Русский бунт - Путин, ты меня достал, я твой Кремл труба шатал
Итоги парламентских выборов вызывают массовые демонстрации протеста в столице России...

ЗАВТРА в столице России должен состояться очередной митинг протеста оппозиции против результатов выборов в Государственную думу, прошедших 4 декабря. Организаторы обещают повторить масштабы митингов 5-7 числа, когда российские силовики (а в Москву ввели дополнительно внутренние войска) арестовали около 600 человек из общего количества от 5 до 10 тысяч несогласных с правлением партии Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Официальные телеканалы и СМИ России игнорируют выступления, которые проходят не только в самых богатых и благоустроенных в стране Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах. Однако на этом фоне резко ужесточилась позиция других центральных СМИ – интернет-ресурсов, печатных и даже радиостанций. Одновременно началось выдвижение кандидатов на пост президента России, первым среди которых документы сдал нынешний премьер Владимир Путин, рокировка которого с Дмитрием Медведевым, вызвала разочарование в российском обществе. Массовые демонстрации протеста в России стали неожиданностью для всех.
6 декабря вечером центром протестов против результатов выборов, которые пропрезидентская (и пропремьерская) партия «Единая Россия» выиграла по меньшей мере неубедительно, не набрав и 50% голосов, стала Триумфальная площадь в Москве, где собрались тысячи людей, уверенных, что даже этот скромный по российским меркам результат сторонники Путина набрали при помощи подтасовок и административного ресурса. Кстати, изначально митинг был согласован с властями, но его организаторы не рассчитывали более, чем на 500 участников. «Организаторы рассчитывали вывести на Чистые пруды около пятисот человек и получили согласование властей на такое количество участников. Один из членов оргкомитета признавался, что ожидал увидеть на митинге триста бабушек», - сообщает интернет-издание Lenta.ru.
Мобилизационным ресурсом недовольных стали, как во время арабских революций, социальные сети – Facebook, VKontakte, Twitter, а также блог-платформа Livejournal. Только через первую сеть под согласием прийти подписались более 2,500 человек. Готовились и российские полицейские, оградившие территорию, отведенную для митинга и сосредоточившие большие силы на подступах к ней. По данным полиции, общее количество участников митинга так и составило 2000 человек, хотя большинство очевидцев, журналистов и просто прохожих, говорят как минимум о 4000, а то и о 7000-10000. «Столько людей на оппозиционное мероприятие собралось впервые с успешных "Маршей несогласных" 2007-2008 годов, которые жестко разгонялись сотрудниками полиции», - отмечают сетевые СМИ.

Впрочем, как подчеркивают нейтральные наблюдатели, в отличие от этих маршей, в толпе 6 декабря был очень небольшой процент «профессиональных протестантов», посещающих митинги и акции протеста постоянно на протяжении многих лет. Большинство собравшихся, по их собственным признаниям, не состоят в оппозиционных движениях и вообще впервые попали на такое мероприятие, прочитав о нем в интернете и согласившись с его целями. Видимо, свою роль сыграли и разошедшиеся по Рунету кадры прямых эфиров из Центральной избирательной комиссии, где очевидно можно было видеть, что чиновники от электората не в ладах с цифрами. В некоторых областях общая сумма поданных голосов составляла не 100%, как это, по идее, должно быть, а 115%, 120% даже 146%. Нет нужды утверждать, что с такими «прибавками» улучшали свои позиции, прежде всего, провластные политики, а не оппозиционеры. Явным примером цифр итоговых и цифр реальных стали результаты экзит-полла «Единой России» в Москве, в два раза меньшие, чем по данным Центральной избирательной комиссии.

Вероятно, именно с этим и связан неофициальный лозунг выступлений – матерное слово «Нае..али». Впрочем, лозунгов протеста в эти дни больше, чем предостаточно. Член политсовета оппозиционной организации «Солидарность» Борис Немцов на митинге 6 декабря скандировал: «Россия без жуликов! Россия без воров! Без холуев! Без подонков! Без негодяев! У нас есть тысячи видео, как они воровали наши голоса». Толпа отвечала массовым «Позор!» и «Россия без Путина!».
