пол-года кинематограф работать бы мог. Но это уже проза.
Логики и неверы просят: «Покажи нам царство, покажи нам Бога, вот я трогаю камень, трогаю землю и тогда верю, что есть и земля, и камень, которые я потрогал». Но что мне до их просьб. Таинства, о которых я говорю, не так скудны, что их можно исчерпать логической формулой. Не могу я доставить невера на вершину горы и подарить ему радость открывшегося пейзажа, ведь он не его победа. Не могу помочь насладиться музыкой человеку, которой ее не преодолел. Одни пришли ко мне, желая получить все без усилий, другие так ищут женщину, которая вложит в них любовь. Но это не в моей власти.
Еще загадки будут?
Если Вы ее понимаете, то скажите, пожалуйста, зачем ей - Кирик...
Примерно так:1)Кирик в тылу, на ВОВ не убьют
2)тюрьма, НКВД, обыски не грозят,всегда человек под боком, профессия киномеханик--чего тут переживать?
3)наконец,конца ВОВ ещё не видно, а вдруг немцы победу одержат и к власти придут? Котова и Митю не пощадят, а Кирик--он не вашим и не нашим, очень даже удобно, тем более, что судьба дочери не известна
Это конечно мои собственные домыслы. Образ Маруси вырисовывается колеблющий, неуверенный,ведомый, без внутреннего стержня и характера
То, что нет внутреннего стержня и характера, - согласна...
По поводу дочери - она говорит, что узнала летом 41-го из газет, что разбомбили их немцы... Мне кажется, если б она не была уверена в смерти дочери, то вряд ли бы решилась родить заново... Но зачем надо было так торопиться...
На фронте она была под фамилией отца - Котова. А Надя Котова (по документам - как говорит Митя) умерла в лагере, ее просто нет... "Обнаружить себя" - значит, подвести многих...
Но дело не в этом. Мне кажется, не стоит искать "полной достоверности" людей и событий... В фильме - это скорее "символы, образы" - обобщающие... Хотя нам это не привычно. Нам нужна "достоверность деталей" (ее мы обычно ищем), а здесь - достоверность СУТИ...
Я тоже была огорошена некоторыми событиями в её жизни, но!!!!
Ведь это её родные решили на совете, что для неё и для НИХ ( льготы и паек) Котов лучший кандидат ИМ в мужья.
Потом ОНИ ЖЕ решили, что Котов темное пятно на НИХ и переключили Марусю на Митю (льготы, паек).
Маруся - инструмент в руках голодных родственничков, привыкших к теплым клозетам.
И только после изнасилования Маруся наконец сама ушла от Мити, а Кирик держал её за руку, когда она переживала, а потом ... и стал отцом её ребенка, ведь Надю же убили....как-то надо жить.
Сколько таких ситуаций бывает, когда родные вмешиваются в жизнь детей....
Мне за Котова обидно, его "жалко"...
Там Александр хорошее стихотворение опубликовал - в Тему...
- По сравнению с первой частью все образы приглушены. Ну, может быть кроме ролей Гафта или женщины-военврача.
\\КОТОВ – …чудом выжил и возродился только мечтой о семье… Только когда он думает о семье, о Наде, он оживает.\\
- До разговора у озера Котов уверен, что у жены и дочери у него больше нет.
\\…в первой части у него духу не хватило покончить с собой: выбрал не застрелиться (чтоб наверняка), а «приятную смерть», к тому же, оставив себе шансы.\\
- У людей его круга принято было стреляться, что бы избежать позора, а ничего позорного (в рамках миропонимания своего круга) он не совершал. А вот, вскрыть себе вены - известный способ неприятия существующего на данный момент миропорядка при полной невозможности его изменить.
А «шансы» оставил себе не он сам, а режиссер Михалков
\\Да этот «мужик неотёсанный», да ещё обозлённый, его, Митю, тут же по стенке размажет! При всех!\\
- Это он-то размажет? Полковника госбезопасности, да еще при всех!? Что бы в н о в ...
- А, кто к нему так уж «поворачивался»? Маруся через год после его отъезда за границу вышла замуж, а Надя никогда особо теплых чувств и не питала.
