Долой министров - капиталистов!

Заметки на полях деклараций о доходах членов правительства РФ

Российская история от Февраля к Октябрю 1917 года ускоренно набирала темп под лозунгом «Долой министров-капиталистов!» В момент крутой социальной ломки крупная буржуазия обычно не доверяет власть своим адвокатам и прочей обслуге, а напрямую направляет своих представителей в правительство. Сегодняшний кабинет В.В. Путина напоминает тот, которому рабочие, крестьяне и солдаты в дни Великой Октябрьской социалистической революции предъявили: «Которые тут временные? Слазь! Кончилось ваше время». Нынешнее правительство РФ — это компания министров-капиталистов. Об этом наглядно свидетельствуют опубликованные декларации об их доходах.

2,5 миллиарда на 25 персон

За три года, в течение которых В.В. Путин возглавляет «белодомовский» кабинет, совокупный доход входящих в него персон составил более 2,5 миллиарда рублей. А ведь правительство состоит всего из 25 министров и вице-премьеров. И каждый из них входит в 1% самых богатых семей Российской Федерации. Эта сотая часть россиян и есть «стратегические собственники», то есть основа капиталистического класса.

Формально вроде бы нет никаких оснований, чтобы относить членов путинского кабинета к лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью. Всем чиновникам группы «А» запрещено заниматься ею. Более того, те члены правительства, которые входят в состав советов директоров государственных корпораций, не получают за эту деятельность, как и предписывает им законодательство, никаких вознаграждений. Но знакомство с декларациями трёх последних лет заставляет сомневаться в законопослушности министров: у каждого доходы прыгают, как блохи на бездомной собаке.

Вот скромный — ни земельного участка, ни машины, ни дачи — министр регионального развития В.Ф. Басаргин. В 2008 году Виктор Фёдорович имел доход 3 миллиона 459 тысяч рублей. Возможно, такова у него зарплата? Но в следующем году доход упал на полмиллиона целковых. Неужели президент или премьер в связи с кризисом сократили оплату труда министров? Но чаша сия почему-то миновала Фурсенко, Шойгу, Христенко… И ещё. В прошлом году кризис тоже не покидал российских пределов. Между тем доход главы Минрегионразвития вырос на 2,6 миллиона рублей. Остаётся предположить, что перепрыгнувший в 1991 году из секретарей Свердловского областного комитета комсомола в начальники другого комитета — по управлению имуществом, которым во всероссийском масштабе руководил небезызвестный А.Б. Чубайс, — г-н Басаргин не только по-ударному руководил приватизацией на Среднем Урале, но и поучаствовал в ней. А прыгающие — и не только у него — доходы свидетельствуют о неустойчивости размера дивидендов, начисляемых собственникам в условиях кризиса.

Другой скромный деятель путинского кабинета И.О. Щёголев руководит Министерством связи и массовых коммуникаций. Приватизацией в своей жизни он никогда не занимался, его планида — журналистика, прочно привязанная к власти. За эту способность Игорь Олегович был катапультирован в руководители президентской пресс-службы. А когда В.В. Путин после восьмилетнего квартирования в Кремле вернулся на Краснопресненскую набережную, то Щёголев получил должность министра. Так что его биография кардинально отличается от жизненного пути В.Ф. Басаргина. Но кривая доходов за три последних года похожая: разрыв между перигеем и апогеем наличности — 1,8 миллиона рублей. Ясно, что это — не следствие причуд в бухгалтерской ведомости правительства.

Лукавые примаки

Кстати, оба министра — Басаргин и Щёголев — не похожи на примаков, которые живут к тому же за счёт своих жён. Супруги Виктора Фёдоровича и Игоря Олеговича, судя по декларациям о доходах высокопо-ставленных мужей, получают среднюю для Москвы зарплату — 25—30 тысяч рублей в месяц. Не то что у некоторых их коллег. Скажем, у заместителя председателя правительства Д.Н. Козака.

