Строили-знаем! Такие разные дома

– Очень любопытная история, – улыбнулся Курочкин. Впрочем, не пора ли нам закончить с прошлым и вернуться к строительству? Причем к самому главному вопросу: сколько стоит тот или иной дом? Хочется понять – потяну ли я стройку.

– Все мы находимся за чертой бедности, – задумчиво протянул Разгуляев, – только по разные от нее стороны.

– Сам придумал? – удивился Иван.

– Нет, у меня дома книжка с афоризмами имеется. Племяш тем годом гостил – оставил. Это оттуда. Автора только не помню.

– Наверное, Чубайс, – предположил Рыжиков. – Впрочем, это не важно. Рубленый плотниками дом сейчас, по правде говоря, «кусается». Во-первых, цены на лес нынче выросли сильно. Во-вторых, хороших спецов мало, а те, что есть, дорогого стоят. Но все равно, самые дорогие дома из кирпича и клееного бруса. Затем идут наши, рубленые. Канадская технология подороже норвежской и традиционной русской. Каркасные дома стоят дешевле рубленых. Но не всегда. Оцилиндровка весьма доступна по цене. Я из нее, правда, дом не рискнул бы построить. Почему – потом расскажу.

– А кому лучше доверить строительство дома: людям или машинам? Ведь прогресс по нашему земному шарику идет семимильными шагами, а вы, Иван, все по старинке топором машете.

– Давайте порассуждаем. Человечество веками строило деревянные дома и веками было недовольно капризным характером дерева. И ведет его, и проблемы с усадкой, и внешний вид дома не всегда устраивал. Поэтому, как только появилась возможность, человек изобрел новые технологии работы с деревом. Стал его сушить, резать, клеить. И решил практически все проблемы. Правда, дерево при этом потеряло свои уникальные свойства и стало всего лишь еще одним строительным материалом наравне с кирпичом и бетоном. Те же норвежцы мне говорили, что тот, у кого нет денег, строит дом из оцилиндрованного бревна, а тот, кому все равно, чем дышать в доме, – из клееного бруса. Может, это и слишком категоричное мнение, но я с ним согласен.

– Кстати, весьма болезненный вопрос, насчет пожароопасности. Дерево есть дерево. Как полыхнет!

– Очередной миф. Горят любые дома. Кирпичные горят ничуть не хуже деревянных. Кирпичные стены после пожара все равно приходится разбирать. Чтобы обезопасить себя от огня надо всегда держать исправной электропроводку, не курить в доме, плитками газовыми и электрическими аккуратно пользоваться. В общем, я тут рассказываю прописные истины.

– Вот еще я слышал, что электропроводку внутри стен можно прятать.

– Этого я бы как раз и не советовал. Недавно мы один дом очень богатому человеку строили. Так тот всю электропроводку на ролики керамические сделал. Как раньше было. И стильно, и безопасно.

– А ты, Иван, помнишь, как наш Кузьмич доказывал, что если два гвоздя сунуть в розетку, а сверху на них бросить третий, то ничего не будет? – влез в разговор Разгуляев.

– Конечно, помню. Он еще потом поговорку придумал, что хороший электрик от своих плоскогубцев недалеко падает. Бог с ним, с Кузьмичом, не отвлекай меня. Теперь о том, кто должен строить дом: плотник или домостроительный комбинат. Казалось бы, на дворе 21 век. Разве может быть сегодня востребован ручной труд? Ведь любой завод по малоэтажному домостроению способен выдавать на-гора по тысяче домокомплектов (слово-то какое) в год. Строй – не хочу. Плюс кирпич, плюс бетон, газобетон, пенобетон, пенопласт, шлакоблоки и пр.

Но опять вспоминается анекдот:

Строители проверяют звукоизоляцию построенного дома.
– Вася, ты меня слышишь?
– Не ори, я тебя вижу!

На мой взгляд, дом, как правило, строится один раз в жизни. Поэтому решение о выборе материала для его строительства должно быть чрезвычайно взвешенным и продуманным. Скупой, как известно, платит дважды. Я видел даже дома, построенные из шпал, пропитанных креазотом. Сколько лет прожили в них хозяева – неизвестно. Но продолжительность своей жизни они явно сократили. Нельзя построить легковой автомобиль, который мог бы одновременно участвовать в «Формуле-1» и преодолевать наши дороги где-нибудь в Рязанской глубинке. Или то, или другое. По-моему, нельзя построить идеальный дом.