\\На Мите, в силу его профессии… ОЧЕНЬ много крови.\\
-Да несравнимо меньше чем на тысячах других. Он контрразведчик, а не палач.
\\…робость при личной с ним (Сталиным) встрече.\\
Это не робость. Это страх. А «величие Сталина» никто не посмел бы «подвергнуть сомнению» не только в 1943 г.
Их «неяркость», постоянная внутренняя напряженность с о з н а т е л ь н о задумана и в дальнейшем воплощена режиссером?
Что ж, вполне возможно. Вероятно, именно так режиссер видит и чувствует тему «страшной, всенародной беды».
С остальным - согласен.
Образы героя Гафта и женщины-военврача – согласна, более того, они шикарны!
Не согласна, что Котов во второй части до встречи с Митей уверен, что дочери у него больше нет. Жены – наверное, да (он её только раз во сне видел – сцена с тортом), и, кажется, он получил «извещение» о её смерти. Да и не были они так с женою близки, как с дочерью. О своей Наде он вспоминал часто. Надеялся на встречу. Надю, как дочь «врага народа», если бы не Митя, направили бы в детдом. Надя … Гребешок с запахом её волос, подобранный в 1942 г., Котов хранил у сердца. О смерти дочери если и знал (предполагал, допускал), но сердце родительское… Котов такой отец! И Надя не верила в его смерть. Это же весь фильм идёт главная тема – любовь отца и дочери.
Котов мог, получив генеральские погоны на передовой, там же и размазать Митю. Мог. Как он сделал то же самое – размазал генерала Мележко. Вот этого Митя и боялся. Даже не столько смерти, а вот так быть побитым или скорого страшного генеральского приказа – Котов-то генерал теперь. Ну и ловушку для Котова Митя приготовил! Не выдержит, психанёт Котов, в лесочке застрелит Митю, а как оправдываться за убийство полковника НКГБ будет? Опять НКВД по новой. Вот же подлая месть!
Маруся и Надя отвернулись от Мити. Да. Маруся вышла за муж за Котова – семья заставила: «Комдив – это власть, это паёк, это защита!» В страшные и голодные 20-е годы это аргументы. Тем более, что за границу всем семейством слинять не успели. Даже без вставки этого эпизода в ТV-версии это было ясно. К тому же в 20-е годы красным командирам стало модно и престижно жениться на дворянках – свой статус повышать. А Маруся вены резала…
Сколько на Мите крови – меньше или больше, чем на откровенных палачах, не знаю. Но очень много. Не дали бы ему в НКВД остаться чистеньким (он мог быть в разных отделах, не только в контрразведке), кровью всех вязали, особенно его – предателя. Видим историю Рябова на протяжении трёх фильмов – от оперативника, мордовавшего Котова при аресте, до следователя. И потом, в первом фильме время действия - лето 1936 г. А потом будет ещё 1937-й год. Как уж так Митя исхитрился выжить и выслужиться, когда и в НКВД были страшные чистки. Никакой грязной работы он не чурался. «Тебе приказали – ты сделал».
И не согласна с Вашей, Алекс, фразой по поводу темы «страшной, всенародной беды». Беда – это как-то по бытовому. Трагедия - в самом высоком смысле здесь более подходит.
Алекс, докручивайте, пожалуйста, до конца.
- Ну, уж скорее «никак не мог смириться с тем, что ее больше нет».
\\Но и Митя по характеру слабее Котова (тот застрелиться после войны обещал – сделает), и уйти из жизни решил, как слабак.
Во-первых, Котов ничего подобного не обещал, - «если УЖ застрелиться (родных - нет, «народу» - враг) то после войны»
Во-вторых, Митя по характеру уж точно ну никак не слабее, - а вот н е с р а в н и м о с л о ж н е е – ДА! Он не только, как и Котов прошел германскую и гражданскую войны, но и неведомые комдиву «испытание чужбиной» - раз, потерю любимой, ставшей женой другого, - два, а самое главное – совершенную (после второго) потерю Родины - три.
Потому, что в отличие от «временно слепого» Котова, он воотчую видит как «победившие», на чью сторону он перешел, не выдержав разлуки с Родиной и любимой (…я рвался сюда…), уничтожив на рубеже 30-х годов большинство «бывших» взялись за с в о и х, да ТАК и ТАКИМ образом, что «небу стало жарко». И этой земле его держит т о л ь к о надежда на встречу с Марусей. Но теперь жить ему стало незачем.