За три последних года Наталья Евгеньевна Квачева неизменно вносила в семейный бюджет больший вклад, чем Дмитрий Николаевич. В 2008 году её доход на 1,7 миллиона рублей превышал доходы мужа. В 2009 году разрыв сократился до 100 тысяч рублей. Зато в прошлом году он достиг почти 13 миллионов целковых. А всё дело в том, что недавняя чиновница Минрегионразвития (этим министерством руководил как раз Д.Н. Козак) оказалась очень талантливой бизнес-леди в области адвокатских услуг. Вот он, образец самого надёжного союза капитала и государственной власти!

Только не надо думать, что Дмитрий Николаевич Козак — исключение из правил. Его супруга — кандидат юридических наук, и занимается она в сфере, с которой как-никак знакома. Ирина Сергеевна Иванова уже второй год подряд обгоняет по размеру доходов своего мужа, работающего заместителем председателя правительства. Таков результат её успешных занятий банковским бизнесом. Супруга заместителя председателя правительства, министра финансов А.Л. Кудрина Ирина Игоревна Тентякова, по сообщениям прессы, владеет гостиницей и тоже демонстрирует удивительный талант предпринимательницы.

По размеру приносимых в дом доходов не выдерживает конкуренции с супругой — хозяйкой компании «Салон Нефертити» самый первый заместитель главы правительства В.А. Зубков. Кстати, не только его жена, но и его дочь, Юлия Викторовна Похлебенина, — тоже миллионерша. В 2010 году доходы от её предпринимательской деятельности превышали жалованье её мужа — министра обороны А.Э. Сердюкова более чем в пять раз. Впрочем, получивший после каких-то ускоренных курсов звание офицера запаса Сердюков известен в обществе не благодаря полководческому дарованию и эрудиции в военном деле, а в качестве владельца крупнейшей питерской компании по торговле мебелью. Не случайно министр обороны носит в российских Вооружённых Силах высокое звание «Мебельщик», которого не удостаивался ни один из его предшественников за всю историю отечественного воинства.

Впрочем, если уж зашёл разговор о месте жён министров в высоком бизнесе, то непозволительно обходить вниманием Ольгу Викторовну Шувалову. Жена первого заместителя председателя правительства РФ — истинный уникум на предпринимательском поприще среди совокупной «второй половины» путинского кабинета. Её родной супруг публично заявляет, что жена не занимается бизнесом, а является домохозяйкой. Однако каким-то образом чудотворка принесла в семейный бюджет в 2008 году около 365 миллионов рублей, в 2009-м — почти 642 миллиона, а в прошлом году она повысила состояние семьи на 372907589 рублей 83 копейки. Всё это задокументировано в декларации первого вице-премьера И.И. Шувалова. И вот теперь он, неблагодарный, хочет все заслуги супруги в добывании неимоверными усилиями неимоверных средств присвоить себе… Кто поверит, что его широковещательные заявления соответствуют действительности?

Прекрасная половина кабинета из трёх персон

Ну что мы всё о жёнах министров? В правительстве есть своя прекрасная половина — целых три министра-женщины. И у каждой из них своя «семейная бизнес-линия».

У любопытных, думается, менее всего вопросов к министру социального развития и здравоохранения Т.А. Голиковой, красавице, отличнице и когда-то комсомолке. Да, бюджет её семьи уже второй год преодолевает 10-миллионный рублёвый рубеж. Но у неё муж — В.Б. Христенко, министр промышленности и торговли РФ. Безусловно, убедительнейшее объяснение! Хотя… А почему прошлогодний доход министра Христенко был почти вдвое больше дохода министра Голиковой за тот же 2010 год? Оклад с надбавками должен быть выше у Татьяны Алексеевны: ей положена установленная правительством доплата за учёную степень доктора экономических наук в размере 7 тысяч рублей ежемесячно. Почему же тогда разница не в её пользу и не на 84 тысячи, а на 3 миллиона рублей? Наверное, всё же дело в том, что в своё время В.Б. Христенко тоже поучаствовал в приватизации, когда подвизался в администрации Челябинской области?

