Не отдали власть…
Ну что ж, отдадим должное российскому (как они сами пока считают) тандему – они обещали не отдавать власть народу, они ее и не отдали.
Но это единственное приобретение правящей группировки за весь день 4 декабря 2011 года. Все остальное «единороссы» могут смело записывать в минус и себе, и своим беспартийным лидерам и, что самое печальное, – стране.
Для начала немного арифметики.
На предыдущих выборах (2007 года) «единороссы» поставили себе амбициозную (очень они это слово любят) цель – добиться конституционного большинства в Госдуме. При условии, что в парламент могли пройти не все, нужно было показать результат не меньше 64 процентов и при этом не обидеть наиболее близких оппозиционеров – эсеров и жириновцев. Задача была выполнена, даже с небольшим запасом. Народу, несколько удивленному таким раскладом, в течение 4 лет втолковывали, что это именно его, народа, выбор. Тогда, рассказывая о своих впечатлениях о ходе подсчета голосов, я заметил, что интрига умерла в тот момент, когда из Кремля в свой штаб вернулся повеселевший Миронов. После несложных расчетов расклад был очевиден – колебания могли составить 2–3 депутатских места (не процента) в ту или иную сторону, причем только среди прочих партий.
В этом году ситуация изменилась. Функционеры «ЕР», видимо, давно поняли, что на конституционное большинство рассчитывать не приходится. Поэтому в качестве цели было объявлено достижение простого большинства в Госдуме. Если заранее определиться с количеством процентов, которые будут написаны аутсайдерам (в качестве которых были назначены «ПД», «ПР» и «Яблоко»), нетрудно было посчитать и минимальный результат, который был нужен «партии власти». Отдавать меньше 5 процентов вроде как нельзя – будет очень уж явно, отдавать больше 6 – просто никто не собирался. Таким образом, для обеспечения простого большинства (226 голосов) «единороссам» требовалось 47,2–47,5 процента. Примерно на эти цифры и были ориентированы озвученные в самом начале (в 21:00 4 декабря) результаты так называемых экзитполов.
Далее стали происходить странные вещи.
Пока еще бородатый Чуров не решался озвучить первые результаты около 40 минут. В это время на сайте ЦИК информации практически не было – частично по Камчатскому краю и Чукотке. Глава ЦИК объявил, что за «ЕР» по результатам обработки 15 процентов протоколов проголосовали 45,83 процента. Цифра, явно не достаточная для обеспечения простого большинства. В этот момент, честно скажу, затеплилась небольшая надежда, что на сей раз голоса будут подсчитаны, если и не совсем честно, то вполне прилично. Тем более, что на сайте ЦИК результаты обновлялись каждые несколько минут, и уже через полчаса на нем появились цифры – «ЕР» 44,27, КПРФ 21,44, ЛДПР – 15,19 и «СР» – 13,27. При этом ни Москва, ни Ленинград, ни Европейский Север в результатах не учитывались. А уже к тому моменту (да и в течение всего дня) по интернету гуляли совсем иные данные – по опросам и данным из протоколов с восточных областей страны получалось, что в конечном итоге «единороссы» могут получить не более 35 процентов.
Но не тут-то было. Уже через полчаса картинка с сайта зависла на цифре 45,93 и не менялась почти час. За это время Чуров успел объявить о том, что результаты «ЕР» вышли на долгожданную цифру 47,3, коммунисты получали уже менее 20 процентов, а эсеры вышли на третье место. Данные с сайта «догнали» объявленные начальством показатели только через час. И остановились более чем на два часа. Чуров исправно появлялся на экране и объявлял новые данные, странным образом увеличивающейся поддержки в пользу «ЕР» – 48,8, 49,6… Откуда он их брал, если на официальном сайте данных не было – неясно.
А в это время на ТВ-канале РТР студия переполненная, преимущественно, представителями медвежьей партии, их приживалами и прихлебателями, цинично издевалась над обществом – они говорили о своей победе, как о свершившемся факте, твердили о выборе народа, а фактически объясняли всем тем, кто поверил в возможность демократического пути изменения тупиковой политической ситуации, в том, что они глупы и бесправны. Явлинский, допущенный к микрофону в этой студии только в два часа ночи, резанул правду-матку – если официальные результаты на сайте ЦИК не меняются в течение трех часов, значит принимается политическое решение. Фактически лидер «Яблока» прямо обвинил и ЦИК, и «ЕР», и президента с премьером в фальсификации. Студия ТВ-канала сделала вид, что ничего не слышала.
