Обыкновенный капитализм в эпоху Интернета. Все счастливы.

На модерации Отложенный

 

Борис Мартынов: «Страна тлеет, как бикфордов шнур»

Заместитель директора Института Латинской Америки РАН, доктор политических наук рассказывает о ситуации в Мексике

- Борис Федорович, о положении дел в Мексике, конечно же, чаще вспоминают в Вашингтоне, нежели в Москве. Мы мало что знаем о происходящих в стране тревожных событиях. Мексику уже именуют «наркогосударством»…

- Все-таки не соглашусь со столь категоричной характеристикой. Хотя, действительно, если раньше главным поставщиком наркотиков в Западном полушарии именовали Колумбию, то теперь ее заменила Мексика. Богота под давлением Вашингтона все же сумела «прижать» наркомафию, которая двинулась в Мексику. Здесь выращивают марихуану и опийный мак, страна, к тому же, стала неким «транзитным залом» для переброски наркотиков из той же Колумбии. Не повезло ей в смысле географического положения, она граничит с Соединенными Штатами, куда идет основной поток наркотиков из Латинской Америки.

Названия могущественных мексиканских картелей известны: самый жестокий - «Зетас», самый сильный – «Синалоа», есть еще «Галф» и много других, помельче, объединяющихся или воюющих между собой. Они убивают тех, кто пытается бороться с ними, на сегодня, по официальным данным, погибло уже 44 тысячи человек. Убивают редакторов сайтов, выступающих против наркомафии, двух журналистов демонстративно повесили на перилах моста, прикрепив к телам плакат «Интернет-доносчики». Во «всемирной паутине» выставляют ролики со сценами казней «недовольных». Многие информационные агентства и газеты просто-напросто перестали вообще что-либо сообщать о наркомафии в стране.

Складывается полное впечатление, будто власть бессильна. При этом в штате Юкатан, самом Мехико-сити, на тихоокеанском побережье страны, в Акапулько, главных туристических центрах у правительства хватает сил поддерживать порядок. Но вот в северные штаты лучше не показываться, фактически там существует другая власть, которая принадлежит наркокартелям. К примеру, жители города Куэрнавака с населением в миллион человек вдруг получают по электронной почте письма, в которых им не рекомендуют вечером выходить из дома, потому что предстоит очередная разборка между наркокартелями. «Иначе мы можем спутать вас с нашими врагами», - любезно сообщают им.

- Журнал «Форбс», составляющий списки самых богатых людей на планете, считает главу картеля «Синалоа» Гузмана по прозвищу «Коротышка» одним из самых богатых и самых влиятельных людей в мире. Он не пожалел денег на подкуп охраны, чтобы сбежать из тюрьмы строгого режима в 2001-м…

- Давайте попробуем понять, что же произошло в Мексике и принесло ей столь печальную славу в мире. Разговор - о мексиканцах и о том, как они живут. Я часто бывал в Мексике, первая командировка – так еще в 1978-м. Страна тогда поразила своим оптимизмом, хотя по всем экономическим индикаторам она в лидерах не фигурировала, принадлежала к числу «среднеразвитых развивающихся стран», находилась в первой десятке этого списка. Конечно, в стране была бедность – а где ее нет? Но не столь масштабная, как сегодня. Согласно последним данным, с 2008-го по 2010-й бедное население в Мексике увеличилось с 48 миллионов 800 тысяч до 52 миллионов, что составляет половину жителей страны, а местные эксперты считают, что два из каждых 10 мексиканцев просто нищие.

Последний раз я побывал там год назад, и сравнение не в пользу нынешних реалий. Скажем так, жизнь стала выглядеть более «обшарпанной»: фасады домов неухоженные, общественный транспорт сильно изношен, население вроде бы жизнерадостное, но улыбок стали поменьше. Существует выражение «рост без развития»: речь идет о воплощении в жизнь либеральных идей, и вот та самая магическая рука рынка навела в Мексике свои порядки. Рост без развития – прежде всего размывание среднего класса. Богатые преумножают капиталы, бедные беднеют. Исчезает прослойка, которая является становым хребтом государства.

