РОДИНА, эссе
Далеко унес меня океан жизни от берега родины.
Были города, большие и маленькие, красивые и убогие, пронизанные морским ветром и затхло-пыльные, знойные и промозглые. Был Белый город, шагнувший в татарскую степь в том числе и с моих натруженных ладоней. Светлый, просторный, новорожденный, со смешными трогательно-голыми саженцами вместо зелени. И была косматая, тяжелая, себе на уме, столица сугубо российской глубинки, мое последнее пристанище.
Эти города заслонили мою бедную родину с круглой водонапорной башней посередине - такие стоят чуть не на каждой станции вдоль горьковской железной дороги. Но эта башня была особенной, и дни, когда спускали через широкую трубу воду вспененной до белизны мощной струей, были тоже особенными праздниками для окрестной мелюзги.
Моя родина пахла железной дорогой: прогретыми на солнце рельсами и разомлевшими смоляными шпалами, запахами неведомых краев, неуловимо оседавшими с мчавшихся "скорых".
У моей родины много запахов и лиц: земляничное, звездное, золотисто-огненное, речное, а одно серебряное, искрящееся - зимнее. Таких белых, сверкающих и таких огромных сугробов уже не было никогда и нигде - ведь они возвышались над головой... Никогда и нигде так не пахли корешки и страницы библиотечных книг, их сладко вдыхаемый запах кружил голову...
Я помню золотой огонь моей родины в русской печи, ее нестерпимый жар, понемногу остывающий к утру.
На моей родине холодная, прозрачная река, пятикилометровый путь к которой по жаре и мягкой от пыли дороге труден и томителен как подвиг. Крупная рыба бьет хвостом поверхность воды, цветущую солнечно-желтыми кувшинками и ослепительными лилиями. Их букеты тяжелы, холодны и пахнут влагой...
Один раз в году моя родина пахла мандарином - из бумажного кулька с новогодним детским подарком от железнодорожного депо. И постоянно моя родина пахла блохастой шкурой пса Барона и нежной шерсткой бездомных котят.
Ох как далеко от меня родина, так далеко, что вернуться туда нельзя, потому что сквозь время и возраст не ходят. Когда прошло время, родина перестала быть м е с т о м. Навсегда. Она осталась сном, еле брызжущим светом на труднопроходимой дороге жизни, которая никогда не приведет к ней.
Как это странно - осознать утрату родины после десятилетий беспамятства, ощутить ее остроту и непоправимость.
Потому что "где родился, там и пригодился", а больше так не пригодишься нигде, а может, и вовсе нигде не пригодишься. И солнце не будет так ласково, а небо так звездно, нигде так не будут пахнуть цветы и сугробы.
И догадываешься вдруг, что все, происходившее с тобой в других местах, на родине бы происходило иначе, как уже никогда не произойдет. Что лишенная корней, всем чужая, преодолевала ты свою жизнь на чужбине. Любила чужих мужчин и дружила с чужими друзьями. Жила в чужих домах и растила чужих, хоть и рожденных тобой детей, не понимая, отчего так зла тоска и так непомерно одиночество, отчего немилостива судьба и смешны враги, а любовь и дружба какие-то сквозные, отчего невесело на пиру, а на похоронах не больно...
Очень много лет отделяют тебя от этого воспоминания. Ты впервые меняешь место жительства в посёлке, где родилась: переезжаешь с семьей с улицы Сен-Катояма на улицу Станционную.Вы с мамой несёте последние пожитки. То есть, несёт мама, а ты бежишь рядом. И вдруг понимаешь, что покидаешь огромный деревянный дом с просторными верандами и коридорами, множеством соседей, которые воспринимались тобой как члены семьи, НА-ВСЕГ-ДА. Покидаешь всю дотоле прожитую жизнь!
Ты ещё не умеешь читать и тем более, не можешь записать те чувства, которые обуревают твоё маленькое пятилетнее тельце, но внятно понимаешь: запомнить то, что сейчас чувствуешь - необходимо. Но КАК?!
