Центральная Европа наблюдает, как Вашингтон и Москва бьются за ПРО
На встрече с военными атташе в Москве в среду российский генерал Николай Макаров, начальник Генштаба российских вооруженных сил, заявил, что российские военные начали вводить ряд мер военного характера в ответ на развертывание американской системы противоракетной обороны (ПРО) в Европе. Эти меры, которые российский президент Дмитрий Медведев обозначил в телевизионном обращении две недели назад, включают активацию радара системы раннего предупреждения в Калининграде и усиление российских оборонительных возможностей посредством развертывания стратегических ядерных сил.
В том же самом обращении двухнедельной давности Медведев подчеркнул желание России сотрудничать с Вашингтоном в рамках совместной ПРО, и заявил, что такие меры как размещение современных оборонительных систем - включая мобильные баллистические комплексы ближнего радиуса действия «Искандер» - будут приняты только в случае, если предыдущие «вышеупомянутые меры окажутся неэффективными».
Но Россия не стала терять время и довела до логического конца многие из этих озвученных жестких мер. В тот же день, когда свои заявления делал Макаров, пресс-служба российского Западного военного округа (ЗВО) сообщила, что ракетный полк, вооруженный зенитными установками С-400 «земля-воздух», будет поставлен на боевое дежурство в Калининграде до конца года. Между тем, глава Генштаба белорусских вооруженных сил заявил, что его страна ожидает получить ракетные системы «Тор-М2» класса «земля-воздух» от России в этом месяце, добавив, что вскоре последует и размещение комплексов «Искандер» на территории страны.
Российское противодействие американским планам в области развертывания системы ПРО - вещь не новая. Для России фундаментально важным вопросом является не сама система ПРО (которая формально направлена против возможной ракетной угрозы со стороны государств типа Ирана), а американское военное присутствие, которое принесет с собой система ПРО. Американские планы в области ПРО сконцентрированы на Центральной Европе, которая ранее находилась на периферии сферы советского влияния. Москва не может не чувствовать себя под угрозой в связи с американским военным присутствием в регионе, и эту угрозу представляет собой именно система ПРО.
Россия усиливает противодействие
Хотя за последние несколько лет Россия не раз публично и открыто выражала свое противодействие и свои возражения против американских планов строительства системы ПРО, среда обозначила момент явной эскалации позиции Москвы по этому вопросу, в особенности после того, как Россия смягчила свою позицию в отношении ПРО после так называемой «перезагрузки» российско-американских отношений в 2009 году. Время, которое было выбрано для усиления этой напряженности, весьма важно. В четверг в Брюсселе состоится заседание Совета Россия-НАТО на уровне министров иностранных дел, и Москва все более расстроена и раздражена нежеланием и неготовностью Вашингтона даже обсуждать вопрос о ПРО с Россией в предшествующие мероприятию недели.
По данным источников Stratfor, Соединенные Штаты также готовятся к тому, чтобы убрать вопрос о ПРО с повестки дня четверговой встречи, и, возможно, даже исключить эту тему из повестки дня более значимого саммита Россия-НАТО, намеченного на март в Чикаго (так в тексте, на самом деле саммит в Чикаго назначен на май 2012 года - прим. ред.). Россия продолжает продавливать этот вопрос и требовать переговоров, а российский министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что он планирует разъяснить позицию Медведева по этому вопросу на заседании в четверг.
Что еще более важно, чем время предстоящего заседания, так это то, что развивается более значительный сдвиг в отношениях между Вашингтоном и Москвой, по вопросу о размещении американской ПРО. У Вашингтона не наблюдается недостатка проблем, с которыми ему нужно справляться. Ему нужно свернуть войну в Афганистане, реагировать на рост влияния Ирана в стратегически важных ближневосточных странах, таких как Ирак и Сирия; двигать фокус своего внимания на западно-тихоокеанский регион; и готовиться к возможному экономическому коллапсу в Европе, который обернется глобальными последствиями. Все эти заботы отвлекают внимание Вашингтона и ограничивают для него пространство для маневра вне тех театров действий, которыми он уже занимается. Последнее, что нужно Соединенным Штатам, так это еще один лишний кризис.
Наоборот, Россия неизменно улучшает свои позиции. В отличие от Соединенных Штатов, российские военные не вовлечены в затяжные конфликты вдали от дома. В России полно денег за счет доходов от экспорта энергоносителей, и она собирается извлечь выгоду из кризиса в Европе. И что самое важное, Россия усилила свои рычаги влияния по отношению к Вашингтону благодаря тому, что Соединенные Штаты в последнее время вынуждены все больше полагаться на проходящую через территорию России Северную сеть поставок, по которой идет снабжение войск в Афганистане, из-за невозможности использовать маршруты поставок через Пакистан. Москва уже начала угрожать закрыть Северную сеть доставки, если ее интересы и ее озабоченность по поводу ПРО не будут приниматься во внимание.
Центральноевропейские страны оказались между двух огней. Перед лицом возрождающейся России конкретные обязательства в области безопасности со стороны Вашингтона - это именно то, что нужно этим странам, и система ПРО будет служить символом этих будущих обязательств. Россия это знает, и потому активно работала над тем, чтобы постепенно избавиться от этого обязательства, попытавшись вбить клин в эти планы США, заставив Вашингтон выбирать из двух негативных сценариев: либо отказаться от системы ПРО, а вместе с ней и от прихода в Центральную Европу, либо рискнуть и поставить на карту потенциально возможное прекращение снабжения войск в Афганистане. По существу, Россия пытается заставить Соединенные Штаты принять решение - хотят ли они иметь Северную сеть поставок сейчас или ПРО позднее - в надежде на то, что Вашингтон откажется от своих планов в отношении Центральной Европы.
Тем не менее, Россия знает, что, какие бы рычаги влияния на Соединенные Штаты не находились у нее в руках, она не является невосприимчивой к глобальным экономическим проблемам и не защищена от ответного удара из Афганистана. Москва знает, что ей нужно быть внимательной и не давить своими нынешними рычагами влияния слишком сильно. Соединенные Штаты, несмотря на их нынешние достаточно слабые позиции, по-прежнему являются доминирующей силой, вокруг которой вращается вся глобальная система. Они могут выставить целый спектр сил, чтобы надавить на Москву, если посчитают необходимым. В конечном счете, в любом спарринге между Соединенными Штатами и Россией ни один из игроков не сможет отправить соперника в нокаут. И как бы надолго не растянулся бой между двумя державами, посреди сражения по-прежнему будут оставаться центральноевропейцы.
Комментарии
спарринг между россией и сша? спасибо, давно так не смеялся...
Так что лично у меня - нет никакой уверенности в безопасности России.
Северная сеть поставок - это Великий Афганский Героиновый Путь.
По которому США успешно ведёт военные действия против России в III Мировой войне, уничтожая сотни тысяч российских граждан.