– Это точно, – вновь вмешался в разговор Разгуляев. – Точно так же невозможно найти себе идеальную половину. Вот после бани и пары рюмок холодной водочки под маринованные грибочки и жена личная неплохо смотрится. А на следующее утро она же сковородником по твоей физиономии пройтись может…

– Не жаль. В смысле сковородника не жаль, – рассмеялся Иван. – Ладно, идем дальше. В каждом доме есть свои плюсы и свои минусы. Просто надо понять, что тебе более всего нужно. Престиж? Строй дом из кирпича или клееного бруса. Дорого и на века. Будет, чем похвастаться перед соседями. Желаешь жить по-европейски? Подойдут каркасные дома из Северной Америки либо из финской оцилиндровки. Скорость строительства и относительная дешевизна? Твой дом – либо отечественный каркас, либо отечественная же оцилиндровка. Может быть, газобетон. Экология и желание спать без задних ног? Строй деревянный дом ручной рубки. Эксклюзив ручного труда всегда ценился выше типовых решений. И еще куча плюсов.

– А вы не могли бы, Иван, рассказать мне о других технологиях? – попросил Рыжикова Василий Петрович.

– Хорошо, – согласился Иван. – Я постараюсь при всей своей любви к деревянному зодчеству быть максимально объективным ко всем другим технологиям. Давайте начнем с оцилиндровки.

– Оцилиндровку любят те, кто хочет сэкономить на всем, – вновь не удержался Разгуляев. Вот был у меня знакомый. Водителем работал у большого начальника. А тот по строительному делу командовал.Пока этот начальник по объекту очередному ходит, указания ценные раздает, мой знакомый, а звали его Серегою, пару кирпичей в багажник и припрячет. Все хотел домик в деревне подешевле выстроить. Кирпичи Серега хранил в своей однокомнатной квартире между супружеским ложем и стенкой мебельной. А на все упреки жены отвечал так: «Потерпи, Настя. Придет день, и заживем мы с тобою по-человечески». И та, обнадеженная, засыпала в крепких мужеских объятиях. Так они копили и копили кирпич почти год. Пока, наконец, Серега не оформил себе участок в деревне километров в ста от места их постоянной дислокации и не решил, что пора вывозить кирпич на будущую строительную площадку. А так как на перевозке тоже надо было сэкономить, Серега взял на выходные служебный уазик. Снял задние сидения и загрузил его кирпичом по самое не балуй! Уазик просел на рессорах, но поехал потихоньку. Серега прошел весь путь без приключений. Да не весь, а только до поворота на родную деревню. А там лужа после недавних проливных дождей образовалась. Серега по тормозам. Но забыл про законы физики. Огромная масса кирпича пошла вперед. Сломала водительское сидение и прижала Серегу к рулю. Да так сильно, что тот мог только дышать и нажимать грудью во время вздоха на сигнал. Так он и пролежал на баранке до утра, пока грибники не обнаружили.

Вытащили те Серегу из машины, положили на травку и начали члены его затекшие выпрямлять. Через полчаса тот оклемался, подошел к машине, выбросил весь кирпич в лужу, развернулся и поехал домой.На все расспросы жены, о том, когда же у них появится домик в деревне, Серега впоследствии отвечал так: «Будет, Настена. Обязательно будет».Затем шел на кухню, наливал себе пятьдесят грамм водки из холодильника и задумчиво смотрел на промышленный пейзаж за окном.

– Да, печальная история, – покачал головой Курочкин. – Но все же продолжим. Так что там, Иван, насчет оцилиндровки?

– Это очень популярный в последние годы материал. Почему придумали оцилиндровку? Все очень просто. Унификация. Если мы не можем вырастить лес одинакового диаметра (вот, оказывается, где матушка-природа не доглядела), надо засунуть его в специальный станок. Тот большими фрезами уберет все лишнее, и на выходе получатся одинаковые карандашики. Режем чашки (так называют выемки в бревне), и можно строить дом. Производительность оцилиндровочного станка может доходить до одного бревна в минуту. Очень красивые и дешевые дома получаются. Правда, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Дом мало сдать заказчику. Заказчик почему-то хочет в нем жить долго и счастливо. Вот тут-то и начинаются проблемы. Наши люди отличаются от финнов, которые, не скрою, умеют делать хорошую и, кстати, дорогую оцилиндровку, не в лучшую сторону. Наши люди суют в оцилиндровочные станки лес сырой, незрелый и с подсочкой. Нет, конечно, хороший лес тоже, бывает, попадет. Затем карандашики, сделанные из некачественного леса, складываются в дом. А чашка не держит брёвна, которые пытаются выкрутиться из неприятного для них состояния. Мы же помним, что дерево – это живой органический материал. Вот и появляются в процессе эксплуатации щели между бревнами. Я знал случаи, когда дома раскатывали и собирали вновь. Кстати, совсем забыл о снятии верхнего слоя дерева фрезами. На мой взгляд, чем меньше мы дерево обрабатываем рубанками, пилами и фрезами, тем лучше. Вот финская оцилиндровка делается весьма высокого качества. Но при этом она гораздо дороже нашей.
Плюс оцилиндровки: дешево.
Минусы: проблемы при эксплуатации; повышенные теплопотери, особенно в угловых соединениях; дополнительная подконопатка со всеми вытекающими последствиями, что бы ни говорили вам при продаже производители.