Апатия в стране видна невооруженным глазом на всех уровнях. В правящих элитах она проявляется в нежелании взять ситуацию под контроль. Проще говоря, люди начинают жить исключительно интересами сегодняшнего дня, совершенно не думая о дне завтрашнем. Это относится и к наркодельцам, и к тем, кто с ними борется. Отсутствует «драйв», если под этим словом понимать желание работать и видеть светлое будущее своей страны. Раньше он у мексиканцев был, теперь его нет.

Недавно читал публикацию, автор которой рассуждает о том, кто бы еще мог присоединиться к странам, входящим в БРИКС. Среди первейших кандидатур – Мексика, Аргентина, Индонезия. Так чем же Мексика с ее вполне приличными экономическими показателями отличается от Бразилии, входящей в это объединение? Журналист жестко и точно отметил: большой недостаток Мексики – развивающаяся в обществе социальная апатия…

Жители страны понимают, что экономически их пристегнули к американскому рынку. Апатия вызвана еще и тем, что мексиканцы не любят американцев, а им предложили в качестве путеводной звезды нелюбимую ими страну и ненавидимых ими людей, принялись вестернизировать сильную, самостоятельную и древнюю культуру, навязывать в качестве идеала прагматичные и невысокие потребительские стандарты. Общество не выдерживает этого опошления, у граждан страны появилось чувство духовной ущербности.

Нужно учитывать особенности мексиканцев: они всегда очень гордились своим национальным своеобразием, своей культурой, они позиционировали себя никак не ниже американцев. Ну а поскольку США третировали мексиканцев подобно людям второго сорта, то мексиканцы называют американцам презрительно - «гринго».

- Бедность и апатия – как следствие превращения в «наркомагазин»?

- В девяностые годы МВФ и Вашингтон щедро снабжали Мексику кредитами на десятки миллиардов долларов. А долг надо возвращать с процентами – причем не только деньгами, от страны потребовали углубления неолиберальных реформ, предоставления экстраординарных льгот американским корпорациям и вступления в НАФТА - Североамериканскую зону свободной торговли. В итоге соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации свободной торговли было подписано и вступило в силу 1 января 1994-го.

Результаты неолиберальных реформ известны многим странам, применительно к Мексике лишь скажу: после вступления в НАФТА доходы рабочих в стране сразу же сократились почти на треть. В штате Чьяпас началось восстание членов подпольной Сапатистской армии национального освобождения, исповедующей коктейль из идей коммунизма, анархизма и индейского национализма.

Именно обнищание довело мексиканцев до апатии, они крайне редко общими силами пытаются протестовать против засилья наркомафии. Неверие в желание и способность властей покончить с картелями привело к тому, что сегодня около 115 тысяч граждан Мексики, спасаясь от насилия, просят убежища в соседних Соединенных Штатах. При этом, по американским оценкам, только в прошлом году наркокартели получили прибыль в 25 миллиардов долларов. Что примерно совпадает с данными мексиканских властей, оценивших доход торговцев в 132 миллиарда долларов за период с 2006-го по 2010-й.

- Получается, Вашингтон сам создал в соседней стране обстановку, на которую теперь и жалуется?

- Он ее еще и ухудшает. Боевики наркокартелей получают оружие из Соединенных Штатов. Понятно, оно поступает нелегально, но объемы поставок очень велики. Бизнес! Восемьдесят процентов единиц огнестрельного оружия, которое было конфисковано мексиканскими властями у наркодельцов, приобретено в США. Выращивай наркотики – продавай, на вырученные деньги покупай оружие и выращивай еще больше наркотиков. Такой вот «круговорот». Послушать представителей мексиканских властей – так они денно и нощно преследуют членов наркокартелей. А на самом деле - куплены наркодельцами и контрабандистами оружия и выполняют то, что от них требуют. В 2009-м силами армии и полиции в один день было задержано десять мэров и плюс еще 17 должностных лиц, среди которых были губернаторы, блюстители порядка и один судья. Все они были обвинены в соучастии организованной преступности.