Подтверждение словам Явлинского поступило немедленно – в начале третьего ночи Чуров объявил, что результат «ЕР» переполз через психологическую отметку в 50 процентов.
Дальше за ходом подсчета голосов наблюдать было неинтересно. Всю ночь показатели колебались вокруг этой цифры. В 3 часа – 50,07, в 4 часа – 49,96, в 5 часов – 50,2, в 6 часов – 50,05, в 7 – 49,93… Наконец, в 10:00 были объявлены официальные предварительные результаты: «ЕР» 49,54, КПРФ – 19,16, «СР» – 13,22 и ЛДПР – 11,66. При этом соотношении места в Госдуме должны распределиться следующим образом, соответственно, 238, 92, 56 и 64 места.
Стало окончательно ясно, зачем «единороссам» понадобилось тянуть результат до 50 процентов (как уже выше говорилось, хватило бы и 47,3). В коалиции с эсерами они теперь получают и конституционное большинство – 302 голоса. При таком раскладе ЛДПР остается за бортом – ее голоса в будущей Госдуме никому не нужны – коммунистам они не помогут отстоять свою точку зрения, «ЕР» конституционного большинства не обеспечат. Конечно, в идеале (для власти) надо бы подкинуть им еще хотя бы 7 голосов. Весьма вероятно, что в конце концов так и произойдет. Правда, взять их уже неоткуда – единственным резервом остаются голоса КПРФ, но после того как их результат и так занижен почти вдвое, вряд ли дальнейший беспредел (пользуясь терминологией «партии власти») здесь возможен.
В течение всего дня 4 декабря я старался фиксировать все нарушения выборного законодательства, о которых сообщалось в интернете. Предполагалось, что потом можно будет сопоставить данные по тем участкам, где нарушения были выявлены, со средними данными по соответствующей ТИКе и со средними данными по стране. Ближе к полуночи понял, что подобный анализ ничего не даст – интернет кипел уже другими новостями – о том, как выгоняют наблюдателей с участков, как внаглую председатели комиссий вбрасывают сотни бюллетеней с «птичками» за «ЕР», как полисмены отказываются выполнять свои обязанности, но выполняют команды, носящие явно противоправный характер.
* * *
Теперь посмотрим, что же получилось на выходе.
Чего добились «единороссы», и с какой страной им теперь предстоит иметь дело.
Что бы и как бы ни твердили «единороссовские» лидеры и прочие говорящие головы о единстве страны, этими «выборами» они страну раскололи. Будет ли этот раскол оформлен официально – уже неважно. Важно, что страна поняла – стараниями «партии, которая отвечает за все» мы получили две совершенно разные России. Одна – это большая часть национальных республик Поволжья, все национальные республики Северного Кавказа, а также некоторые регионы, в которых (как можно было судить по сообщениям с мест) имело место наибольшее количество нарушений (прежде всего Тульская и Кемеровская области). Вторая страна – это области, которые относятся к территории исторической, коренной России (условно – все, что севернее Оки и Вятки), а также наиболее населенные регионы Сибири и Дальнего Востока (Новосибирская и Сахалинская области, Красноярский край и т.д.).
Эти регионы «осчастливили» «партию власти» поддержкой на уровне 30–36 процентов.
Возникает резонный вопрос – а где «единороссы» собираются жить и работать?
Ведь 30 процентов при 60-процентной явке превращаются в 18 процентов официально зафиксированной поддержки. Если же учесть непрозрачность процедуры подсчета и неочевидность результатов (если выражаться мягко и дипломатично), но вовсе получается, что из каждых десяти жителей исторической России с этой партией готов мириться только один. Ну и как жить в городе, где девять из десяти прохожих откровенно тебя ненавидят и при первой же возможности сведут с тобой счеты?! В интернете еще в день выборов появилась мрачная шутка, смысл которой сводился к тому, что «Единой России» надо срочно переезжать в Чечню. Да, там их встретят с распростертыми объятиями (особенно если они привезут с собой деньги богатых костромских да ивановских крестьян для поддержки нищих чеченских нефтяников). Чечня, безусловно, улучшила показатели прошлых выборов – с «позорных» 96 подняла уровень поддержки до 99,48 процента (данные – на 11 часов 5декабря). А вот Мордовия, наверно, подвела. Здесь «единороссы» лишились почти 17 процентов поддержки – в 2011 году здесь за «партии власти» проголосовало всего-то 91,75 процента, вместо 108 четырьмя годами ранее. Впрочем, в Мордовию «единороссы», наверно, тоже смогут поехать. По истечении депутатских полномочий. Тем более что места для работы и проживания там, кажется, давно подготовлены.
