Серьезный удар по отечественному виноделию

На модерации Отложенный

Скажу сразу, что мы, как Абрау-Дюрсо, ничего не боимся – это уже твердый бренд. Но в целом наше правительство, подписывая решение о снижении импортных пошлин на вина, ставит российского производителя в очень тяжелое положение. В течение 4 лет пошлины на импортные вина снизятся до 12,5%.

Конкурировать с Западом в открытом противостоянии невозможно. В их арсенале намного более эффективное производство, виноградники и раскрученные бренды. Если мы хотим, чтобы в России была создана собственная винодельческая провинция, надо проводить вдумчивую политику.

Прежде всего, нужно стимулировать производство собственного винограда. Высадить виноградники – только полдела. Урожай они смогут давать лишь на четвертый год. Поэтому в нашей ситуации без целенаправленной государственной поддержки не обойтись. На импортные виноматериалы должна устанавливаться максимальная пошлина, чтобы люди инвестировали в производство собственного винограда и вин из этого винограда. А сегодня эта пошлина фактически сводится на нет.

На импортное пиво она вообще обнуляется, но это товар дешевый и потому за счет транспортных издержек стоимость импортного пива изменится не так ощутимо. Поэтому, если виноделие консолидируется на территории производителя, там, где виноград произрастает, то пиво тяготеет к потребителю. Но конкуренция тоже возрастет, и наверняка некоторые российские пивные заводы ее не выдержат.

Может быть, это и правильно – неэффективные производства должны уходить с рынка. Однако дело в том, что у нас изначально неравные условия конкуренции с Западом. Например, там больше квалифицированной рабочей силы, процентные ставки ниже, а доступ к инвестиционному капиталу шире. Нам же достать деньги для реконструкции практически невозможно.

В то же время наши энерготарифы выросли уже до уровня Нью-Йорка. Мы могли бы конкурировать, будь у нас те же условия, в которых работают западные виноделы.

В ВТО довольно много плюсов. Это подключение к мировому экономическому пространству, открываются экспортные каналы, можно с выгодой торговать не только сырьем, но и другими товарами на западных рынках, например, зерном. Участие в ВТО позволит нам реально бороться за либерализацию сельхозрынка, что России выгодно. Другой вопрос, что вступать в эту организацию нужно разумно, как когда-то это сделал Китай.

Не могу сказать, что мы не правы по всем пунктам. Но по виноделию это так. Впрочем, в России оно и так не слишком развито. Большинство российских производителей производят вина из импортных виноматериалов, и низкие пошлины им только на руку. Ставку на отечественный виноград делают немногие. Помимо Абрау-Дюрсо существует еще несколько предприятий, которые пытаются как-то выживать. И если со стороны правительства не будет адекватных компенсирующих мер по поддержке виноградников, мы так и не создадим эту отрасль.

В нашей стране есть отличный терруар, издавна существовала своя школа виноделия, которая сейчас разрушена. К 1985 году в России было свыше 200 тыс. га виноградников. В 1986-м, после принятия указа, мы потеряли 15%. А в 90е годы мы потеряли еще 60% лозы в результате бестолкового регулирования государственной экономики. Сейчас осталось 61 тыс. га. Теперь станет еще меньше, и процесс сокращения этих площадей продолжится.

Но виноделие – такая отрасль, куда люди часто приходят не столько за деньгами, сколько за удовольствием. Поэтому надеюсь, что в России еще будут появляться инвесторы, готовые вкладываться в виноградарство не ради одной только прибыли.