Блоггер Алексей Навальный, ставший известным благодаря своим разоблачениям коррупции и бюрократизма, а также благодаря авторству столь неприятного для «Единой России» определения «Партия жуликов и воров», тоже не стеснялся в выражениях: «Они называют нас хомячками. Я - сетевой хомячок. Я перегрызу глотку этим скотам».
Среди других выступавших – деятели интеллигенции: лидер "Движения в защиту Химкинского леса" Евгения Чирикова, музыкальный критик Артемий Троицкий и сатирик Виктор Шендерович. После того, как один из лидеров движения «Солидарность» Илья Яшин предложил завершить митинг шествием к Лубянке (правда, без флагов и по тротуару, чтобы не нарушать закон), полиция начала оттеснять людей в метро, а отдельных активистов начали задерживать, причем жестко и не стесняясь ни журналистов, ни камер. Впрочем, работников СМИ не только не стеснялись, их задерживали и тоже избивали.
К примеру, журналист газеты «КоммерсантЪ» Александр Черных получил повреждения позвоночника. «Когда начались задержания, я стоял у автозака с журналистским удостоверением в руке, - рассказал он. - Я его демонстративно показывал, чтобы у полицейских не было вопросов. Тем не менее ко мне подошли двое в полной экипировке – в шлемах и с дубинками. Один из полицейских неожиданно ударил меня по ноге и приказал убираться. Я ответил, что я – журналист, и на Триумфальной площади нахожусь по заданию редакции. «Ты здесь никто», — уточнил второй полицейский и ударил меня, снова по ногам. Затем меня взяли под руки и бросили в автозак, но не в отделение, где перевозят заключенных, а в так называемый стакан – небольшой отсек, где находятся охранники. Я пытался добиться от них, на каком основании меня задерживают. Один из них засмеялся: за сопротивление сотрудникам правоохранительных органов.
Потом меня снова принялись бить по ногам. Продолжалось это минуты полторы, я упал и лежал на полу. Тогда один из полицейских встал одной ногой мне на грудь, второй – на ноги и начал подпрыгивать на мне. Затем те двое, что меня задерживали, вышли из автозака, захлопнули дверь и машина поехала. Я поднялся, один из полицейских, оставшихся в стакане, поинтересовался, за что меня взяли. Я говорю: ни за что, я – журналист. Он: покажи удостоверение. Я показал. Они посовещались и говорят: выходи отсюда и остановили машину. Отъехали мы недалеко – метров 600 от площади. Я на прощанье попросил полицейских назвать фамилию тех, кто меня избивал. Они только посмеялись. Говорят, это будет клевета на полицию, а за это мне как журналисту светит уголовная статья».
Зрители по всему миру могли видеть картину, как российские полицейские арестовывали и избивали дубинками людей, как только они начинали говорить на камеру. Не видели этого только сами россияне, чье телевиденье практически проигнорировало столкновения и жесткий разгон недовольных. Это послужило поводом для упреков со стороны тех журналистов, в основном пишущих в прессе и интернете, к тем коллегам, кто работает на ТВ. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Станислав Кучер даже выступил с обращением к своим коллегам, в котором призвал их «выбросить все «Тэфи», которые вы получили за «лучшие информационные программы».
«Когда в центре двух столиц нашей с вами пока общей Родины впервые за десять лет выходят тысячи людей, чтобы выразить отношение к выборам, о которых в вашем эфире вещает президент, а вы об этом – ни слова, это непрофессионально. И точка. Когда в центр столицы стягивается военная техника и парализуется движение, а вы молчите – это тоже непрофессионально. Когда бьют и задерживают ваших же коллег из центральных СМИ, а вы молчите – это нет, я не о моральной стороне, это не свинство, это тоже непрофессионально. Все», - пишет он на сайте газеты.