Клееный брус. Весьма искусная имитация рубленого дома. Дерево, клей, дерево, клей. Дерево при этом весьма жестко сушат до 8% влажности, режут, клеят… И все ради того, чтобы избежать проблем с усадкой и растрескиванием. Тут уж разговаривать о свойствах древесины как природного кондиционера весьма сложно. К тому же абсолютно для меня непонятная проблема с точкой росы. То есть местом, где встречается тепло, идущее из дома, с уличным холодом. Почему-то все производители клееного бруса обходят эту проблему стороной, сколько я с ними не разговаривал на выставках. По-моему, если строить правильно, точка росы должна быть вынесена за пределы стены. Тогда здесь необходима дополнительная обшивка стен доской или обкладка кирпичом. Плюс наличие формальдегида. Хотя и говорят производители, что его не используют при склеивании. Но один технолог признался мне в личной беседе, что без формальдегида не обойтись. Всем, кто покупал мебель из ДСП или МДФ, знаком резкий неприятный запах в первые дни, когда мебель привезли из магазина. Не самые приятные ощущения. Кстати, при производстве клееного бруса примерно половина древесины идет в отходы.
Плюсы клееного бруса: минимум проблем с усадкой и растрескиванием древесины; возможность строить большие площади (это если кому-то в доме потребуется зал для боулинга); определенный престиж для хозяина перед гостями.
Минусы: дорого; высота клееного бруса в стене не превышает 28 см – трудно по технологии сделать больше, в то время как настоящий рубленый дом делается из леса диаметром от 28 см, так что немного другая эстетика получается; экология дома явно хуже обычного деревянного дома.

Кирпич. Самый массовый материал на строительном рынке малоэтажного строительства. Красный кирпич, сделанный из обожженной глины, достаточно экологический материал. Хотя последнее время много строят из силикатного. Помнится, в советское время силикатный кирпич шел только на хозяйственный постройки. А вот фундамент для кирпичного дома требует больших затрат, чем для деревянного. Кроме того, кирпичный дом требует постоянного проживания. Если вы приехали зимой на дачу в холодный кирпичный дом, то он начнет прогреваться лишь к моменту вашего отъезда. Как бы вы ни топили.
Плюсы: престижный материал в России, говорит об определенном уровне достатка хозяина.

Каркасный дом. Любовь архитектора. Рисуй, что хочешь. Строится быстро, никаких проблем с усадкой. Но требует постоянной вентиляции помещений, так как дом не «дышит». Теплый, если правильно построен. Вот тут основная проблема. Заказчик не видит, что скрывается за гипсокартоном и ОСБ. А там может быть что угодно. Как говорится, шуруп, забитый молотком, держит крепче, чем гвоздь, завернутый отверткой. Это я к тому, что в каркасном доме очень трудно проконтролировать качество работы строителей.

Теперь о рубленых домах. Есть русская, норвежская и канадская рубка.

Норвежская рубка делается только из лафета. Пользуется большой популярностью в странах Северной Европы. Внешний вид сруба сильно напоминает дом из клееного бруса. Не требуется дальнейшей отделки сруба доской, что сильно удешевляет строительство. Не требуется дальнейшей подконопатки стен. Норвежская чаша делается таким образом, что исключается попадание воды и воздуха, то есть уменьшается возможность загнивания древесины в самом уязвимом месте – в соединении бревен. К тому же норвежская чаша – самозаклинивающаяся. В процессе эксплуатации сруба происходит уплотнение между венцами. Крыша в норвежском срубе – единое целое со стеной. «Осы», русское название «конь», и «слеги» врубаются во фронтоны. В норвежском срубе нет традиционного русского потолка. Потолок устроен таким образом, чтобы «осы» – здоровые круглые бревна диаметром 30-36 см – были видны. Получается довольно интересный и необычный интерьер. Правда, при этом увеличиваются расходы на отопление. Растрескивание лафета немного больше, чем круглого бревна.

Канадская рубка – круглый лес и самозаклинивающаяся чаша. Здесь соединяются преимущества и русской, и норвежской технологии. У нас канадская рубка пока еще малоизвестна и не очень востребована. И пока еще очень мало специалистов.

Русскую рубку все прекрасно знают. Но в последнее время делают и весьма упрощенные варианты этой рубки. Все куда-то торопятся, торопятся… А напоследок расскажу старый, но поучительный анекдот:

– Сколько недоделок Вы обнаружили в новом доме?
– Пока только одну!
– Это же здорово! А какую?
– Никак не могу открыть входную дверь.