Вдруг замечаешь небо. Оно в тот час сплошь в одинаково мелких, кудрявых, как барашки, облачках. И догадываешься: "Небо- ВЕЧНО. Всякий раз, когда увижу его, вспомнится это пронзительное чувство утраты".
Именно в те минуты, на твоей Родине, родился в тебе поэт, ОБЯЗАННЫЙ фиксировать всё, что происходит с его душой. Потому что история отдельной души не менее важна, чем история человечества... Именно тогда проснулся в тебе инстинкт сохранения бытия, который для поэта важнее инстинкта самосохранения.
А значит, придёт день, и Родина очнётся в тебе.Ведь она была, есть, и где бы ей находиться все эти годы, как не в тебе? Она будет смотреть тебе прямо в лицо со страниц твоих книг. И ты будешь смотреть на неё, узнавая и улыбаясь сквозь слёзы.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Человек играл на курае, пел своим голосом, потом фальцетом, потом горлом (горловое пение), и снова звучал курай. В те минуты я не поняла, почему во мне вдруг девятым валом поднялось ощущение бездомности (это и есть, наверное, тоска по Родине) оно нарастало, обрушивалось, кружило как щепку мою душу... А ларчик просто открывался: я русская, но родилась и первых 12 лет жизни прожила в Башкирии...
"Тоска по Родине" назывался номер, как я потом выяснила, а исполнитель - башкирский народный артист Рустем Маликов.
Комментарий удален модератором
Хотя вот это эссе написано в 2004 году, когда жила в России, и было все: и Дом, и семья.
А третий момент, такая ностальгия. думается, не у одной меня - вот и Вы привели тому пример).
Может потому, что многие, ощущающие эту тоску по Родине, чужие для неё... Не знаю.
В годы строительства КамАЗа мы очень любили песню:
Мой адрес не дом и не улица,
мой адрес Советский Союз!
С восторгом пели. Собравшиеся со всех концов страны. Но тогда ведь все было по-другому, в Советском Союзе действительно можно было считать себя дома везде.
Другое дело сейчас. Если у тебя нет регистрации по месту жительства, ты никто, тебя нет, ты бесправен. (Так что вопрос о выборах - я о статье, куда вы меня командировали, для меня неактуальный). И везде, где спросят адрес, я мрачнею: сейчас начнутся неприятности. В паспорте адрес один и он очень далеко, а живу я совсем в другом месте и сейчас начнется... транспортная карта не положена, ЕДВ тоже, кредит не дадим, заплатите штраф за нахождение в чужом городе более 90 дней без регистрации....
так что нынче я бы эту песню не с восторгом, а с содроганием приняла
Все в жизни разлетелись. Но ни в одно из этих мест нельзя приехать как на Родину... И по причинам, что перечислили Вы, Вера, и по другим.
Да и давно я поняла, что перемена "слагаемых" (места жительства) в России для обычных людей в наше время оставляет постоянным груз существующих проблем, тревог, зачастую только добавляя к ним новые. Особенно, когда ты уже не первой и не второй молодости...Примеров тому вокруг - тьма. Моя жизнь сложилась на Северах. Большинство здесь живут и жили с мечтой уехать на Родину "как только" ..И уезжают. И часто возвращаются обратно - той их, лелеемой в памяти Родины, больше не существует.
А паспорт в нашей стране скоро нужно будет предъявлять и в общественном туалете.
Бывая в Польше, я не упомню ни одного случая. когда меня попросили бы предъявить документ, удостоверяющий личность. И это при том, что язык я знаю на минимально бытовом уровне. Смешно признаться, но на улицах Варшавы меня оставляет чувство тревоги, преследующее в Москве, которую я просто проезжаю.
