Полузабытые легенды. Бой у мыса Матапан.

ЛК Витторио Венето.

Линейный крейсер Ринаун. Постройка времён ПМВ.

На базе в Мальте. В 41 году Куины-уже ветераны.

КРТ типа Зара.
Именно после сражения у Мидуэя (остров пол-пути если дословно) Ч.Нимиц. адмирал флота США, командующим Тихоокеанским флотом США в той войне, сказал свою знаменитую фразу-его величество король авианосец! Но первое слово в становлении нового военно-морского искусства сказали англичане. Полузабытый бой у м. Матапан окончательно запер итальянский ВМФ в своих базах и сказал веское слово в борьбе за Средиземное море.
Предвестие.
9 февраля 1941 года эскадра английских кораблей, демонстрируя свое откровенное презрение к итальянскому флоту, появилась у мощной итальянской военно‑морской базы и крупнейшего коммерческого порта Генуя. Английские корабли вышли из Гибралтара под командованием адмирала сэра Джемса Сомервилля, державшего флаг на линейном крейсере «Ринаун». За ним, ощерившийся страшными стволами своих восьми пятнадцатидюймовых орудий, шел линейный корабль «Малайя». Крейсер «Шеффилд» возглавлял корабли прикрытия, а чуть мористее держался авианосец «Арк Ройял», чьи самолеты готовились поддержать действия линейных кораблей.
Развернувшись на боевой курс, «Ринаун» и «Малайя» начали бомбардировку Генуи, посылая на город и порт через каждые 40 секунд по 14 пятнадцатидюймовых снарядов.
Эффект был ужасающим. Огромные снаряды сносили многоэтажные здания в городе и порту. Тонули транспорты с нагруженными на них немецкими танками и солдатами, предназначенными для переброски в Африку на помощь погибающей итальянской армии. Горели машиностроительные заводы фирмы «Ансальдо», пылали и рушились склады с боеприпасами, взрывались цистерны с нефтью. Выпустив 400 снарядов, английская эскадра с достоинством удалилась, потеряв 1 самолет.
В тот же день английские бомбардировщики обрушились на Мессину и Неаполь.
.........
Когда 11 февраля Роммель прилетел в Рим, он уже знал, что в результате бомбардировки Генуи английскими кораблями и самолетами, его хилые силы, выделенные Гитлером, сократились почти наполовину.
28-29 марта 1941 года.
27 марта, в соответствии с договоренностью, достигнутой в Меране между адмиралами Редером и Риккарди, в море вышло мощное соединение кораблей итальянского флота.
Новейший линкор «Витторио Венето» под флагом адмирала Якино вел за собой 6 тяжелых крейсеров, 2 легких и 14 эсминцев. Линкор «Витторио Венето» был лучшим в мире. Ещё достраивался Ямато, ещё были на стапелях Норт Каролина и Вашингтон. Айовы и вовсе существовали только на кульманах. Реальными соперниками ЛК типа Литорио был только корабль союзников Тирпиц. Конечно . тип Нельсон превосходил ЛК типа Литторио по бронированию и артиллерии, но сильно уступал в скорости хода.
Закованный в 350‑миллиметровую броню, водоизмещением более 45000 тонн, корабль нес девять 15‑дюймовых орудий (381мм) длинной в 54 калибра и мог развивать скорость до 30 узлов. Прекрасные тяжелые крейсеры типа «Пола» по своим боевым и техническим характеристикам превосходили в марте 1941 года все зарубежные корабли своего класса, кроме японских.
Узнав из сообщения разведки о выходе в море итальянцев, командующий английским флотом Восточного Средиземноморья адмирал Каннингхем вышел на перехват противника, ведя под своим флагом трех ветеранов Ютландского боя – линкоры «Варспайт», «Веллиэнт» и «Бэрхэм».
Хотя модернизация, проведения в середине 30‑х годов, и придала ютландским ветеранам современный вид, «старики» задыхались уже при скорости 22 узла, а их орудия, номинально имевшие тот же 15‑дюймовый калибр, что и у итальянского линкора, были гораздо менее дальнобойными.