Раз уж речь зашла о владельцах учёных степеней, то надо вспомнить министра экономического развития РФ Э.С. Набиуллину. Она и член правительства, и кандидат экономических наук. Несмотря на это, доход Эльвиры Сахипзадовны за последние три года составил «всего» 9785993 рубля. А вот её супруг за это же самое время осчастливил семейный бюджет 43 миллионами 733 тысячами рублей. Это почти в 4,5 раза больше дохода министра.

Кто он? Ярослав Иванович Кузьминов — кандидат экономических наук, но не министр, а профессор. Работает в государственном вузе. Правда, в должности ректора Высшей школы экономики. Но профессору-кандидату наук нынешнее государство установило оклад в 18 тысяч рублей. За три года набирается менее 650 тысяч. А остальные 43,1 миллиона рублей ему правительство жалует за выполнение обязанностей ректора? По 1 миллиону 194 тысячи в месяц? Или теперешняя власть рекомендует ректорам университетов совмещать свои ответственные обязанности с бизнесом?

Что касается третьей входящей в правительство женщины — министра сельского хозяйства Е.Б. Скрынник, то до правительственного поста предыдущие 15 лет она являлась бизнесвумен. Елена Борисовна и сейчас не оторвалась от пуповины частного предпринимательства: в прошлом году её личный доход был примерно втрое выше должностного оклада министра. А в 2009 году, уже будучи главой Минсельхоза, она вместе с мужем получила сверх министерского оклада 12-миллионный доход. Но это — всё же внешняя сторона её жизни. Не менее значима внутренняя суть. Она не просто дипломированный врач, а доктор медицинских наук. Но свой профессионализм в самой гуманной сфере Е.Б. Скрынник променяла на погоню за прибылью.

Их буржуазная суть

В работе «Тридцать теорем для России» директор академического Института океанологии академик РАН Роберт Нигматулин и директор Института проблем естественных монополий Булат Нигматулин подсчитали, что всего-навсего 0,4% семей РФ имеют годовой доход более 30 миллионов рублей каждая. Федеральное правительство представлено в этом семейном списке главных толстосумов страны тремя министрами. Это — первый заместитель председателя правительства И.И. Шувалов, министр природных ресурсов и экологии Ю.П. Трутнев и министр обороны А.Э. Сердюков (поэтому он точно знает, что ему следует защищать и от кого).

Годовой семейный бюджет от 12 до 30 миллионов рублей (то есть 1—2,5 миллиона в месяц) благодаря выдающимся организаторским способностям себе обеспечили министр транспорта РФ И.Е. Левитин, министр экономического развития Э.С. Набиуллина, заместитель председателя правительства Д.Н. Козак и первый вице-премьер В.А. Зубков.

Нельзя обойти вниманием и тех, чей семейный доход от 6 до 12 миллионов рублей в год. А таких в правительстве 9 человек: министры Т.А. Голикова и В.Б. Христенко, заместители председателя правительства С.Б. Иванов, А.Л. Кудрин, В.В. Волошин, министры С.К. Шойгу, Е.Б. Скрынник, В.Л. Мутко, А.А. Фурсенко. Семейный доход каждого из них превышает в 2—4 раза их официальный оклад в правительстве. Иначе говоря, это всё — типичные министры-капиталисты. Недавно обнародованные декларации о доходах «белодомовских» чиновников показывают, что, как минимум, 15 из 25 членов правительства, то есть 60% кабинета, относятся к этой противостоящей трудовому большинству категории.

* * *

«Долой министров-капиталистов!» — этот лозунг 18 июня 1917 года вывел на улицы тогдашней российской столицы не менее 500 тысяч человек. До 95-летия знаменательной даты осталось чуть более полугода. Право, есть о чём подумать.