\\А позор в поступках Мити был – он многих людей тогда предал (вспомним ещё тех белых генералов)\\
- Придать можно то, чему присягал. От присяги их в с е х «освободил» своим отречением царь. А белые армии были д о б р о в о л ь ч е с к и м и, с широтой воззрений от монархических до анархических, причем большинство продолжало воевать за Учредительное Собрание, пусть разогнанное но все же успевшее провозгласить Россию республикой.
Так, что предать «…тех белых генералов…» он никак не мог просто потому, что между ними нет никаких взаимных обязательств.
Ну, кто кого мог «размазать» на передовой Котов Арсеньтева или совсем наоборот, это из разряда – а кто кого поборет лев - кита или кит - льва. Оба «хороши».
- Да если б не Митя, Котова преспокойно бы расстреляли 25 июня 1941 года, и не было бы никаких «Утомленных солнцем 2».
Он спас ему жизнь, причем, автоматически зачислив себя в списки «врагов народа», за что и п р и г о в о р е н: «...правильно? Правильно, @ля! Ошибки нужно исправлять, я так думаю»
\\И не согласна с Вашей, Алекс, фразой по поводу темы «страшной, всенародной беды». Беда – это как-то по бытовому. Трагедия - в самом высоком смысле здесь более подходит.\\
- В данном случае имеется ввиду следующее: не раз и не два встречающееся выражение « п р и ш л а б е д а (именно как всеобъемлющее бедствие) н а з е м л ю Р у с с к у ю », не всегда, но как правило, возводят к тексту евангелия от святого Луки - «…ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы…»
Что, собственно и произошло.
Александр, а что Вы о Марусе скажете...
Честно скажу: я совершенно не понимаю этот образ... Вот здесь мне "подсказка" нужна...
Мне, участвуя в поисковых экспедициях, приходилось встречаться с ржавым «эхом войны». Лишний раз стараюсь не трогать. На то есть специалисты. Работы им хватает.
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,- помните!
О тех, кто уже никогда не споет,- помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,- о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаю,- помните!
(Р.Рождественский)
Только вот порой мне кажется, что в наше время так уже никто писать не может - о войне...
Посмотрите на это с другой стороны: Митя был очень образованным человеком, но его Душа так и "не родилась"... А Котов... Вспомните, когда в машине Митя говорит ему про Федора Михайловича, то Котов спрашивает: а кто это такой... НО каждый день Котова на войне был подвигом... Величие его Духа, когда он сознательно идет на смерть, не смея и не чувствуя за собой права послать на смерть других, несоизмеримо ни с какой образованностью и культурой... Почему его Душа умела и могла так тонко чувствовать...
Мы можем, конечно, бесконечно говорить... Но, мне кажется, фильм как раз говорит нам о том (в том числе), что нет ничего однозначного в этом мире... Можно быть "культурным подлецом" и "необразованным героем"...
Да и сейчас это, к сожалению, так...
Ну пусть наши любимые герои останутся живы!
Мне понравилось решение подобного эпизода в недавнем фильме "Бой с тенью-3" (Россия)! Главный герой Артём Колчин наступает на мину (противопехотную). Замер, не шевелится. А в это время его напарник Вагит (А. Панин) сбегал за камнем. Камень аккуратно положили, сохраняя давление, на мину. И герой спасён! Вот как надо было делать и в "Утомленных солнцем"!!!
А Котов мог сказать всё что угодно, лишь бы успокоить Надю. Я верю в счасливый случай. Хотя бы в этот раз... Герои, пройдя столько испытаний, его заслужили. Кино - это великая иллюзия. По-моему, здесь именно тот случай - среди разочарований в кино.
Желание всех зрителей в зале, переживающих за героев, мольба - спасти их!!! И чудо - соединение миллионов воль - случается... Зрители - соавторы фильма.
Разве не мог не сказать об этом Мастер в фильме?!
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Конечно и я забыла.....Спасибо, Аня.
Суматоха настоящего потихоньку вытесняет память прошлого... стихи, какие замечательные...