На рассвете 28 марта южнее мыса Матапан (южная оконечность Греции) легкие силы англичан вступили в боевой контакт с противником. Не считаясь с тем, что тяжелые орудия итальянцев способны быстро уничтожить их всех, англичане немедленно открыли ураганный огонь по противнику. Огромные водяные столбы, поднятые снарядами «Витторио Венето», обрушивались на палубы и надстройки английских крейсеров, но попаданий не было. В этот момент в воздухе появились шесть торпедоносцев‑бипланов с авианосца «Формидейбл». Маленькие бипланы, совершенно комично выглядевшие на фоне камуфлированных бронированных чудовищ флота Новой Римской Империи, стрекоча моторами на своей парадной скорости 200 км/час, устремились в атаку.
Ни одного английского самолета итальянцам сбить не удалось, а линкор «Витторио Венето» получил торпеду в корму. Корабль лишился хода и управления, в огромную пробоину хлынула вода. Адмирал Якино немедленно приказал всем кораблям ложиться на обратный курс и отходить в Таранто, до которого было 420 миль.
Окружив поврежденный линкор, сумевший поднять скорость до 19 узлов, итальянское соединение, не выполнив задачи, уходило на запад.
Через час после захода солнца оно было настигнуто еще одной шестеркой торпедоносцев «Свордфиш».
На этот раз торпеду получил красавец – тяжелый крейсер «Пола», который, приняв несколько тысяч тонн воды, полностью лишился хода. «Свордфиши» понеслись к родному авианосцу, который зажег все палубные огни, чтобы принять самолеты на палубу.
В этот момент к месту боя подошли старики‑ветераны адмирала сэра Эндрю Каннингхема. Обнаружив радарами итальянский отряд, линкоры Каннингхема обрушили на противника огонь своих пятнадцатидюймовых орудий. ТКР Зара и Фиуме взорвались и затонули пратически мгновенно. Огонь ГК старых Куинов корректировался по радару. Это было первое применение радара в таком качестве!!!
В это время в луч английского прожектора попал в стоявший без хода тяжелый крейсер «Пола». Сгрудившийся на баке подбитого крейсера экипаж протягивал англичанам буксирные концы. Ум адмирала Каннигхэма отказывал это понять и принять.
Адмирала Каннингхем приказал снять итальянцев на эсминцы, а «Полу» добить торпедами, упустив тем самым уникальный случай захвата в море и привода в Александрию тяжелого крейсера противника, что стало бы наиболее уникальным эпизодом второй мировой войны на море. (говорят, что Черчилль был в ярости). Со времен Цусимы, когда в плен японцам сдалась целая русская эскадра, ничего подобного в XX веке еще не случалось...
В бою у мыса Мотопан была уничтожена первая (и единственная) дивизия тяжёлых крейсеров в итальянском ВМФ. Из 4 крейсеров типа Зара остался один-Гориция.
Это был конец. Итальянский флот больше и не пытался доказать кому‑то свою полезность. Огромные корабли простояли по портам до 1943 года, а потом дисциплинированно сдались союзникам. ( При походе в плен немцы утопили управляемой бомбой линкор Рома-прямое попадание в пороховые погреба) Даже Гитлер больше не напоминал ничего Муссолини о его флоте.
Эта победа оказала желаемое влияние на моральный дух военных моряков Средиземноморского флота и на английский народ как раз в такое время, когда положение на Средиземном море, казалось, было угрожающим. Победа привела к важным стратегическим последствиям: итальянский флот не отваживался теперь выходить из баз и не препятствовал действиям английских кораблей у греческих берегов и в районе острова Крит.
Комментарии
да, были люди в наше время, могучее, лихое племя
Богатыри, не вы..........
да и вытянутая рука-приветствие древних римлян кстате!
В 1944 году, когда де ла Пенне и Бьянки вернулись из плена, им были вручены золотые медали "За храбрость". И знаете, кто прикрепил эту медаль на грудь де ла Пенне? Адмирал Морган, бывший командир линкора "Вэлиент", а в 1944 году глава морской союзной миссии в Италии.
А вот поди ж ты - и в Таранто поработал, и Бисмарку помог, и здесь, и помогал в Атлантике при конвоях. Парадокс, как и с Ю-87. Оказались полезны в нужное время.
А про этот морской бой я и не слышал.
Но появились Барракуды.
Кстате, выложу статью про Кейты. Легенда Тихого океана. Был эффективен в 41 -42 годах. А потом-увы. Время на войне бежит быстро.