Куда нас завёл товарищ Пэ?

 

  

 Советская и ранняя постсоветская история ещё не написана. Европа давно рассталась с тоталитарными символами, Россия - нет. До сих пор тысячи российских граждан восхищаются Лениным и Сталиным.

              Прошло двадцать лет, как нет Советского Союза. Это благо или зло? Прав ли Владимир Путин, заявивший в своей речи в 2005 году, что «крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века»?

             Путин начинал свой путь в КГБ, а бывших чекистов, как известно, не бывает. До сих пор до конца непонятно, по какому резону первый президент России Борис Ельцин выбрал себе в преемники именно Путина. Кандидатов было хоть отбавляй, а взаимоотношения Ельцина и КГБ нельзя назвать радужными. Наверняка знал Ельцин и о ностальгических симпатиях Владимира Путина к советскому строю. Тем не менее, первый российский президент остановил свой выбор на подполковнике Путине.

            Как проявил себя преемник? Придя с холода, бывший советский разведчик вернул в Россию сталинский гимн, уничтожил независимое телевидение, продолжил гражданскую войну на Северном Кавказе, которая переродилась в бесконечные теракты и захваты заложников. Полторы сотни мирных граждан, убитых газом в самом центре Москвы в театре на Дубровке,  – уж точно на его совести. Газ-то ведь спецслужбы применили. Как он поступил после этого? Секретным указом произвёл отравителей в героев России. В секретных героев? всё у них вишь секретно…

             А ещё Владимир Владимирович, помнится, говорил: «Мы будем преследовать террористов везде. В аэропорту – так в аэропорту. Значит, вы уж меня извините, в туалете поймаем, мы и в сортире их замочим, в конце концов...» Чего ж год назад в аэропорту «Домодедово» не смогли?  Как и война, терроризм – это результат неправильной политики: либо в прошлом, либо в настоящем. Может быть, вместо преследований в сортире лучше научиться качественной политике?

             В годы путинского правления социалистическую индустриализацию окрестили «успешным бизнес-проектом», а Сталина стали называть «эффективным менеджером». Но Сталин оказался как бумеранг, он вернулся к нам. Он вернулся этническими конфликтами, войной на Кавказе, взрывами домов в российских городах, терактами в московском метро, подорванными в полёте лайнерами и терактом в аэропорту Домодедово... ведь выселенные Сталиным народы и тысячи невинных жертв остались в памяти поколений.

            Путин не имеет иллюзий в отношении построенной им экономической модели, что подтверждается хотя бы следующей его фразой: «Для того чтобы достичь душевого производства ВВП на уровне современных Португалии или Испании, – стран, не относящихся к лидерам мировой экономики, – нам понадобится примерно 15 лет при темпах прироста ВВП не менее 8 процентов в год». Однако, понимает ли он, что экономика России подошла к тому пределу, когда все ресурсы государства, и в первую очередь финансовые,  исчерпаны? Сегодня не хватает даже людских ресурсов, а огромный и нереформированный бюджетный сектор тянет страну в пропасть. 

             Том Грэм (Tom Graham), бывший советник американского президента Джорджа Буша, однажды сказал, что никто не воспринимает всерьёз страну с сокращающимся ВВП, и никто не может игнорировать страну с увеличивающимся ВВП. При Путине ВВП растёт (другой вопрос: какими темпами и за счёт чего). Однако при нём Россия по-прежнему представляется западным политикам непредсказуемой и угрожающей державой –  та же Верхняя Вольта с ракетами, как издевательски именовали Советский Союз.

            ...Получив верховную власть, потом бывает крайне сложно от неё отказаться: ведь извечное стремление политика к власти никуда не спишешь. В постсоветской истории был только один человек, который смог пересилить себя – Борис Николаевич Ельцин. Путин не смог.

              Согласно Конституции РФ (ч.3, ст. 81) одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Оставив в соответствии с этим требованием конституции пост президента, Путин фактически продолжает управлять государством. Да, формально требования Основного закона соблюдены. А по сути? Штурвал наш нацлидер никому не отдаст.

            «Все эти восемь лет я пахал, как раб на галерах, с утра до ночи, и делал это с полной отдачей сил», – заявил Владимир Путин 14 февраля 2008 года. Замечательно! так зачем же мучить себя дальше? Тем более что рабский труд неэффективен. Только вот никому пока не удалось снять раба божьего с галер. И сейчас в России проблема не только с демократией. В стране уже давно проблема с республиканским строем.

      

 Куда нас ведёт товарищ Пэ?

             На одной из встреч лидеров «большой восьмёрки» лондонская «Таймс» ставила оценки за костюм. Путин получил тройку по десятибальной системе и эпитет «гробовщика, забывшего надеть галстук».