А я даже не могу утверждать, что живу в России добровольно, потому что никогда не была за границей. До перестройки занавес железный, после перестройки - золотой, а теперь вообще просто некогда, в отпусках надо делать дела - навещать свою недвижимость в костроме, ремонтировать и прочий порядок наводить. Наверное, в этом году я продам ее, надоело висеть меж двумя городами.
А что кас.Польши, мой сын, когда ехал из Германии (на автобусе) сквозь Польшу, с ним случилось то, что больше нигде, ни в одной из стран не происходило, хотя он много где побывал (за меня, наверное:). Автобус проезжал мимо местности: поле, далее лесок, за ним - населенный пункт. Он почувствовал неодолимое желание выйти из автобуса и пойти туда, потому что это было что-то навроде зова Родины. Он точно знал, что не был тут ни разу и не видел этой местности, но более родного места, говорил, не встречал. Еле удержал себя, чтобы не выйти и не уйти в эту Польшу навсегда.
Комментарий удален модератором
Привет, Февраль!.. Твои снега родные
нежнее и утешнее стократ
тех слов, что мне уже не скажет брат,
поскольку братья – под землей лежат,
в заморских землях прижились иные.
Всё хорошо, мой белоснежный друг,
под скрип шагов, с тобой, не в одиночку,
стихов молочных выпевая строчки,
идти домой, к любимому сыночку,
а ты во мне и вне, Февраль, – вокруг…
Ах, ничего, - ведь я в краю родном!
Ах, ничего, что здесь я отщепенка…
Ты мне такую песенку протренькал
под утренние золотые гренки,
что стих будильник, замурлыкал дом.
Ах, ничего, что этот дом чужой,
ах, ничего, что жизнь подходит к краю.
В стране родной как страница, шагаю.
…Как странно в ней, и - я ее не знаю.
Но хорошо – не знаю и другой.
Пока, Февраль, пока. Пока живу.
Пока метешь так нежно, страшно, вьюжно.
Пока я здесь, мне ничего не нужно.
Оставлю сыновей стране бездушной.
Да что с того, - рожали и в хлеву…
Пока живу, и есть где спать, что есть.
А Иродов во все века не счесть.
14.02.2007
Алина, процитировала для Татьяны пару строк отсюда, а потом захотелось все стихо поместить. Уже для обеих.
Комментарий удален модератором
И в том, что сходитесь с Дедковым - тоже.:
Приятно посмотреть на маленькую леди:)
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
У Вас такое красивое имя. Вы не француз?
У меня с ЖД связано тоже многое: мой отец водил тепловозы, его нет уже 40 лет, но когда сажусь в поезд, кажется, он рядом, я дома...
Любая ЖД-ветка мне напоминание о нем. Иду мимо, говорю: здравствуй, отец.
Ошибочно.
Думаю, чел имеет право на ошибку.
Но сентиментальностью тут, простите, не пахнет. Тут, если хотите знать, выстраивание отношений с человеком, который ушел в иной мир. Очень длинная и богатая на события история. И знаете, у меня получилось. И у него получилось. Когда увидел, что ошибался - оттуда увидел, не сразу, правда, годы и годы потребовались, чтобы стало ясно: я ЕГО дочь. Контакт меж нами есть. Конечно, очень стрёмный. Меж миров все-таки...
Но по-любому, спасибо за выражение добрых чувств.
В тему: брось судьбе кость - пусть подавится).
Марис, а Вы на аватарке одну головку (сыра, по-моему) выставляете это в память о всаднике без головы?
"Он был эстет, нонконформист и даже не антисоветчик, а просто Иной. Природный русский и «безродный космополит». И, конечно, великий насмешник. За сатиру и взяли. Просто не поняли, что это за птица. А это был пересмешник. И мысли у него были поперек, и дела поперек.
Не ужился с совписами, не ужился с КГБ. Не ужился и с эмигрантами. Вогнал в гроб пушкинистов и «гогельянцев» (это те, которые зарабатывают себе на хлеб с икрой исследованием творчества Гоголя). Довел до ярости самого Солженицына.
