Читая Э.Толле

 

·        Размышления при чтении Экхарта Толле

*Л.Н. Толстой: «Все дело в мыслях. Мысль – начало всего, и мыслями можно управлять, и потому главное дело совершенствования – работать над мыслями». 

Интересно, умел ли Толстой останавливать процесс непрерывного неупорядоченного мышления, «воссоединяя ум с внутренней разумностью» и используя его только по необходимости как инструмент для решения очередной творческой задачи? Вот бы проследить за течением мыслей в его голове на отдыхе, на сенокосе, при конфликтах с Софьей Андреевной и при писании «Войны и мира»! А может, он умел «Работать над мыслями» и вовсе не допускал «неупорядоченного мышления»?

*«Настоящая любовь никогда не заставит тебя страдать. Да и как это может быть? Любовь никогда не превращается во внезапную ненависть, а настоящая радость никогда не превращается в боль.» (Э.Т.)

Вспомним , в чем заключалась «вера» Ходжи Насреддина. Этой «верой» была любовь к жизни и к людям со всеми их слабостями. Вот это и есть настоящая любовь и настоящая радость, столь редкая в мире людей. Ходжа смотрит на человека сквозь его эго и видит его сущность, осознавая при этом наличие эго и трезво его оценивая. Именно поэтому естественно складываются его отношения с одноглазым вором, эго которого постепенно трансформируется. Вера во внутреннюю порядочность людей продуктивнее недоверия.

Насреддин Соловьева вовсе не суфий, каким считает его мусульманский мир. Он принимает жизнь, не избегая ее страданий, а уж тем более - радостей. Сам Соловьев уж тем более не проповедник учения Будды, и если и ценит радости текущего момента, - к прошлому он относится гораздо внимательнее и уважительнее. Вот одно из прекрасных отступлений в «Очарованном принце»:

«Все, все проходит; бьют барабаны, и базар затихает – пестрый базар нашей жизни. Одна за другой закрываются лавки суетных мелких желаний; пустеют ряды страстей, площади надежд и ярмарки устремлений; становится вокруг тихо, просторно, с неба льется грустный закатный свет, - близится вечер, время подсчета прибылей и убытков. Вернее – только убытков; вот мы, например, - многоскорбный повестователь этой истории, не можем, не покривя душой, похвалиться, что заканчиваем базар своей жизни с прибылью в кошельке.

Миры совершают свой путь; мгновения цепляются за мгновения, минуты – за минуты, часы – за часы, образуя дни, месяцы, годы, - но мы, многоскорбный повествователь, из этой вечной цепи ничего не можем ни удержать, ни сохранить для себя, кроме воспоминаний – слабых оттисков, запечатленных как бы на таящем льду. И счастлив тот, кто к закату жизни найдет их не совсем еще изгладившимися: тогда ему, как бы в награду за все пережитое, дается вторая юность – бесплотное отражение первой. Она не властна уничтожить морщины лица, вернуть силу мышцам, легкость – походке и звонкость – голосу; ее владения – только душа. Встречали вы старика с ясными и светлыми глазами? Это юность, повторенная в его душе, смотрит на вас, это бесплотный поцелуй из прошлого, подобный свету погаснувшей звезды, это блуждающий где-то и наконец вернувшийся к нам обратно звук струны, которая давно уже отзвенела. Да будет ниспослана такая милость и нам за все наши горести и утраты: пусть никогда не изгладится в нашем сердце благословенный оттиск, оставленный юностью, - дабы, вернувшись к нам на закате, узнала она дом, в котором когда-то жила…»

Лично я столько драгоценных и согревающих душу воспоминаний храню в моей душе!  - и, думаю, именно они отодвигают старость.

            *Совсем другое дело – справедливая мысль Э.Т.

о накопленном в прошлом теле боли, на которое наслаивается новая боль при неприятии момента. Если удается начать жить моментом, спокойно принимая все, что он несет,  - тело боли будет таять и не подпитываться новыми переживаниями. А что касается пережитых радостей и удач – они только добавляют человеку уверенности, а также (тут Соловьев прав!) обогащают и расцвечивают старость.

            *В России, нырнувшей с головой в дикий капитализм, подняли знамя индивидуализма в основном под лозунгами «спасайся, кто как может», «грабь награбленное» и «цель оправдывает средства»; высмеяли кллективизм, который в общем-то содержит в своей основе «возлюби ближнего, как самого себя». Умные японцы давно поняли, что без этого настоящей культуры, да и экономики, не построишь.  Хитрый Аркадий Гайдар неспроста вложил в уста Тимура «Всем хорошо – и мне хорошо».

*Единение с другими людьми и с Сущим  - вот про это знаменитое «По ком звонит колокол».

            *Академик Велихов, физик-ядерщик, занялся в последние годы вопросами психологии. Во время интервью он сказал, что если в течение лет этак десяти грамотно «подпитывать подкорку», то можно стать экспертом, мастером в избранном тобой деле. Что касается озарений эксперта, то они приходят все равно в виде вспышек. Ему, проверившему все это на себе, можно верить.                                                                                                                             

 

·         «Когда ты присутствуешь, то можешь позволить уму быть таким, какой он есть, не попадаясь в его ловушки. Сам по себе ум не является дисфункциональным. Это великолепный инструмент».            (Э.Т.)

·         Что-то попахивает раздвоением личности. Получается, что, став присутствующим, я знаю, что эго – это не я, что я в настоящем моменте, что прошлое и будущее надо мной не властны, а с другой – я спокойно позволяю «великолепному инструменту» озабоченно перемалывать  прошлое и будущее. Мудрец  присутственно наблюдает идиота?