Удивительные факты из истории арабо-еврейских отношений.

На модерации Отложенный

В свете последних событий в Магрибе  и очевидном росте напряженности вокруг Сирии и Ирана, на мой взгляд, небезынтересными представляются некоторые факты из истории двух этносов-арабов и евреев. Первые евреи из Европы прибыли в Палестину в 1882 году. Их малочисленность и  небольшое экономическое влияние в регионе не вызвали никакой конфронтации с арабским населением. Но к началу ХХ века поток мигрантов из России и Австро-Венгрии стал наростать, увеличалась доля евреев в землевладении. В 1909 году был основан Тель-Авив. Все это стало вызывать недовольство арабов. Власти Османской империи, наоборот, не придавали этим изменениям большого значения. Они рассматривали евреев как неравноправное меньшинство, права которого не были узаконены. Да и сама еврейская община не давала османам поводов для недовольства. Так, например, 15 августа 1899 года признанный еврейский лидер доктор Герцель в речи при открытии в Базеле 3-го Конгресса сионистов заявил следущее: "Мы ничего не предпринимаем, что бы хоть несколько могло возбудить справедливые опасения Турции. Мы открыто высказываем наши намерения. Мы не хотим маленькой не упорядоченной колонизации и вкрадывания евреев в Палестину". ( "Русская мысль". Ежемесячное литературно-политическое издание. Книга Х. Москва.1899.стр.177.). Положение резко изменилось с оккупацией Палестины Великобританией в ходе Первой мировой войны в целях прикрытия Суэцкого канала, а в 1917 году , в соответствии декларицей Бальфура, британское правительство решило создать на территории Палестины условия для обустройства евреяями "национального очага".

Такая неясная формулировка свидетельствует о нежелательности для англичан возникновения еврейского государства. Они искренне полагали о предельном притоке из Европы не более 100000 еврейских мигрантов. Сами же представители еврейского этноса относились к этому иначе-они видели в этой формулирорвке один из этапов создания государства. К декларации Бельфура очень благосклонно отнеслись сами арабы. Их лидер эмир Фейсал даже дал согласие на создание такого государства. Оно вошло в историю под названием соглашения Фейсала-Вейцмана от зянваря 1919 года. Этот факт, скорее всего, вызовет удивление у большинства сегодняшних читателей. Однако, в то время такие отношения между этими этносами были нормой. В арабской среде тогда господствовали представления о евреях как "двоюродных братьях". Они были основаны на традиционных постулатах арабской генеологии о наличии у них и евреев общего предка-Сима, сына Ноя. Мандат Лиги Наций, утвердивший господство британцев в Палестине, изменил ситуацию. Евреи получили больше прав, чем арабы. Борьба арабов за ликвидацию британского господства неизбежно вела к их конфронтации с евреями, что привело к открытому вооруженному столеновению в 1931 году. Эту дату и принято считать началом "ближневосточного конфликта" , не утихающего по сей день.