Спокойно в 1973 году уехал на Запад, никакой ностальгией не страдал, о рябине слез не лил, березками не грезил; состоялся, как Набоков, писал, прославился, зарабатывал на жизнь и не вернулся, хотя звали. Если говорить о ереси, он был не Лютер, папскую буллу не прибивал к дверям, новую религию не создавал." - :http://gidepark.ru/user/1296892160/article/469182
Тоску не отнимайте у меня!
За ностальгию я отдам полцарства,
нет вдохновенью лучшего коня!
:)
Мешает жить Париж?
Ты посмотри - вокруг тебя тайга...
Подбрось-ка дров в огонь,
Послушай, дорогой,
Он - там, а ты у черта на рогах.
Здесь как на Пляс Пигаль
весельем надо брать,
тоскою никого не удивишь...
Монмртр у костра,
сегодня как вчера,
и перестань, не надо про Париж.
Немного подожди,
потянутся дожди,
отсюда никуда не улетишь...
Бистро здесь нет пока,
чай вместо коньяка,
и перестань, не надо про Париж...
И Вам не стоит заступаться за мою Родину, ибо в процитированной Вами фразе - только любовь к ней, что прочувствовать Вам не удалось.
Разве это не Ваши слова? Называя родину "бедной", Вы выказываете к ней жалость, хотя из всего написанного чувствуется, что Вы жалеете о том, что сами потеряли с ней связь. В данном контексте это слово лишнее.
Иным же ясно, что это стихи. Стихи в прозе. Вы так на текст и посмотрите. Может, тогда Вы увидите больше.
А если хочется обличать, то, например, есть занятие лучше, убедительней. За забором и под забором никогда нет того, что на нем порой пишут. Коротко и ясно: три буквы. А где он? Неееету.... Но буквалист будет утверждать, что раз написано, должно быть так.
И вообще улыбнитесь - Вас снимают скрытой камерой.
Весь текст пронизан светлой ностальгией, и вдруг - бедная. Возможно, это у меня от профессии. Я человек технический и к терминологии отношусь ответственно. Вот и влез со своим уставом в чужой монастырь. Теперь буду писать только восторженные комменты, Пропади она пропадом, эта критика!
,
"Один раз в году моя родина пахла мандарином - из бумажного кулька с новогодним детским подарком от железнодорожного депо". Это не деталь бедности? А все остальные реалии, разве они - хоть одна, связаны с материальным благополучием, говорят о нем?. Конечно бедная - в том плане, в котором Вы сейчас говорите.
В моем определении "бедная" есть и этот аспект. А больше тот, про который вы говорите: бедный ребенок, бедный кошак. Мы говорим это, жалеючи. А жалея, русская женщина выражает любовь. В деревнях на Руси женщины не говорили "люблю", говорили: жалею тебя. И этот аспект есть в моем определении "бедная моя родина". И Рубцовские стихи, начинающиеся с этих слов, в нем есть.
А Вы начали-то с чего? Заявили: это не родина ваша бедная, а Вы.
Очень грубо прозвучало. да и глупо, ей-богу. Вот мы и развели "турусы на колесах", а что Вы хотели чтобы Вам на грубость отвечали?
Я, кажись, вообще не злопамятная).
А, к слову, по комментариям видно, что не я одна - сколько людей "потеряли" родину... однако это не наша вина. Беда - может быть.
Круто сказано. Нужно многое пережить, что бы иметь право на такие слова. Сочувствую
Хотя привыкла обходиться без сочувствий. Чо с ним делают-то, с сочувствием, не подскажете?
ЗЫ. ...я себя особо умной не считаю). И не заморачиваюсь на том.
А расплатиться нечем - новый был рассказ о доме за болотом, эт недавно. Часто новое в прозе не рождается у меня. Зато старого воз и тележка. При случае сойдет за новое). Но я теперь буду ждать января, чтобы "не частить".
