Люди этой власти не нужны

На модерации Отложенный

 

   Побывайте в русской деревне. Пока не поздно. Расскажу о своем последнем посещении нескольких северных деревень. Ужас, который не оставляет вот уже несколько месяцев после этой поездки, наверное, и стал причиной этой статьи.

По долгу службы в конце мая этого года мы на небольшом суденушке отправились из Новосибирска по Оби вплоть до Нижневартовска.  На этом пути мы побывали в 14 деревнях Томской области, или там, что когда-то было деревнями. Первое и главное, что я хочу всем вам посоветовать –  не откладывая, побывать, если есть возможность или повод в деревне, потому что скоро их не останется. 

   Есть несколько общих черт для каждой из деревень, и все они безрадостны. Первая черта – это наличие домов с заколоченными крест на крест окнами. Домов, в которых можно было бы беспроблемно жить лет двадцать. Идешь по улице, и оторопь берет – это как гнилые зубы – большой пятистенок с заколоченными окнами. Все умерли?, ушли? – куда? – за лучшей долей… За лучшей ли?

 Объединяет все деревни и ассортимент в магазине, к сожалению. Он невелик, и его  можно разделить на 3 приблизительно равные части – одна треть – это «промышленные» товары – ведра, косметика, наряды, порошок стиральный, вторая треть -  продукты – хлеб, майонез, какие-то фрукты. И последняя треть – это водка. На центральной витрине, в большом ассортименте. Иногда из алкоголя ещё пиво, но это редко. Водка и все. 

  Ещё в каждой деревне раньше что-то было – леспромхоз, детский сад, клуб, покосы, почта, музей, учхоз, фельдшерский пункт и так далее, и так далее. Было. И нет. На вопрос; «Почему?»,- отвечают: «Говорят, нерентабельно, вроде, денег не хватает содержать».

 Есть ещё одна одна черта, объединяющая эти северные деревни – очень светлая, но о ней чуть позже, а пока – 2 истории, услышанные во время коротких встреч с сельчанами.

  Я не знаю имён, но вот такую историю мне рассказали. В обыкновенном, довольно просторном доме живут два человека – муж с женой, которые и поделились со мной своей горестной историей. «Мы не пьющие-гулящие, мужу 45лет, (жена рассказывала, а муж в это время серьезно слушал ) а мне побольше. Мы здоровые, нормальные люди, а у нас дочь 15 лет, считай, сирота. У нас же малокомплектная школа была, в ней все ребятишки учились, а потом невыгодно содержать стало, её и прикрыли. Кто смог, за детьми уехали, чтобы в интернат не отдавать, а нам ехать некуда, пришлось отправить из дому. Учиться-то все равно надо. А потом и интернат сократили, её ещё дальше отправили. А потом она заболела, и нам велели жилье для неё снимать. И так она при живых родителях в 15 лет уже 3 года на квартирах живет. Приезжает когда к нам, на каникулы, так мы пока неделю присматриваемся друг к другу, каникулы и заканчиваются. Так и не знаем, какая она в следующие каникулы вернется. Школа далеко – каждый месяц не поездишь, я работаю одна, муж на бирже – 2000 рублей, а на бензин вон сколько надо, а где их взять-то?»

    Вторая история – из другой деревни, тоже одной из наиболее разоренных. Мужики устроили в ограде небольшой пикник по-деревенски – на шпажках – дичь, копченая рыба из Красной книги, хлеб, водка. Периодически подходили соседские мужики и, пропустив рюмку-вторую, уходили. Рыбачить, Браконьерничать, сказать по-русски.

Человек, пригласивший нас оказался самым словоохотливым: «Ну, твою мать – в Японии цунами! Россия поможет японцам!  А кто мне, русскому мужику когда помог? Я за все плачу – налог на дом, налог на землю, за рыбалку, а если меня с рыбкой (так называют осетровых) поймают, 50000 штрафа выпишут, а как жить-то? Электричества и того нет, все растащили. Пилораму и ту недавно вывезли. Думаешь, если меня клещ укусит или поскользнусь зимой, кто-то приедет лечить? Никто не приедет. Вон сосед, звонил-звонил в район, когда прижало, никто не пошевелился, пока сам не отлежался, ни одна сволочь не подумала к больному ехать. Мы здесь давно уже не живем – выживаем».

И ещё одно событие, свидетельство, которое меня поразило больше всего. Не знаю, как у вас, но в Новосибирске, где я живу, 9 Мая давно превратился во что-то уродливое, потому что ничего общего с всенародным праздником не имеет. После каких-то формальных утренних парадов с казенными речами наступает затишье перед вечерней оргией с фейерверками. Вот где всё клёво, круто и прикольно! Сигареты, травка, энергетики с пивом, иногда драки, куча милиции, маты со всех сторон, потому что на главной площади День Великой Победы празднуют те, кто не отличит Конева от Кейтеля. Но это у нас. А вот в деревне Алатаевская, слава Богу, по-другому. В этой деревне когда-то было 620 жителей. Сейчас – 33. До ближайшей и более живой деревни, кажется, 30 километров по воде. Так вот в конце мая, вокруг разрушенных, как после бомбежки домов, около простого деревенского памятника Павшим героям единственным ярким пятном во всей деревне был венок, который сельчане положили у подножья этому памятнику. Где бы вы его ни взяли – купили в соседней деревне или сплели своими руками – низкий вам поклон, алатаевцы, и глубокая благодарность.

 Ещё одна общая черта всех деревень – светлая -, но от этого более горькая. Это – деревенские подростки. Когда деревенские пацаны и девчонки 12-15 лет встречали нас, незнакомых взрослых людей, они с нами смущенно здоровались. Они так воспитаны. И у таких ребят нет будущего в том месте, где они родились. Уничтожается лучшее.

   А теперь давайте посчитаем. Сколько стоит содержание сельского библиотекаря? Тренера по обще-физической подготовке, который бы вел несколько нехитрых секций – футбол, волейбол, баскетбол, лыжи?  Работника культуры, который бы организовал кукольный театр, хор, вел кружок по рукоделию, пел песни со старушками в народных костюмах?  Я, бывший учитель, знаю, что на содержание малокомпклетной ( 1-2 учителя) школы миллионы не требуются. Но, извините, невыгодно.

 А теперь давайте подумаем над вопросом, который задал мне участковый милиционер в одной из деревень, и на который я не смог сразу ответить: «Почему раньше за место под покос люди сражались, а мяса в магазинах не было, а сейчас деревни вымирают, а колбасы хоть завались?» И вот какой ответ ко мне пришёл уже по возвращению – Да потому что мы пьем молоко, которое неделями не прокисает и едим колбасу, которая неделями не протухает.  Яблоки, груши и сливы к нам привозят из Средней Азии, картошку – из Израиля, а помидоры с огурцами – из Китая. Дешевле же, чем содержать фельдшера в деревне.

 Очень не хотелось бы увидеть в комментариях, какую-нибудь очень популярную в ГП глупость, что виноват во всем какой-нибудь Ельцин, Сталин или Горбачев, который разрушил Советский Союз. Я описал историю нашего времени.