А вот перечень регионов, которые отказали в своей поддержке этой партии (регионы, в которых результат оказался существенно ниже 40 процентов от числа проголосовавших или 25 – от общего числа жителей): Карелия – 32 процента (здесь и далее результаты округлены до целых чисел), Алтайский край – 37, Красноярский край – 37, Приморский край – 33, Хабаровский край – 38, Архангельская область – 32, Владимирская – 38 (и это, несмотря на вакханалию нарушений, о которых много говорилось и до дня выборов и в этот день), Волгоград – 31, Волгоградская область – от 35 до 41 (по двум ТИКам), Вологодская – 33, Иркутская – 35, Калининградская – 37, Кировская – 35, Костромская – 34, Ленинградская – 34, Московская – от 25 до 35 (кроме Люберец, где 39), Мурманская – 32, Нижний Новгород – 33 (в области немногим более 40), Новгородская – 36, Новосибирская – 33, город Омск – 27 (по области – 48 – при примерно той же численности избирателей), Оренбургская – 31 в областном центре, 38 – по области, Орловская – 39, Псковская – 39, Рязанская – 39, Самарская – 38, Свердловская – город 25, область – 32–35, Смоленская – 36, Тверская – 38, Томская – 37, Ярославская – 29, Ленинград – от 28 до 33. По Москве официально показано от 32 до 53, но здесь, даже у невнимательного наблюдателя возникает множество вопросов. Эти данные надо анализировать отдельно и после окончания всех судебных тяжб, которых, надеюсь, будет много.
Ну и с кем «единороссы» собираются работать? Где и с кем собирается Путин вести свою предвыборную кампанию в качестве кандидата в президенты. Нельзя же отрицать очевидное – после 4 декабря психологический климат в стране изменился радикально – теперь могут не только освистать или обгудеть в пробке, но и помидоры с яйцами в ход могут пойти.
Тот факт, что губернаторы перечисленных регионов не смогли или не захотели поправить данные в соответствии с поставленными задачами, можно расценивать как их готовность к сепаратизму и саботажу решений федеральных органов власти. Срочная замена губернаторов ничего не даст – народ-то не поменяешь.
Разумеется, и на более низких уровнях управления (муниципальных), да и среди народа сформируется полное пренебрежение к тому, что говорят и что делают «там, наверху», какие там законы принимают и чего хотят потребовать.
Совсем немного времени пройдет, и «единороссы», скорее всего, смогут убедиться в правильности очевидной истины – тот, кто хочет видеть собственное мнение, как виртуальное мнение народа на бумаге, может увидеть реальное мнение на улице.
В результате последних выборов у народа окончательно подорвано доверие ко всем институтам и ветвям власти.
Кроме того, так как существенное количество избирательных участков располагалось на территории школ, то окончательно подорвано и доверие к образовательной системе – директор школы, являясь председателем УИК и лично фальсифицируя результаты народного волеизъявления, среди своих воспитанников может взрастить только рабскую психологию.
Значительная часть молодежи фактически криминализирована уже на первых своих выборах. Речь идет о «нашистах» и прочих «единороссовских» соратниках и сторонниках, добровольно принявших участие в «каруселях» и прочих неблаговидных действиях. И не надо их жалеть. 18–19-летние оболтусы не могут не понимать, что участвуя в этом, совершают правонарушение, подпадающее под действие уголовного законодательства. Как не могут не понимать и того, что путь в нормальные трудовые коллективы им теперь навсегда заказан – никто не захочет работать с тем, кто честь не сберег смолоду. Остается два пути – в чиновники или в криминал. Но чиновничьих мест на всех не хватит…
Из сказанного следует как минимум два вывода.
Первый – новая Госдума вряд ли доработает до конца пятилетнего срока – слишком мала поддержка и слишком очевидна тенденция к уменьшению этой поддержки.
Второй – русский народ проснулся. И, значит, не надо опускать руки, надо работать и дальше. В конце концов мы победим. Вместе с нашим народом…
Комментарии