- На борьбу с наркокартелями брошена даже армия. Но, по уверениям экспертов, она в большинстве своем продажна и пытается лишь отобрать деньги у наркодельцов.

- Армия в стране специфическая даже по стандартам Латинской Америки, она очень компактна. Ну, против кого Мексике воевать? С юга соседи маленькие и слабые, а с севером классической армией сражаться бесполезно. Армия никогда не принимала участия в политике – в отличие от других южноамериканских стран. В некотором роде, она была во многом опереточной, как ее описал О.Генри в «Королях и капусте». Сейчас, правда, в связи с необходимостью борьбы с терроризмом и наркотрафиком, охраной нефтепромыслов созданы мобильные отряды «коммандос». Ну а как же не быть в армии коррупции, если она так широко распространена на всех уровнях власти! При этом, замечу, люди, «сделавшие деньги», не очень стремятся, в отличие от наших соотечественников, демонстрировать свое богатство. Идешь по престижному району Мехико-сити – вдоль улиц высоченные стены, за ними скрыты дворцы, где живут нувориши. В основном же деньги, вырученные за наркотики, уходят за границу: приобретается недвижимость в тех же Штатах. А в Мексике богатые стараются себя вести скромнее.

- Претендент от республиканской партии на пост президента США Рик Перри уже открыто говорит о возможности военного вмешательства в дела соседа. В ответ получает от мексиканских властей негодующее «Это наша страна, сами справимся!».

- У меня был один хороший знакомый - военнослужащий мексиканской армии. Мы с ним много беседовали, и как-то раз я его спросил о планах отражения возможной агрессии с Севера. Да, ответил он, мы вполне серьезно изучаем стратегию ответного удара. Наша армия, сказал он, естественно, вооруженные силы США не осилит, поэтому мы применим партизанскую тактику, заготовки уже есть, и Америке мало не покажется.

- По мнению американских аналитиков, в Мексике может случиться переворот, к власти придут некие трезвомыслящие военные и, похоже, этот вариант развития событий может устроить всех соседей страны. Сценариев, одним словом, немало. А если сохранится существующее положение вещей?

- Один известный американский публицист в своей недавней книге утверждает: в ближайшие двадцать лет произойдет война между США и Мексикой. Главная причина? Наличие в Мексике проблем, которые, как считают в Вашингтоне, проникают на территорию Америки.

Я общаюсь с мексиканцами, которые приезжают к нам на учебу. Один мой знакомый давал очень пессимистические прогнозы развития ситуации у себя на родине.

- В Соединенных Штатах есть даже популярная видеоигра о том, как американские воинские части вторгаются в Мексику…

- Претендент на пост президента Мексики от Партии национального действия, бывший министр внутренних дел Сантьяго Крил сказал, что в случае своей победы исключит армию из борьбы с наркокартелями. Его задача – перекрыть финансовые потоки торговцев наркотиками. А вот бывший президент Мексики Висенте Фокс предложил, видимо, самый оригинальный способ: он рекомендовал Вашингтону легализовать наркотики в Соединенных Штатах...

Судя по всему, действенных рецептов у властей и желающих прийти во власть нет. Значит ли это, что в перспективе Мексику ждет гражданская война? Или же – «балканизация», распад на несколько частей, чего тоже никто сегодня не исключает. Не надо сбрасывать со счетов сепаратизм мексиканских северных штатов и возможное создание там неких марионеточных правительств. Страна вступила в непредсказуемый и опасный период своей истории.

Смотрите, 11 ноября поступило сообщение об аресте Овидио Санчеса, одного из крупнейших перевозчиков наркотиков картеля «Синалоа». А на следующий день министр внутренних дел Франсиско Мора, второй человек в администрации президента, гибнет при крушении вертолета. Естественно, мало кто из мексиканцев верит в то, что смерть министра была случайностью...

Усилиями Соединенных Штатов, сделавших идеалом многих мексиканцев наживу любой ценой, страна превратилась в тлеющий бикфордов шнур…

 

Беседу вел Виктор Грибачев

 

24.11.2011 | 13:26
Специально для Столетия