Те же люди, тот же мир ...

На модерации Отложенный 4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы

В рамках десятого Львовского книжного форума, который завершил свою работу несколько недель назад, читательской общественности был представлен ряд новых изданий - книг художественных, документальных, научно-популярных, и вообще неопределенных жанров. Разные книги вызывали, соответственно, и разное к себе интерес. Например, за ажиотажными презентациями нового романа Юрия Андруховича "Двенадцать обручей» почти не замеченной прошла появление на стендах Львовского форума еще одной книги прозы с тем же именем на обложке. Речь идет о новой повести Софии Андрухович «Старые люди», буквально накануне Форума выпущенную в свет Ивано-Франковским издательством «Лилея-НВ».

      Неисчерпаемый Калушско-львовский аутист Юрий Издрык, которому выпала возможность писать предисловие к этой книге, начинает свои размышления с такого глубокого суждения: «То, что мир Софии эволюционирует, вещь очевидная ...»  Напомним читателю, что именно так - «Мир Софии» - называлась одна из первых рецензий на предыдущую книгу Софии Андрухович «Лето Милены", выпущенную киевским издательством «Факел», и эта рецензия была помещена именно на страницах «Украины молодой» около года назад.

      За время, прошедшее мир Софии действительно видоизменился. Не то чтобы он сам постарел, - нет. Год - это еще не то время, за которое могут произойти кардинальные изменения. Но в нем, в том мире, появились они, старые люди. И дело не в физическом, биологическом, календарном возрасте. Речь идет, скорее, об остроте мировосприятия - ощущение это, как известно, обостряется, усиливается именно в людей старшего возраста. Это и есть один из ключей к прочтению повести. Обострение мировосприятия, как обострение болезни, заставляет деда и бабку главного героя Луки в очередной раз жениться (прежде уже раз расставшись) буквально на первых страницах произведения. Именно обостренное мировосприятие доказывает другую главную героиню по имени Марта с шизофренического ковыряния в тексте песни «Черемшина». Ее, Марту, беспокоят две строки этого шлягера:

      Везде буйно цветет черемуха,

      Музыка к браку нарядилась калина.

      Марти кажется, будто черемуху сравнивают с калиной, хотя в действительности эти два разных растения просто по-разному цветут: черемуха цветет «буйно», а калина - «музыка в брак нарядившись». Только и всего. Но чрезмерное внимание к миру (в данном случае - к слову) порой приводит к таким вот логических (силогичних) выстроена.

      Впрочем повесть Софии Андрухович самом деле совсем не об этом. Она, эта повесть, - некая флюктуация, сгущения различных историй, которые случаются с героями или пересказываются ними другим героям. Мир этих историй уютный и погожий, там много еды и тепла, всего того, чем можно порадовать плоть человеческого существа. Мир этот, кажется, и действительно прогрессирует, как это утверждает упомянутый выше Издрик, но в прогрессировании этом нет ни крошки от ужасного словосочетание «научно-технический прогресс». София Андрухович создала книгу, которую приятно читать, расположившись в удобном кресле и накрыв ноги пледом, - зато к чтению в троллейбусе или в электричке повесть «Старые люди» почти совершенно непригодна.

      Нельзя не отметить, как растет уровень письма молодого автора по сравнению с первой книгой. Тужавишою, упругой делается фраза, она смелеет, разворачивается, включая в себя все сложные периоды. Текст делается для Софии Андрухович родным, она уже не приближается к нему с благоговейным страхом, а решительно-смело берется за его творения, чувствуя в себе прилив той силы, которую любители от литературы прежде окрестили вдохновением.

      Для читателя знакомство с новым произведением Софии Андрухович будет, думается, одновременно и открытием, и встречей с ранее знакомым миром. «Лето Милены» и «Старики» - это не только две отдельные повести, но и две главы одной большой повести. Если смотреть под другим углом, то София Андрухович отныне обречена всю свою дальнейшую жизнь писать следующие разделы этого бесконечного произведения. Ведь что произошло один раз, то никогда не повторится, но что случилось дважды - повторяться снова и снова. По крайней мере так утверждает Пауло Коэльо в своем «Алхимик». Поэтому нам, читателям, остается только ждать подтверждения процитированной выше сентенции - а это подтверждение должно появиться в виде новых книг с фамилией Андрухович на обложке.