Хабаровская Утка
На модерации
Отложенный
Большой удачей бывает для репортера, когда он проводит съемки какого-то значительного происшествия. Согласитесь, что заснять пожар в жилом доме, или в доме престарелых, или даже детском саду, а еще, если, например какой-нибудь террорист возьмет жертву в заложники, вот это будет сюжет. И тут вы (репортер) на переднем плане рассказываете о всех перипетиях сложившейся ситуации, берете интервью у героев спасших заложников, или даже стоите под огнем, который ведет неприятель. Но что делать, если войны нет, потенциальных заложников никто не беспокоит, и даже в городе не загорелось ничего значительного? Вот в этой ситуации, видимо и вынуждены репортеры искать разные сюжеты, или даже в чем-то создавать их, используя весь свой творческий потенциал.
Пример как выйти из этой ситуации нам продемонстрировал телеканал «Вести Хабаровск», который в июне 2011 года показал сюжет «Секта психического расстройства». Коротко говоря, по сюжету корреспондент берет интервью у неких сотрудников компании, которые названы «жертвами учения» и жалуются на то, что вот де консультации очень дорогие, и столько денег отдали. Очень интересное высказывание «Оборот кампании 30 миллионов рублей в месяц, поэтому скрывают лица» (в кадре лица размыты). Рассказывают что вот там де, есть обучающие центры, в общем вроде ни какого криминала. «Место гендиректора пусто, у него тяжелейшее психическое расстройство», вот тут заметьте какой переход, сначала сотрудники жалуются на саентологов (которых там даже и не видно), а потом заявляют о расстройстве директора. И вопрос конечно в том, а какая тут связь? Но дальше нам репортер поясняет, «началось выкачивание денег с фирмы». Вот тут хочется спросить, если эта фирма имеет претензии по качеству товаров или услуг, за которые оплатила деньги, то почему не потребовала возврата, почему не обратилась в суд? Обращение в суд, это нормальные и цивилизованные способы решения проблемы. Что-то все-таки смущает, какая-то недосказанность, факты не сходятся. Причем тут секта, и какое отношение это имеет к фирме и ее руководителю. Весь телесюжет сводился к тому, что саентологи обобрали фирму…, довели руководителя до «психушки»…, что превратилось прямо в эпидемию, что можно предположить из слов ведущей, которая сказала что «В психиатрической больнице всплеск обращений пострадавших от Саентологии…». Корреспондент комментируя эту ситуация ссылаясь на заведующего кафедрой психиатрии и медицинской психологии ДВГМУ Геннадия Колотилина, сказала «Курс реабилитации у него проходят десятки бывших адептов Саентологии». На столе у психиатра лежала толстенная папка, видимо демонстрирующая доказательства слов корреспондента.
В сюжете было так мало логики, что я решил разузнать об этом поподробнее, для чего связался с бывшей женой того предпринимателя, о котором идёт речь в сюжете. И оказалось, что этого человека, до «психушки» довели никакие не саентологи, дело в том, что он с 90-х годов неоднократно лежал в психиатрических стационарах, причем своей жене, на которой он женился в мае 2001 года, он об этом рассказал, только после того, как она потребовала объяснений странностей его поведения. Что называется, свалили с больной головы на здоровую. Между тем, закон о СМИ не только наделяет журналиста правом проверять достоверность сообщаемой ему информации в статье 47, но вменяет это как обязанность, соответственно в статье 49 этого закона. И корреспондент не только могла, но и обязана была проверить сообщаемую ей информацию, более того, она могла отказаться от съемки данного сюжета, такое право ей дает уже упомянутая 47 статья закона о СМИ. Ну хорошо, в данном случае с бизнесменом, вышла ошибка, но может быть есть и другие случаи, о которых не упомянул уважаемый профессор психиатрии. С этой целью я запросил Министерство здравоохранения Хабаровского Края, спросив статистику по поводу психиатрического лечения верующих, причем не только саентологов, но и других конфессий. Так вот в своем ответе министр здравоохранения указал; «….
конфессиональная принадлежность лиц, обратившихся за специализированной медицинской помощью не ведется», таким образом, утверждение о массовом обращении саентологов в психиатрические клиники Хабаровска, не более чем, вымысел, ибо ни каких других доказательств корреспондент не упомянул.
Но это не все, как сказал репортер «по признанию тех, кто смог выбраться из саентологических сетей, в Хабаровске только за последние 5 лет успешного бизнеса лишились десятки предпринимателей», поэтому я обратился в прокуратуру, и ответ подтвердил мои подозрения, в ответе прокуратуры содержалось «…исковые заявления в защиту лиц, пострадавших в результате деятельности организаций и граждан, занимающихся Дианетикой и Саентологией, не предъявлялись, судебных актов, устанавливающих подобные факты, …в прокуратуре края не имеется», иными словами и здесь была совершенно дикая, ни на чем не основанная ложь. Возвращаясь к закону о СМИ, где есть статья 51, о недопустимости злоупотребления правами журналиста, запрещающего распространять информацию «с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан… по признакам… отношения к религии…». Мне, честно говоря, было бы стыдно, если бы я оказался на месте руководителей телеканала, чьи сотрудники, поступают таким образом.
В конце сюжета корреспондент упомянула о некоем человеке; «А тем временем в Россию прибыл…, господин Армстронг, его миссия, помешать распространению учения в нашей стране». Видимо и Конституцию в редакции «Вестей» в Хабаровске не читают, так как в статье 29 там сказано «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду», и далее «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания…» в статье 28, что возможно иностранцу Армстронгу и неизвестно, а вот наши граждане должны бы знать.
И кстати сказать единственным телеканалом, который предоставил вышеупомянутому Армстронгу возможность клеветать на Саентологов, был федеральный телеканал ВГТРК «Россия 1», о чем я уже писал в одном из своих постов. ВГТРК это один из телеканалов, чьи руководители в 1999 году подписали «Хартию телерадиовещателей», в этом документе, который представляет собой свод правил, норм поведения в сфере телерадиовещания. Ее главная цель - обеспечить достоверность информации, защиту прав и законных интересов граждан и организаций, уважение неприкосновенности частной жизни, отказ от демонстрации чрезмерной жестокости и насилия, там, в том числе утверждается что; «Недопустима организация информационных кампаний по целенаправленной дискредитации граждан и организаций в конъюнктурных целях».
Основная причина такого сюжета, на мой взгляд, не только в слабом знании законов и норм, но и в нежелании, а может быть в неумении выполнять свои обязанности на высоком профессиональном уровне. Ничего не мешало журналисту получить объективные данные, те, которые узнал я. Кроме того, церковь Саентологии, которая в сюжете упоминается, между прочим, ведет социальную деятельность в таких направлениях как; правовое просвещение, антинаркотическая пропаганда, улучшение нравственности. Даже если, допустим, корреспондент или редакция и имеет предубеждение в отношении Саентологии, то было бы справедливо рассказать не только голую критику, но и упомянуть о положительных моментах, а зритель уж пускай сам делает выводы. Потому что, именно этим, объективностью, на мой взгляд, отличается профессиональная журналистика от непрофессиональной. Как писал основатель Саентологии Л. Рон Хаббард "Правда – это то, что является правдой для вас. Никто не имеет права навязывать вам какую-то информацию и заставлять вас во что бы то ни стало верить ей. Если что-то не является правдой для вас, то это не правда".
Комментарии