«В конце концов ОМОН рассредоточил людей, однако несколько групп отправились на Лубянку окольными путями - по Сретенскому бульвару и Кривоколенному переулку. По Кривоколенному переулку обойти ОМОН можно было без проблем, а вот те, кто пошел по Сретенскому бульвару, наткнулись на стену омоновцев. Несколько раз участникам шествия с лозунгами "Россия будет свободной" удавалось прорывать оцепления. Однако в районе Неглинной сотрудники полиции наконец остановили их. Омоновцы стали задерживать всех, кто попадался под руку, в том числе и журналистов. В автобусах оказались шеф-редактор The New Times Илья Барабанов, корреспондент телеканала "Дождь" Илья Васюнин и фотограф Илья Варламов», - описывает завершение митинга Lenta.ru.
Среди других известных задержанных называют ораторов митинга Немцова, Навального, Яшина, оказавшихся в числе почти шестисот других «гостей» московских отделов внутренних дел в этот вечер. Как оказалось, те не были готовы к такому количестве задержанных и камеры оказались переполнены людьми, многие из которых к тому же получили ранения в результате действий полицейских.
Уполномоченный по правам человека в Москве Александр Музыкантский сообщил российскому изданию Gazeta.ru, что «правоохранительная структура не способна к работе с таким количеством одномоментно задержанных». «Для них нет ни отделений, ни помещений, ни питания, ни судей, которые могли бы быстро рассмотреть эти вопросы. Поэтому все, что происходит после задержания, это в значительной степени нарушение действующих законов», - отметил он. Наказание для задержанных разнится. Кто-то покидает полицию после «разъяснительной беседы», кто-то идет под суд, дающий стандартно по 15 суток, которые получили лидеры протестантов – Навальный и Яшин.
Выступления и задержания, правда, уже в меньших масштабах, продолжались и на следующие дни – 7-го декабря. И не только в Москве. Количество задержанных в Санкт-Петербурге лишь в два раза меньше московских. Теперь властям приходится готовиться к тому, что события 6 декабря могут стать лишь репетицией для завтрашнего митинга оппозиции. Он также был заранее санкционирован, правда, опять же всего на 300 человек. И это при том, что только на официальной странице митинга в Facebook уже набралось более 13 300 желающих принять в нем участие. А ведь сбор участников ведут и другие социальные сети, кроме того, жесткий разгон спровоцировал на гражданские поступки и обычно аполитичных людей и сайты. К примеру, фото-сайт BigPicture разместил на своей ленте такое сообщение:
Почему мы пойдем на Площадь Революции, 10 декабря. Те из вас, кто давно читает Бигпикчу, наверняка знают, что мы довольно прохладно относимся к политике. Нам плевать на всякие «Марши Несогласных» и прочие «Русские марши». К популярному в интернетах Алексею Навальному тоже отношение не совсем однозначное, особенно после его уклона в националистическую тему. До вчерашнего дня мы ни разу не были ни на каких шествиях и митингах. Но, видимо, наступил такой момент, когда даже таким далеким от политики людям: обычным учителям и студентам, врачам и военным, менеджерам и предпринимателям, пора обозначить публично свою позицию: «Ребят, нас на…бали!». Наш «как бы президент» продолжает нам врать в глаза о том, что выборы были честными. Все федеральные телеканалы упорно молчат о ситуации в стране. Все эти митинги «Наших», с привезенными, ничего не понимающими что происходит, детьми из Тулы и Иваново – один большой ФАРС. Нам в очередной раз пытаются «нассать в уши». Поэтому мы придем 10 декабря на Площадь Революции, чтобы вместе с тысячами обычных людей выразить свою гражданскую позицию. Никто не призывает брать штурмом Кремль или идти крушить магазины, мы просто хотим быть услышаны! Подробнее о митинге 10 декабря можно узнать в Facebook. Давайте не будем превращаться в тех самых «баранов еб@ных в рот», какими нас считает наш «пока еще президент».

События в России не могут не оказывать свое влияния и на Казахстан, где парламентские выборы как раз на носу. Насколько высоки протестные настроения у нас, более не отделенных от России таможенной границей, насколько велика усталость пропрезидентскими силами, десятилетиями не решающими проблемы граждан в рамках теперь уже общего с россиянами рынка, покажет январь. И тут важно, чтобы Астана поняла уроки российских протестов правильно, как призыв действовать навстречу людям, либерализуя систему, реально борясь с коррупцией, отказываясь от непотизма, а не усиливая ОПОНы и СОБРы…
Комментарии