             Когда смотришь федеральные телеканалы, то возникает ощущение, что практически любое важное событие в России связано с деятельностью Владимира Путина, в крайнем случае, с работой и службой его единомышленника Дмитрия Медведева. Наши вожди не прочь потолковать о том, что жить стало лучше, жить стало веселей; изъяны, порой, ещё встречаются в российском государстве, однако их причины кроются в прошлом – в лихих девяностых. Странно! Не нравится, какое наследство досталось от Ельцина? Ну, так починили б! Уж десять лет как у власти. Ежели десять лет строили вертикаль власти, так и разгребайте теперь то, что эта вертикаль навертикалила.

            У правительства Путина есть «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации», её ещё именуют «Стратегия 2020»:  85 страниц текста. Написано там, в частности, что в 2015 - 2020 годах Россия должна войти в пятёрку стран-лидеров по объёму ВВП (по паритету покупательной способности). А в одной из первоначальных версий этого документа было записано, что к 2020 году доля среднего класса в России должна составлять 50-55% населения. Никому не смешно?

            С другой стороны, чего удивляться: если по физике, химии, алгебре и геометрии у нашего национального лидера тройки в аттестате зрелости (а впоследствии точные науки он не изучал), то, скорее всего, у него отсутствует системный подход при решении задач. Трудно сказать, какова истинная причина – недостатки в образовании или отсутствие системного мышления, но что-то же мешает ему понять: ценой за продолжение маниловской политики будет развал государства.

             «Будущие поколения определят, что я сделал на самом деле», – заявил  Владимир Путин 25 января 2010 года. Это уж точно, с этим не поспоришь.

             Путинский режим как блендамед: спасёт всех, только не видно ни одного спасённого. А сам Путин исповедует принцип: кто нас обидит, тот три дня не проживёт. В бытность вице-мэром Петербурга он даже произнёс эти слова под телекамеру. И поскольку окончил он юридический факультет ЛГУ, то во всю пользовался присказкой: для врагов –  закон, для друзей – всё остальное. «Стаж!» – говаривал в аналогичном случае профессор Филипп Филиппович Преображенский из «Собачьего сердца».

           И разве можно поставить рядом другие путинские «афоризмы» – кровожадные по своей сути – со знаменитыми черномырдинскими или ельцинскими? Сравнить-то их, наверно, можно; только от добродушных загогулин первого президента и его премьера Черномырдина всем было весело, а от путинских? 

           В сущности, история являет собой ужасно ветвистое дерево. Если какой-то сук на нём называется «диктатура», то свежие побеги на таком суку сильно отличаются от старых. Современная диктатура (неважно какая: коммунистическая, фашистская, чекистская) – это когда первая власть плюс четвёртая в одном флаконе. И никаких печей Освенцима… Колючая проволока стала виртуальной, а  ГУЛАГ нынче чисто психологический. Если раньше люди охраны имели «верного Руслана», то теперь они имеют верное телевидение. Свобода слова и изображений у нас… зачервивела. 

          Некоторые умники говорят, что если миром управляет дьявол, то надо учиться договариваться с ним. Имеет ли решение эта задача? Опыт Норд-Оста, Беслана и московских взрывов даёт отрицательный ответ.

  

            ...Рано или поздно наступит время, когда можно будет выпроводить малосимпатичные тени прошлого. В конце концов, Россия – это наша страна, она не является собственностью чиновников категории «А». Давайте им скажем: «Мы играли вам на свирели, но вы не плясали; мы пели вам печальные песни, но вы не плакали... Что же вы теперь хотите?»

            У нас в отечестве масштабы больше и размах шире, чем в других странах; у нас окажется ярче, чем было в арабском мире в 2011-м. Революция придёт. И сметать боярско-чекистский бедлам станут ребята, для которых нет разницы между Путиным и Медведевым, Ходорковским и Абрамовичем… Трудно сказать, где будет главная "русская площадь Тахрир"; неизвестно, когда она случится. Состоится ли «снежная» революция или решающие события произойдут весной – не суть важно. Просто стоит осознать, что в этом нет ничего запредельно страшного. Если перевести с китайских иероглифов на русский язык одно знаменитое изречение, то получится: Перспективы светлые, товарищи!  путь – извилистый.

            Пока всё. Впрочем, хочется, чтобы Владимир Владимирович ушёл на пенсию: всё ж таки 60 лет в 12-м году стукнет. Забрал бы то, что ему дорого – поднятые с морского дна древнегреческие амфоры, часы "Патек Филипп", три жёлтые вазовские машинки, на которых он катался по Сибири, своего Медведева с бадминтоном – и вместе с другом Сильвио (Берлускони) стал бы сочинять песни на солнечном берегу Адриатики. Россия без Путина…