Обама нанес серию успешных ударов по Китаю

В последние десять дней президент США Барак Обама предпринял серию очень энергичных шагов, которые, похоже, отвечают интересам России на Тихом океане.
Потому что во многом останавливают непрерывно и неуклонно продолжавшееся все последние годы одностороннее усиление позиций Китая в регионе.

Обама ясно дал понять, что после завершения не слишком, мягко говоря, удачных войн в Ираке и Афганистане Штаты главный приоритет своей стратегии переносят в зону Азии и Тихого океана – самый динамичный и успешный район планеты.
Он открыто заявил об этом в своей программной речи на прошлой неделе в парламенте Австралии. Слова подкреплены делами – военными, дипломатическими и экономическими.

В военном отношении Штаты намерены помешать упорным попыткам Китая тихой сапой взять под контроль идущие вдоль побережья морские пути с Дальнего Востока в Индийский океан, по которым ежегодно транспортируется товаров на 5 триллионов долларов.
Пекин явно хотел бы приучить американцев к тому, что им в эту морскую зону соваться опасно. КНР, в частности, активно развертывает «истребителей авианосцев» – баллистические ракеты большой точности DF-21, способные потопить крупный корабль на расстоянии 3,2 тыс. км. Под угрозой массированного ракетного удара уже находятся пять из шести военных баз США в регионе – за исключением Гуама.

Начались испытания первого китайского авианосца – бывшего советского «Варяга», купленный у Украины.
Он используется преимущественно для тренировок летчиков и отработки новой тактики боевых действий на море. К 2015 году, как сообщалось, в КНР будут спущены два собственных авианосца с обычной силовой установкой. К 2020-му – два атомных. Разрабатывается также боевой самолет пятого поколения с использованием технологии «стелс». Это будет сила, способная реально противостоять американцам.

Китай активно наращивает также военные усилия в космосе – он уже показал, что может успешно сбивать спутники.
В случае конфликта это призвано лишить США возможности следить за спорным районом с орбиты и координировать боевые действия. Наконец, в последнее время государственные учреждения и крупные корпорации США и Японии постоянно подвергаются весьма успешным и массированным хакерским атакам. Эти взломщики, например, длительное время контролировали ряд серверов ведущей японской военной корпорации «Мицубиси хэви индастриз», читали секретную почту всех японских парламентариев.

Китай, как говорится в недавнем докладе одной из комиссий Конгресса США, реально готовится к превентивным ограниченным ударам по американским силам, вырабатывает тактику «победы над технологически более мощным противником». Ставка делается на то, что Штаты в случае локальной стычки не решатся применить ядерное оружие, будут бояться крупных людских потерь. И будут вынуждены уйти – вначале из Желтого и Восточно-Китайского морей, а потом – из Южно-Китайского. Это даст Пекину контроль за зоной от Владивостока до Сингапура с соответствующими последствиями.

На прошлой неделе Обама договорился в Австралии о постоянном размещении там войск США численностью до 2,5 тыс.

человек.
Дело не в количестве: база у города Дарвин на крайнем северо-западе Австралии находится вне зоны удара китайских ракет. Она четко нацелена на Южно-Китайское море, которое Пекин хочет превратить в свое озеро. Американцы намерены резко расширить патрулирование этого района с помощью вооруженных беспилотников. Одновременно в середине ноября в Пентагоне заработал департамент по комплексному противодействию Китаю во всех сферах – от морей и киберпространства до космоса. В Австралии Обама заверил, что сокращение оборонного бюджета США не будет иметь отношения к военным усилиям Штатов на Тихом океане.

19 ноября Обама объявил, что госсекретарь Хиллари Клинтон в декабре отправляется в Мьянму (бывшую Бирму), которая была важнейшим союзником КНР в Юго-Восточной Азии, давала Китаю стратегический выход в Индийский океан.
Однако правивший там десятилетиями военный режим решил мириться с Западом и избегнуть односторонней зависимости от Пекина. Генералам хочется и легализовать свои богатства: они передали власть формально гражданскому правительству, которое начало осторожные реформы и отпускает политзаключенных. Это может дать возможность Западу отменить санкции притив Мьянмы, а визит Клинтон, первая за последние полвека поездка туда госсекретаря США, открывает путь к тому, чтобы лишить Китай ключевого вассала.

Сила нынешней стратегии Обамы в том, что ее целом поддерживают многие ключевые страны Юго-Восточной Азии, встревоженных усилением КНР.
Это Малайзия, Бруней, Филиппины и даже Вьетнам: все они находятся в тесных экономических отношениях с Китаем, но ведут с ним непримиримый спор о правах на Южно-Китайское море. Даже Ханой, несмотря на раны от кровавой войны в прошлом веке, сейчас сближается с американцами. Он, в частности, активно поддержал любимое детище США – Транс-Тихоокеанское партнерство (ТТП). В рамках этой группировки предполагается снять или снизить все барьеры на пути движения товаров. К переговорам о создании Партнерства уже изъявили желание присоединиться (помимо Вьетнама) Австралия, Бруней, Чили, Новая Зеландия, Перу, Малайзия, Сингапур. На прошлой неделе свое согласие дала Япония (это делает будущую группировку мощнее ЕС), Канада и Мексика. Китай в ТПП пока не приглашают – хотя это не исключено. Но в случае присоединения к Партнерству Пекину придется играть по правилам США – т.е. по принципам свободной торговли.

Короче, Обама развернул наступление по всем фронтам – и явно с учетом приближающихся выборов президента США.
Китай сейчас поставлен в позиции обороняющегося и к резким ответным шагам пока явно не готов. Ну, а нам, как представляется, все это достаточно полезно. На фоне американского наступления Пекин будет вынужден еще больше ценить хорошие отношения с Россией. У Москвы, с другой стороны, нет сил для формирования «своего порядка» хотя бы в части в Восточной Азии и на Тихом океане. К американскому военно-политическому присутствию в регионе мы за последние десятилетия уже волей-неволей привыкли, оно не мешает ни торговле, ни нормальным отношениям. А вот установление «китайского порядка» грозит неожиданностями. Так что уж лучше все будет по-прежнему.