А Ваш рассказ о концертном номере - это законченное шикарное произведение. Какие образы: "девятым валом поднялось ощущение бездомности", "оно нарастало,обрушивалось, кружило как щепку мою душу... "
Супер!!!!!!!!!
На самом деле, чувствую себя там великолепно - свободно. счастливо. Но, мне кажется, тамошние женщины и друзья скорее показались бы чужими...
Восхищение Ваше полностью отношу на талант Маликова. Все было так просто, но какие чувства вызвало. Это и есть настоящий талант, наверное... без всяких кружев...
Ещё учась в школе, я писала поэму о Доме. Там были такие строки: переступив порог, войду в наш дом. О, здесь меня судить не будут строго! Но всё, что Родиною мы зовём, лежит по обе стороны порога...
У меня нет чувства привязанности к моей башкирской Малой Родине - такой термин в брежневские времена был популярен. Я рано уехала из железнодорожного посёлка в унылый татарский городишко, который запомнился только как место юной и острой тоски - времени взросления и осознания трагического одиночества человека в мире людей. Там окончила школу, а потом училась на фельдшера в ещё одном городке, уже удмуртском. Впрочем, национального окраса не было ни у одного из трёх упомянутых поселений, это были уездные советские "населённые пункты", вполне безликие. Потом участвовала в строительстве камского автогиганта, и полюбила юный город, поднявшийся на моих глазах в татарской степи.
Так и шло - города менялись, и чувство Родины не было привязано к определенному месту.
Столица сугубо российской глубинки тоже стала частичкой моей большой малой родины - здесь родился Мальчик, здесь обрела себя не только в сугубо личной, камерной ипостаси... И тем более, чувствую родиной Казань, где похоронен отец.
Могу сказать, я родом из России, в нескольких городах которой у меня был дом, а Родину чувствую именно так: по обе стороны порога дома, где бы он ни находился. Родиной становятся города, где живут люди, с которыми сроднилась - в реальной жизни или виртуальной, будь то Воронеж, Минск, Москва, Санкт-Петербург, Ташкент... да и вся прежде наша Средняя Азия, которую довелось однажды объехать по Каракумской пустыне от Ашхабада до Каспия… С удовольствием добавляю к списку и полузаброшенную людьми, властями Кологривскую деревеньку Илешево, где поселились мои друзья...
У меня детство и юность прошли заграницей и возвращение в подмосковный городок и первое время жизни там, связаны с весьма драматическими переживаниями.
Наверное, Ваши драматические переживания где-то описаны или еще будут? У меня тоже воз всего... наверное, много из написанного достойно внимания читателей. Но жизнь прожита, проживается, как в бочке законопаченной плывущей в море - типа "в царстве славного Салтана" - вот только интернет - окошко.
Спасибо!
А свою жизнь Вы напрасно с бочкой ассоциируете, не так это - друзей,общения у Вас полно, востребованы Вы. Не грешите!
Сейчас я прочитал историю, написанную Слаер и... в шоке. Я высказался там уже. Мне очень интересно Ваше мнение об этом почти психоделическом произведении. Вот ссылка
http://gidepark.ru/community/1851/article/480541
Если у Вас, конечно, есть время и желание. И лучше, если Вы пожелаете высказать свою оценку, написать мне личное сообщение, не для общего обозрения. Спасибо.
За "путевку в жизнь"!)))
Не назову їі я ненькой
Цію Україну нерідненьку
Де народився я і жив.
Але ж забути ії важко,
А вспоминати дуже тяжко.
З людинами я там дружив.
А злиднів краще позабути,
Так що ж без памьяти і бути?
Багато злиднів Бог зробив,
Та й в Україні поселив.
Серед широкого майдана
Убивці пам’ятник богдану
Стоіть, а Дніпр собі реве.
Не мила зовсім батьківщина
Живе та квітне Україна.
Живе, та й хай собі живе.
:)
Про Родину Вашу понятно, была бы я еврейкой, я бы тоже Израиль Родиной считала.